о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения действующего законодательства РФ о пожарной безопасности



                К делу № 2-3130-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18.05.2011 г.                                                                                               г. Таганрог

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Семеняченко А.В.,

при секретаре судебного заседания Головчук Н.В.,

с участием помощника прокурора г. Таганрога Ищенко И.П.,

представителя Управления здравоохранения г. Таганрога Приходько В.И. по доверенности,

представителя Администрации г.Таганрога Шатской Ю.Ж. по доверенности,

представителя МУЗ «Родильный дом» Скорцова И.А. по доверенности,

представителя Финансового управления г. Таганрога Чекаленко Р.В. по доверенности,

представителя ОГПН г. Таганрога Семенец В.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Таганрога к МУЗ «Родильный дом» г. Таганрога, Управлению здравоохранения г.Таганрога, Администрации г.Таганрога о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения действующего законодательства РФ о пожарной безопасности,

УС Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Таганрога в иске указал, что прокуратурой города Таганрога совместно с сотрудниками отделения ГПН по г.Таганрогу была проведена проверка исполнения законодательства РФ о пожарной безопасности в деятельности МУЗ «Родильный дом» г.Таганрога. В ходе проведения проверки МУЗ «Родильный дом», расположенных по адресам <адрес>, был выявлен ряд нарушений действующего законодательства РФ о пожарной безопасности. Согласно акту проверки от 14.03.2011 г. было установлено следующее:

По <адрес> (главный корпус и перинатальное отделение не функционируют).

- Электрооборудование выполнено и эксплуатируется с нарушениями нормативных документов по электроэнергетике в лабораторном корпусе и гараже (ППБ-01-03, п.3.; п.57.; ПУЭ, п.7.4.12.);

- Не проведена проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердаков в лабораторном корпусе (не предоставлены документы, подтверждающие проведение проверки и качество обработки) (ППБ-01-03, п.36.);

- Для складских помещений не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по ПУЭ в лабораторном корпусе и гараже (ППБ-01-03, п.33.);

- стены коридора у бухгалтерии в лабораторном корпусе (литер «Б») облицованы горючими материалами (ППБ-01-03, п.53.);

- Дверь электрощитовой не является противопожарной пределом огнестойкости 0,6 часа в лабораторном корпусе (ППБ-01-03, п.3.; СНиП 2.08.02-89*, п.1.82.);

По <адрес>:

- Двери, ведущие из поэтажных коридоров в лестничные клетки не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах (Акушерский корпус литер «А») (ППБ-01-03, п.3.; СНиП 21-01-97*, п.6.18*.);

- На окнах помещений первого этажа Акушерского корпуса, в которых находятся больные (пациенты) и обслуживающий персонал установлены металлические решетки (ППБ-01-03, п.184.);

- Двери ниш для прокладки коммуникаций, электрощитовых, вентиляционных камер в подвале пищеблока литер «п/Б», в хозяйственном корпусе литер «Г», в подвале Акушерского корпуса литер «А», не имеют требуемого предела огнестойкости (ППБ-01-03, п.3.; СНиП 2.08.02-89*, п.1.82.);

- Для производственных и складских помещений не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по ПУЭ пищеблок литер «Б», хозяйственный корпус литер «Г», Акушерский корпус литер «А», пункт кислородоснабжения литер В (ППБ-01-03, п.33.);

- Окраска стен коридоров и холлов на путях эвакуации выполнена горючими материалами (красками) в Акушерском корпусе (ППБ-01-03, п.53.; п.184.);

- Ширина лестничных маршей и клеток менее 1,35м в Акушерском корпусе (ППБ-01-03, п.3.; СНиП 21-01-97*, п.6.29.);

- Двери лестничных клеток в открытом положении уменьшают расчетную ширину лестничных площадок в Акушерском корпусе (ППБ-01-03, п.3.; СНиП 21-01-97*, п.6.31*.);

- Обслуживающий персонал не обеспечен в полном объеме индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания в Акушерском корпусе (ППБ-01-03, п.129.);

- Объект не обеспечен прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны, либо с центральным пунктом пожарной связи г.Таганрога (ППБ-01-03, п.39.);

По <адрес> :

- Электрооборудование выполнено и эксплуатируется с нарушениями нормативных документов по электроэнергетике (эксплуатируются участки временной электропроводки, соединения электропроводов произведено вскрутку) (ППБ-01-03, п.3.; п.57.; ПУЭ, п.7.4.12.);

- Допускается эксплуатация электросветильников не оборудованных колпаками, рассеивателями предусмотренными их конструкциями (ППБ-01-03, п.60.);

- Стены коридора, являющегося путем эвакуации облицованы горючими материалами (ППБ-01-03, п.53.);

- Двери на пути эвакуации, ведущие к запасным эвакуационным выходам открываются не по направлению выхода из здания (ходу эвакуации) (ППБ-01-03, п.52.);

- Автоматическая пожарная сигнализация не соответствует проектной документации (ППБ-01-03, п.98.);

По <адрес>:

- Электрооборудование выполнено и эксплуатируется с нарушениями нормативных документов по электроэнергетике (эксплуатируются участки временной электропроводки, соединения электропроводов произведено вскрутку) (ППБ-01-03, п.3.; п.57.; ПУЭ, п.7.4.12.);

- Стены коридора, являющегося путем эвакуации облицованы горючими материалами (ППБ-01-03, п.53.);

- Двери на пути эвакуации, ведущие к запасным эвакуационным выходам открываются не по направлению выхода из здания (ходу эвакуации) (ППБ-01-03, п.52.);

- Автоматическая пожарная сигнализация не соответствует проектной документации (ППБ-01-03, п.98.);

По <адрес>:

- Электрооборудование выполнено и эксплуатируется с нарушениями нормативных документов по электроэнергетике (эксплуатируются участки временной электропроводки, соединения электропроводов произведено вскрутку) (ППБ-01-03, п.3.; п.57.; ПУЭ, п.7.4.12.);

- На окнах установлены глухие решетки (ППБ-01-03, п.40.);

- Стены тамбура, являющегося путем эвакуации облицованы горючими материалами (ППБ-01-03, п.53.);

- Двери на пути эвакуации, ведущие к запасным эвакуационным выходам открываются не по направлению выхода из здания (ходу эвакуации) (ППБ-01-03, п.52.);

По <адрес>:

- На окнах установлены глухие решетки (ППБ-01-03, п.40.).

Учредителем МУЗ «Родильный дом» является Управление здравоохранения г. Таганрога и КУИ г. Таганрога (п. 1.3 Устава МУЗ «Родильный дом»), исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Город Таганрог», наделенным в соответствии с Уставом города, собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Таганрога федеральными и областными законами, является Администрация г. Таганрога (ч.1 ст. 34 Устава муниципального образования «Город Таганрог», утвержденного решением Городской Думы г. Таганрога от 01.12.2005 г. № 153). Финансирование деятельности МУЗ «Первая городская больница» осуществляется за счет городского бюджета (п. 5.3 Устава МУЗ «Родильный дом»). Таким образом, МУЗ «Родильный дом» является бюджетным учреждением.Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой (ч.1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ), получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (ст. 162 Бюджетного Кодекса, п.5.5; п.5.2 Устава МУЗ «Родильный дом»). В соответствии с п. 17 Положения «Об управлении здравоохранения г. Таганрога» (утв. Решением городской Думы г. Таганрога от 29.06.2006 № 266), а именно Управление здравоохранения обеспечивает финансирование муниципальных учреждений здравоохранения за счет средств бюджета города Таганрога. Таким образом, выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в МУЗ «Родильный дом» в соответствии с требованиями закона предполагает совместные согласованнее действия ответчиков. Выявленные в МУЗ «Родильный дом» нарушения требований пожарной безопасности свидетельствуют о непринятии медицинским учреждением, Управлением здравоохранения г. Таганрога, Администрацией г. Таганрога достаточных мер по обеспечению требований пожарной безопасности в указанном медицинском учреждении, что создает угрозу пожарной безопасности, а значит жизни и здоровью неопределенному кругу лиц: лицам проходящим лечение в данном учреждении, работникам МУЗ «Родильный дом» и иным посетителям учреждения. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о нарушениях законодательства о пожарной безопасности в деятельности МУЗ «Родильный дом», в частности при эксплуатации вышеуказанного помещения, что создаёт условия для возникновения пожара, а также угрозу для жизни и здоровья неопределенному кругу лиц, что может повлечь массовую гибель людей. При этом необходимо учитывать, что отсутствие средств на выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности не соответствует законодательству РФ. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. Просит суд признать бездействие Главного врача МУЗ «Родильный дом», расположенного по адресу: <адрес>, выразившееся в неустранении нарушений правил и норм пожарной безопасности, незаконным, обязать МУЗ «Родильный дом», Управление Здравоохранения г. Таганрога и Администрацию г. Таганрогу устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности, указанные в предписании от 14.03.2011 г., в срок до 21.09.2011 г.

В судебном заседании помощник прокурора Ищенко И.П. требования иска изменил в части предоставления срока до 01.04.2012 года, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика МУЗ «Родильный дом» г. Таганрога Скорцов уточненные исковые требования прокурора признал.

Представитель Управления здравоохранения г.Таганрога Приходько В.И. в судебном заседании в иске просил отказать, пояснил, что активно принимаются меры по устранению нарушений пожарной безопасности.

В судебном заседании представитель Администрации г. Таганрога Шатская Ю.Ж. исковые требования не признала, пояснила, что Администрация является не надлежащим ответчиком, Администрация не принимает непосредственного участия в формировании бюджета. Бюджет формируется Финансовым управлением и утверждается Думой г. Таганрога.

Представитель третьего лица Финансового управления г. Таганрога Чекаленко Р.В., в судебном заседании пояснил, что исполнение требований искового заявления связано с процедурой формирования бюджета.

Представитель ОГПН г. Таганрога Семенец В.Л. в судебном заседании пояснил, что активно принимает меры по устранению нарушений пожарной безопасности.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит уточненные требования подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что прокуратурой города Таганрога совместно с сотрудниками отделения ГПН по г.Таганрогу была проведена проверка исполнения законодательства РФ о пожарной безопасности в деятельности МУЗ «Родильный дом» г.Таганрога. В ходе проведения проверки МУЗ «Родильный дом», расположенных по адресам <адрес>, был выявлен ряд нарушений действующего законодательства РФ о пожарной безопасности. Согласно акту проверки от 14.03.2011 г. было установлено следующее:

По <адрес> главный корпус и перинатальное отделение не функционируют.

- Электрооборудование выполнено и эксплуатируется с нарушениями нормативных документов по электроэнергетике в лабораторном корпусе и гараже (ППБ-01-03, п.3.; п.57.; ПУЭ, п.7.4.12.);

- Не проведена проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердаков в лабораторном корпусе (не предоставлены документы, подтверждающие проведение проверки и качество обработки) (ППБ-01-03, п.36.);

- Для складских помещений не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по ПУЭ в лабораторном корпусе и гараже (ППБ-01-03, п.33.);

- стены коридора у бухгалтерии в лабораторном корпусе (литер «Б») облицованы горючими материалами (ППБ-01-03, п.53.);

- Дверь электрощитовой не является противопожарной пределом огнестойкости 0,6 часа в лабораторном корпусе (ППБ-01-03, п.3.; СНиП 2.08.02-89*, п.1.82.);

По <адрес>:

- Двери, ведущие из поэтажных коридоров в лестничные клетки не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах (Акушерский корпус литер «А») (ППБ-01-03, п.3.; СНиП 21-01-97*, п.6.18*.);

- На окнах помещений первого этажа Акушерского корпуса, в которых находятся больные (пациенты) и обслуживающий персонал установлены металлические решетки (ППБ-01-03, п.184.);

- Двери ниш для прокладки коммуникаций, электрощитовых, вентиляционных камер в подвале пищеблока литер «п/Б», в хозяйственном корпусе литер «Г», в подвале Акушерского корпуса литер «А», не имеют требуемого предела огнестойкости (ППБ-01-03, п.3.; СНиП 2.08.02-89*, п.1.82.);

- Для производственных и складских помещений не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по ПУЭ пищеблок литер «Б», хозяйственный корпус литер «Г», Акушерский корпус литер «А», пункт кислородоснабжения литер В (ППБ-01-03, п.33.);

- Окраска стен коридоров и холлов на путях эвакуации выполнена горючими материалами (красками) в Акушерском корпусе (ППБ-01-03, п.53.; п.184.);

- Ширина лестничных маршей и клеток менее 1,35м в Акушерском корпусе (ППБ-01-03, п.3.; СНиП 21-01-97*, п.6.29.);

- Двери лестничных клеток в открытом положении уменьшают расчетную ширину лестничных площадок в Акушерском корпусе (ППБ-01-03, п.3.; СНиП 21-01-97*, п.6.31*.);

- Обслуживающий персонал не обеспечен в полном объеме индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания в Акушерском корпусе (ППБ-01-03, п.129.);

- Объект не обеспечен прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны, либо с центральным пунктом пожарной связи г.Таганрога (ППБ-01-03, п.39.);

По <адрес> :

- Электрооборудование выполнено и эксплуатируется с нарушениями нормативных документов по электроэнергетике (эксплуатируются участки временной электропроводки, соединения электропроводов произведено вскрутку) (ППБ-01-03, п.3.; п.57.; ПУЭ, п.7.4.12.);

- Допускается эксплуатация электросветильников не оборудованных колпаками, рассеивателями предусмотренными их конструкциями (ППБ-01-03, п.60.);

- Стены коридора, являющегося путем эвакуации облицованы горючими материалами (ППБ-01-03, п.53.);

- Двери на пути эвакуации, ведущие к запасным эвакуационным выходам открываются не по направлению выхода из здания (ходу эвакуации) (ППБ-01-03, п.52.);

- Автоматическая пожарная сигнализация не соответствует проектной документации (ППБ-01-03, п.98.);

По <адрес>:

- Электрооборудование выполнено и эксплуатируется с нарушениями нормативных документов по электроэнергетике (эксплуатируются участки временной электропроводки, соединения электропроводов произведено вскрутку) (ППБ-01-03, п.3.; п.57.; ПУЭ, п.7.4.12.);

- Стены коридора, являющегося путем эвакуации облицованы горючими материалами (ППБ-01-03, п.53.);

- Двери на пути эвакуации, ведущие к запасным эвакуационным выходам открываются не по направлению выхода из здания (ходу эвакуации) (ППБ-01-03, п.52.);

- Автоматическая пожарная сигнализация не соответствует проектной документации (ППБ-01-03, п.98.);

По <адрес>:

- Электрооборудование выполнено и эксплуатируется с нарушениями нормативных документов по электроэнергетике (эксплуатируются участки временной электропроводки, соединения электропроводов произведено вскрутку) (ППБ-01-03, п.3.; п.57.; ПУЭ, п.7.4.12.);

- На окнах установлены глухие решетки (ППБ-01-03, п.40.);

- Стены тамбура, являющегося путем эвакуации облицованы горючими материалами (ППБ-01-03, п.53.);

- Двери на пути эвакуации, ведущие к запасным эвакуационным выходам открываются не по направлению выхода из здания (ходу эвакуации) (ППБ-01-03, п.52.);

По <адрес>:

- На окнах установлены глухие решетки (ППБ-01-03, п.40.).

В силу ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

Согласно п.5 ст. 2 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1 в ред. от 28.09.2010) - основными принципами охраны здоровья граждан являются: ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

В силу ст. 120 ГК РФ при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества.

В соответствии со ст.37.2 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» - финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования.

Учредителем МУЗ «Родильный дом» является Управление здравоохранения г. Таганрога и КУИ г. Таганрога (п. 1.3 Устава МУЗ «Родильный дом»), исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Город Таганрог», наделенным в соответствии с Уставом города, собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Таганрога федеральными и областными законами, является Администрация г. Таганрога (ч.1 ст. 34 Устава муниципального образования «Город Таганрог», утвержденного решением Городской Думы г. Таганрога от 01.12.2005 г. № 153).

Финансирование деятельности МУЗ «Первая городская больница» осуществляется за счет городского бюджета (п. 5.3 Устава МУЗ «Родильный дом»). Таким образом, МУЗ «Родильный дом» является бюджетным учреждением.

Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой (ч.1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ), получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (ст. 162 Бюджетного Кодекса, п.5.5; п.5.2 Устава МУЗ «Родильный дом»).

В соответствии с п. 17 Положения «Об управлении здравоохранения г. Таганрога» (утв. Решением городской Думы г. Таганрога от 29.06.2006 № 266), а именно Управление здравоохранения обеспечивает финансирование муниципальных учреждений здравоохранения за счет средств бюджета города Таганрога.

В соответствии с п.п.4, п.п.5 ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями по осуществлению планирования соответствующих расходов бюджета, составлению обоснования бюджетных ассигнований; составлению, утверждению и ведению бюджетной росписи, распределению бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Таким образом, выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в МУЗ «Родильный дом» в соответствии с требованиями закона предполагает совместные согласованнее действия ответчиков.

Выявленные в МУЗ «Родильный дом» нарушения требований пожарной безопасности свидетельствуют о непринятии медицинским учреждением, Управлением здравоохранения г. Таганрога, Администрацией г. Таганрога достаточных мер по обеспечению требований пожарной безопасности в указанном медицинском учреждении, что создает угрозу пожарной безопасности, а значит жизни и здоровью неопределенному кругу лиц: лицам проходящим лечение в данном учреждении, работникам МУЗ «Родильный дом» и иным посетителям учреждения.

В соответствии со ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организации осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Статьей 38 данного Закона установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Пунктом 2 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрен такой способ защиты права, как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Обязание выполнить предусмотренные законом обязанности также может являться способом защиты права.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о нарушениях законодательства о пожарной безопасности в деятельности МУЗ «Родильный дом», в частности при эксплуатации вышеуказанного помещения, что создаёт условия для возникновения пожара, а также угрозу для жизни и здоровья неопределенному кругу лиц, что может повлечь массовую гибель людей.

Часть 1 ст.1065 ГК РФ устанавливает, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность, при этом, наличие установленных и указанных выше нарушений может повлечь наступление последствий в виде возникновения пожара, что создаст угрозу для жизни и здоровья граждан, проходящих лечение и может повлечь массовую гибель людей.

При этом необходимо учитывать, что отсутствие средств на выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности не соответствует законодательству РФ. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. Требования прокурора направлены на обеспечение реализации ответчиками полномочий, возложенных на них законом, а также направлены на защиту прав и безопасность неопределенного круга лиц.

Ответчиками в пределах своих полномочий необходимо выполнить мероприятия и принять меры по устранению нарушений правил и норм пожарной безопасности, указанные в предписании от 14.03.2011 г., в срок до 01 апреля 2012 года. При надлежащем исполнении полномочий, возложенных на ответчиков, требование в данный срок является исполнимым.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать бездействие Главного врача МУЗ «Родильный дом», расположенного по адресу: <адрес>, выразившееся в неустранении нарушений правил и норм пожарной безопасности, незаконным.

Обязать МУЗ «Родильный дом», Управление Здравоохранения г. Таганрога и Администрацию г. Таганрогу устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности, указанные в предписании ОГПН г. Таганрога от 14.03.2011 г., в срок до 01 апреля 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение 10 дней.

Решение в окончательной форме изготовлено 20.05.2011 г.

Председательствующий                                          А.В. Семеянченко