Д-2-3856/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 июня 2011 г. Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Ядыкин Ю.Н., при секретаре Краевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к ООО «П.Т.» об обязании совершить действия, направленные на устранение нарушений природоохранного законодательства, УСТАНОВИЛ: Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «П.Т.» об обязании совершить действия, направленные на устранение нарушений природоохранного законодательства, указав 3-м лицом Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов, и ссылаясь на следующий обстоятельства: Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой по обращению председателя Ростоблкомприроды, совместно со специалистами Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области, проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства обществом с ограниченной ответственностью «П.Т.». Основным видом экономической деятельности этого Общества является производство мороженого. В ходе проверки в деятельности ООО «П.Т.» выявлены нарушения природоохранного законодательства в части осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без соответствующего разрешения. Так, на предприятии имеются стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (согласно инвентаризации 2009 года выявлено 6 стационарных источников). В ходе проведения осмотра предприятия 13.05.2011 года установлена работа 2 стационарных источников: участка вафельных стаканчиков (автомат выпечки, тестомесительная машина, мукопросеиватель, источник выбросов труба после вентилятора) и открытой стоянки автотранспорта (то есть неорганизованный источник выбросов), и кроме того, в отопительный сезон 2010-2011 годов работала котельная, оснащенная котлом КГ-500 на газе (источник выбросов - дымовая труба), последний факт подтверждается справкой ООО «П.Т.» от 16.05.2011 № о потреблении природного газа 34866 м3 за период с октября 2010 по апрель 2011. Статьей 23 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что выбросы химических веществ в окружающую среду допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В соответствии с п.3 ст.12 и ст.14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти ь области охраны атмосферного воздуха для конкретного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом); выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специального уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством РФ. Также ст.30 Федерального закона №96-ФЗ установлено, что юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. Согласно ч.3 ст.20 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и п.6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 №, нормативы предельно допустимых выбросов, загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются и утверждаются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам. В ходе проверки установлено, что ООО «П.Т.» осуществляет хозяйственную деятельность без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии разработанных нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух санитарным правилам. В соответствии со ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Согласно ч.1 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать, в том числе требования в области охраны окружающей среды. В соответствии с пунктами 2, 3 ст.14 Федерального закона №89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды; на отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Установлено, что в результате производственной деятельности ответчика образуются следующие виды отходов производства и потребления 1-го класса опасности - ртутные лампы отработанные; II-го класса опасности - аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные; III-го класса опасности - масла отработанные (автомобильное, трансмиссионное, индустриальное), обтирочный материал, загрязненный маслами; фильтры промасленные; IV-го класса опасности - покрышки отработанные, мусор от бытовых помещений организаций несортированный; V-гo класса опасности - отходы черных металлов, мешки полипропиленовые, отходы х/б тканей, остатки и огарки стальных сварочных электродов, отходы производства вафельных стаканчиков. Кроме того, имеются отходы, класс опасности для которых не установлен, а именно отходы (осадки) при механической очистке сточных вод - отходы жироуловителя, смет с территории твердых покрытий. Вместе с тем, ООО «П.Т.» не составлены паспорта на указанные отходы I- IV классов опасности, образующиеся в результате его производственной деятельности, также не подтверждено отнесение отходов с неустановленным классом опасности к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона № 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности. Установлено, что работники ООО «П.Т.», допущенные к обращению с отходами I- IV классов опасности, не прошли профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами I-IV классов опасности. В соответствии со ст.11 Федерального закона №89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами. Согласно ч.3 ст.18 Федерального закона № 89-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполни тельной власти или органы власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Также, п.2 приказа Минприроды РФ от 16.02.2010 № «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)» установлено, что порядок предназначен для юридических лип и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства; п. 5 - отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом. ООО «П.Т.» относится к субъекту малого предпринимательства, вместе с тем отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2010 год в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в установленный срок, то есть до 15.01.2011 не представило. Также установлено, что Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области ООО «П.Т.» вносилось предписание от 29.04.2009 № об устранении нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды. В связи с неисполнением данного предписания 26.10.2010г. Ростоблкомприроды в отношении ООО «П.Т.» проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой в отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 КoAП РФ и выдано новое предписание от 26.10.2010 №. Постановлением мирового судьи судебного участка №3 г.Таганрога Ростовской области от 18.11.2010г. ООО «П.Т.» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей. В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна основываться, в том числе па принципах: обязательность проведения оценки воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности и презумпция экологической опасности любой планируемой хозяйственной и иной деятельности. В связи с отсутствием требуемых законом документов, ООО «П.Т.» не выполняются мероприятия по охране атмосферного воздуха и предотвращению вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, не исключается возможность превышения источником загрязнения атмосферного воздуха гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов, не исполняются требования в сфере обращения с отходами производства и потребления. Тем самым нарушается право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст.42 Конституции Российской Федерации, гарантированное государством. Ссылаясь на ст.45 ГПК РФ и ч.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просил суд: 1. Признать деятельность ООО «П.Т.» по производству мороженного без наличия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, без составления паспортов на образующиеся отходы I-IV класса опасности, без прохождения профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельством (сертификатом), лиц, допущенных к обращению с отходами, без представления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2010 год в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в установленный срокнезаконной. 2. Обязать ООО «П.Т.» совершить действия, направленные на устранение нарушения закона в области охраны окружающей среды посредством: получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух санитарным правилам; получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; составления паспортов на образующиеся отходы I- IV класса опасности: допуска к обращению с отходами I-IV класса лиц, имеющих профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом); предоставления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2010 год в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В судебном заседании помощник Ростовского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2 уменьшил исковые требования, просит не рассматривать требование об обязании ООО «П.Т.» получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух санитарным правилам, поскольку такое заключение ответчиком получено. Уточненные исковые требования поддержал, ссылаясь на изложенные в исковом заявлении доводы. Пояснил, что доводы представителя ответчика о том, что первый пункт исковых требований сформулирован некорректно, считает необоснованными, так как статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлена презумпция экологической опасности хозяйственной деятельности предприятий, деятельность предприятия должна основываться на расчетах вредного воздействия на окружающую среду. При наличии указанных в иске нарушений деятельность ООО «П.Т.» незаконна. Прокурор был вынужден обратиться в суд, поскольку требования предписания от 29.04.2009 года не выполнялись, до мая 2011 года нарушения не устранялись. Представитель ответчика ООО «П.Т.» адвокат ФИО3, действующий на основании доверенности от 15.06.2011г., в судебном заседании исковые требования не признал в части первого пункта исковых требований. Пояснил, что второй пункт уточненных исковых требований ответчиком не оспаривается и выполняется, что подтверждается представленными копиями санитарно-эпидемиологических заключений, заявлениями ответчика в Департамент Росприроднадзора по ЮФО от 30.05.2011г. и от 07.06.2011г. о выдаче свидетельств о классе опасности отходов, согласовании паспортов опасных отходов и о выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, с отметками о принятии этих заявлений с приложенными к ним документами, а также письмом Департамента Росприроднадзора по ЮФО в адрес ответчика от 14.06.2011г., в котором говорится, что документы направлены в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования для поведения проверки обоснованности установления классов опасности отходов для окружающей среды. В первом пункте исковых требований вопрос о незаконности действий ответчика поставлен абстрактно, поскольку речь идет об общей правоспособности юридического лица. Специальная правоспособность возникает на основании лицензии, что к данному случаю не относится. Неисполнение предприятием ряда нормативных требований, не связанных с угрозой жизни, здоровью и общественной безопасности, носят лишь формальный характер, как по аналогии - нарушение трудового договора не говорит еще о незаконной деятельности предприятия в целом. Предписание не исполнялось, так как предприятие не работало, а изготовление паспортов на опасные отходы и получение разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу это дорогостоящее мероприятие. Планировалось продать предприятие, поэтому не занимались этими документами, но затем обстоятельства изменились и в ближайшее время все необходимые разрешения и документы будут оформлены. Гражданский процесс основывается на равенстве правоотношений сторон, а в данном случае требование признать деятельность незаконной в целом не содержит доказательной базы. 3-е лицо Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области своего представителя в судебное заседание не направил, председатель комитета ФИО4 представил письменный отзыв по данному делу, в котором указал, что требования прокурора считает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд признает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Объяснениями сторон и материалами дела подтверждено, что ООО «П.Т.» осуществляет деятельность, при которой в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В соответствии с п. 3 ст. 12 и ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для конкретного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом); выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специального уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством РФ. ООО «П.Т. не отказывается от хозяйственной деятельности по производству мороженого, влекущей выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, и предприняло меры для получения разрешения, что подтверждается представленными документами. Требование прокурора об обязании совершить действия по получению разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу ответчиком не оспаривается и подлежит удовлетворению, поскольку на момент принятия решения по делу такого разрешения нет. В соответствии с п. 2, 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, и на эти отходы должен быть составлен паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона № 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с этими отходами. Материалами дела подтверждено и ответчиком не оспаривается, что в результате производственной деятельности ООО «П.Т.» образуются отходы I - IV класса опасности. Ответчик признает свою обязанность составления паспортов на эти отходы и допуска к обращению с отходами лиц, имеющих соответствующую подготовку, оплатил обучение таких лиц. Поскольку на момент принятия решения по делу паспорта на отходы I - IV класса опасности ответчиком не согласованы в установленном порядке и не представлены свидетельства (сертификаты) о профессиональной подготовке на право работы с этими отходами, требования прокурора об обязании совершить действия по составлению паспортов на отходы и допуску к работе с этими отходами лиц, прошедших соответствующую профессиональную подготовку, подлежат удовлетворению. Обязанность ответчика предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами установлена статьей 11 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Материалами дела подтверждено, что отчетность за 2010 год в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ответчиком не представлена. Доказательств устранения этого нарушения суду не предъявлено, требование прокурора в этой части ответчиком также не оспаривается и подлежит удовлетворению. Доводы представителя ответчика о том, что требование прокурора о признании деятельности с нарушением природоохранного законодательства незаконной сформулированы некорректно и не подлежат удовлетворению, суд признает необоснованными. Эти доводы вызваны недооценкой общественной значимости и необходимости строгого соблюдения указанный в иске требований законов и нормативных актов в сфере охраны окружающий природной среды. Прокурор правильно указывает на то, что законом установлена презумпция причинения вреда окружающей среде от хозяйственной деятельности предприятий. Прокурор не требует признания незаконной деятельности ООО «П.Т.» в целом, как это указал представитель ответчика, а требует признать незаконной деятельность по производству мороженого с указанными в иске нарушениями природоохранного законодательства. Законность и обоснованность такого требования подтверждена материалами дела и самим ответчиком, признающим требования прокурора по устранению нарушений природоохранного законодательства. Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что уточненные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме. В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 4000 рублей. Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к ООО «П.Т.» удовлетворить. Признать деятельность ООО «П.Т.» по производству мороженного без наличия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, без составления паспортов на образующиеся отходы I-IV класса опасности, без прохождения профессиональной подготовки лиц, допущенных к обращению с отходами, без предоставления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2010 год в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти незаконной. Обязать ООО «П.Т.» совершить действия, направленные на устранение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, а именно: на получение разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; на составление паспортов на образующиеся отходы I-IV класса опасности; на профессиональную подготовку лиц, допущенных к обращению с отходами, с подтверждением этой подготовки свидетельством (сертификатом); на предоставление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2010 год в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Взыскать с ООО «П.Т.» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4000 рублей. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 14 июля 2011 года. Федеральный судья Ядыкин Ю.Н.