об обязании заключить договор социального найма.



Дело № 2-4600/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июля 2011 г.         г. Таганрог

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Романенко С.В.

при секретаре Бондаренко Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитина Сергея Владимировича к МУП «ЖЭУ» г. Таганрога об обязании заключить договор социального найма

УСТАНОВИЛ:

Никитин С.В. обратился в суд с иском к МУП «ЖЭУ» г. Таганрога об обязании заключить с ним договор социального найма на кв. <адрес> в г. Таганроге.

В обосновании иска истец указывает, что он осуществлял уход за Сергеевой Еленой Григорьевной, занимавшей жилую площадь по адресу указанно квартиры и зарегистрированной в этом помещении и фактически проживал в с ней. Сергеева Е.Г, умерла 26.07.2010 г. При жизни она оставила завещание в пользу истца, но не успела оформить документы в отношении квартиры и квартира не вошла в наследственную массу. 29.06.2010 г. Сергеева Е.Г. обращалась в органы УФМС с заявлением о регистрации истца по адресу данной квартиры, но в этом было отказано. МУП «ЖЭУ» отказало истцу в удовлетворении заявления о заключении с ним договора социального найма этой квартиры.

Истец просит обязать МУП «ЖЭУ» заключить с ним договор купли-продажи указанной квартиры.

В суде истец доводы иска подтвердил. Показал, что длительное время ухаживал за Сергеевой Е.Г., фактически проживал в её квартире. Сергеева Е.Г. выдала завещание, которым все свое имущество завещала ему.

Представитель истца ФИО9., по доверенности, доводы иска подтвердил.

Представитель МУП «ЖЭУ» в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом. В суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя МУП «ЖЭУ» с указанием того, что с Сергеевой Е.Г. 8 июля 2010 г. был заключен договор социального найма.

Представитель третьего лица- Администрации г. Таганрога ФИО10 против удовлетворения иска возражал. Сослался на положения ст. 69-70 ЖК РФ, пояснил, что указанная жилплощадь - комната в коммунальной квартире, которая относится к муниципальному жилому фонду, была предоставлена Сергеевой Е.Г. В отношении этого помещения с Сергеевой Е.Г. был заключен договор социального найма. При обследовании квартиры (жилищных условий) в 2009 г и в 2010 г. было выявлено, что Сергеева Е.Г. в квартире проживает одна. Никаких заявлений на изменение договора социального найма. Жилая площадь помещения 15,5 кв.м. Зарегистрировать, при жизни Сергеевой Е.Г. на эту жилплощадь кого-либо было недопустимо по причине того, что площадь жилого помещения на одного проживающего составила бы менее учетной нормы. Просил в иске отказать.

В судебном заседании свидетель ФИО11. сообщил, что он знаком с истцом, неоднократно приезжал с ним на квартиру Сергеевой Е.Г. выполнял ремонтные работы. Эти работы заканчивались уже после смерти Сергеевой Е.Г. Истец находился в квартире все время. Свидетелю известно, что Сергеева Е.Г. намеривалась оставить квартиру истцу.

Свидетель ФИО12 показала, что являлась соседкой Сергеевой Е.Г. по многоквартирному дому, Своей семьи у неё (Сергеевой Е.Г.) не было, и к истцу она относилась как к сыну, собиралась оставить ему свое имущество. Истец осуществлял за ней уход, проживал и после смерти Сергеевой Е.Г. продолжает проживать в её квартире.

Выслушав лиц участвующих в деле, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит выводу, что в удовлетворении иска следует отказать по следующим основания.

Судом установлено, что на основании вселительной от 24 декабря 1983 г. Сергеевой Е.Г. была предоставлена комната в квартире 30 по адресу <адрес> в г. Таганроге (л.д. 13).

Согласно актов обследования жилищных условий от 10.07.2009 г. и от 29.03.2010 г. Сергеева Е.Г. проживала в квартире одна (л.д. 14, 15).

Согласно договора социального найма № от 8 июля 2010 г. Сергеевой Е.Г. была передано жилое помещение № площадью 17,70 кв.м. в коммунальной квартире 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 23а,24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32 (л.д. 17-18).

Согласно справке УПФ РФ по г. Таганрогу от 07.07.2010 г. Никитин С.В. получал компенсационную выплату по уходу за инвалидом 1-ой группы Сергеевой Е.Г. с 01.03.2010 г. (л.д. 19).

Согласно свидетельства о смерти от 27 июля 2010 г. - Сергеева Елена Григорьевна умерла 26.07.2010 г. (л.д. 20).

Никитин С.В. обращался в УФМС РФ по г. Таганрогу о регистрации его по месту жительства по кв. 30 по ул. в г. Таганроге 29.06.2010 г. но в регистрации было отказано. Как пояснил представитель администрации, это было недопустимо по причине того, что площадь жилого помещения, при этом, на одного проживающего составила бы менее учетной нормы (площадь помещения 15,50 кв.м.).

В месте с тем, согласно паспортных данных Никитин С.В. имеет регистрацию проживания по адресу <адрес> в г. Таганроге.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ предоставила каждому, кто законно находится на территории РФ право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище».

В силу ст. 30 ЖК РФ собственник вправе предоставить во владение или пользование принадлежащее ему жилое помещение по основаниям установленным действующим законодательством. Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма установлены положением ст. 69 ЖК РФ, согласно которой -

1. К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

2. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

3. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

4. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.

Сергеева Е.Г. собственником квартиры не являлась. С ней был заключен договор социального найма № от 8 июля 2010 г.

Истец утверждает, что проживал в спорной квартире с весны 2009 г. Однако в качестве члена семьи истец в данный договор не включен.

В силу статьи Статья 69 Жилищного кодекса РФ -

1. К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

2. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

3. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

4. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из

В силу статьи 70 Жилищного кодекса РФ -

1. Наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.

2. Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя.

Как следует из материалов дела истец, в установленном порядке в спорную квартиру не вселен.

То обстоятельство, что Сергеева Е.Г. завещала истцу все свое имущество не является основанием для удовлетворения иска, поскольку наследодатель не являлась собственником спорного помещения. Сведений о том, что при жизни Сергеева Е.Г. обращалась с заявлением о приватизации этого помещения суду не представлены.

То обстоятельство, что истец ухаживал за Сергеевой Е.Г. при жизни, что подтвердили свидетели ФИО13 и ФИО14., был получателем пособия по уходу за нетрудоспособной, оплачивал и продолжает оплачивать коммунальные услуги не является основанием для обязания заключить с истцом договор социального найма, поскольку исковые требования не основаны на законе.

Так действующим законодательством не предусмотрена возможность понуждения наймодателя (собственника муниципального жилого фонда) к заключению договора социального найма с лицом, который не был членом семьи умершего нанимателя, и не вселен в спорное жилое помещение в установленном законом порядке.

Принимая во внимание изложенное суд приходит к выводу, что установленных законом оснований для удовлетворения иска нет, а, следовательно, истцу в иске следует отказать.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Никитину Сергею Владимировичу в иске к МУП «ЖЭУ» г. Таганрога об обязании заключить договор социального найма - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд, через Таганрогский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий