о включении периодов работы в специальный стаж с применением льготного пордка исчисления и назначении досрочной трудовой пенсии



К делу № 2-4920-11                                 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 августа 2011 года                   

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

Председательствующего судьи Полиёвой О.М.,

при секретаре Яровой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыбальченко Е.Н. к ГУ УПФ РФ в г. Таганроге о включении периодов работы в специальный стаж с применением льготного порядка исчисления и назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Рыбальченко Е.Н. обратилась в суд с иском к ответчику о включении периодов работы в специальный стаж с применением льготного порядка исчисления и назначении досрочной трудовой пенсии. В обоснование заявленного требования указала, что <дата> она обратилась с заявлением в ГУ УПФ РФ г. Таганрога о назначении ей пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». <дата> был вынесен протокол об отказе в назначении пенсии за выслугу лет. Согласно протоколу специальный стаж истицы составил <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, что не соответствует действительности, поскольку периоды работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> - в должности акушерки, старшей акушерки в отделении патологии беременности 2-й Городской больницы включены в специальный стаж только по фактической продолжительности без применения льготного исчисления 1 год работы, как 1 год и 6 месяцев, т.к. отделение «патологии беременных» Списком № 781 не предусмотрено, а предусмотрено - акушерки, работающие в отделении «акушерском патологии беременности».

Истица считает, что своим отказом ответчик нарушил ее право на льготную пенсию и просит суд включить в специальный стаж с применением льготного порядка исчисления 1 год работы как 1 год и 6 месяцев периоды: с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата> и обязать ГУ УПФ РФ г. Таганрога назначить пенсию за выслугу лет с момента подачи заявления <дата> и выплатить всю образовавшуюся задолженность.

В судебное заседание истица Рыбальченко Е.Н. не явилась, предоставив заявление о рассмотрении дела ее отсутствие, доводы искового заявления поддержала. В отношении не явившейся истицы дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель истицы - Приходько В.И., действующий по доверенности от <дата>, доводы искового заявления поддержал и просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ГУ УПФ РФ в г. Таганроге - Бублий А.А действующий по доверенности от <дата>, исковые требования не признал, пояснив, что требования истицы безосновательны, поскольку специальный медицинский стаж истицы составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней. Такая продолжительность специального стажа объясняется не применением льготного исчисления к периодам, указанным в Протоколе от <дата> Учитывая недостаточность у истицы на момент обращения за назначением пенсии специального медицинского стажа, представитель ответчика считает отказ в назначении пенсии по старости законным. Просил в удовлетворении иска отказать.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 Конституции РФ все граждане Российской Федерации имеют право на социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии с требованиями пп. 20 п. 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.

Согласно ст. 27 Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пп. 7-13 п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, а также Правила для исчисления периодов работы в этих должностях и учреждениях, которые засчитываются в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

До вступления в силу постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 право на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников определялось в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066. Согласно п. 3 этого постановления в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитывались периоды работы до 01.11.1999 г. в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464. В соответствии с этим Списком право на пенсию за выслугу лет (в настоящее время именуется - досрочная трудовая пенсия по старости) предоставлялось врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Абзацем 3 п.2 постановления № 464 предусмотрена льгота по исчислению выслуги лет (1 год за 1 год 6 месяцев) для среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров, отделений (групп) и т.д.

В соответствии с приказом Минздрава России от 24.02.1998 г. № 48 в перечень отделений хирургического профиля стационаров входят (по данному профилю) акушерское, гинекологическое, родильные и т.д.

В соответствии с Правилами льготный порядок исчисления стажа применяется к периодам работы лиц, работающих в структурных подразделениях учреждений здравоохранения, поименованных Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, и в соответствующих должностях, указанных в Перечне. Перечень таких должностей и структурных подразделений (учреждений), дающих право на льготы при подсчете медицинского стажа, содержался в приложении к Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением № 1066 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 г. № 130), которые применялись при подсчете указанной выслуги (с 1 января 2002 г. стажа на соответствующих видах работ) за периоды, начиная с 1 ноября 1999 г., а также в абзаце 3 п.2 постановления № 464, применяющегося при подсчете выслуги (стажа) за период до 1 ноября 1999 г.

Перечень 2002 года составлен на основе перечня, являющегося приложением к Правилам 1999 года. Вместе с тем в него внесены некоторые уточнения и дополнения, а именно в перечень отделений хирургического профиля добавлено «акушерское отделение» (ранее были перечислены отделения акушерское, физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности); вместо общего наименования «медицинские сестры, в том числе старшие» в перечень включена должность «медицинские сестры палатные, в том числе старшие». По новым правилам периоды работы в таких структурных подразделениях должны быть засчитаны в специальный стаж с учетом льготы (1 год работы засчитывается за 1 год и 6 месяцев).

Возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии законодатель связывает с осуществлением деятельности в соответствующих учреждениях, а не только с определенным видом деятельности. Это обусловлено не характером деятельности, а повышенной интенсивностью труда, в том числе медицинских работников, приводящего к преждевременной утрате трудоспособности и профессиональной пригодности из-за высоких эмоциональных и физических перегрузок в учреждениях с установленной и регулируемой органами исполнительной власти нагрузкой и объеме работ (письмо ПФ РФ от 30.09.2002 № МЗ-25-27/8791)

Как указанно в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25, в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включать в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (п.1 ст. 27 и п.п. 2-13 ст. 28 названного Закона), период его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде, типе учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решатся судом исходя из характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.

Приведенная правовая позиция Конституционного суда Российской Федерации в полной мере подтверждает и указывает, что законодатель предъявляет требования, в связи с которыми назначается пенсия по выслуге лет, это требование выражается в специфике работы, а не от наименования учреждения или должности, независимо от ведомственной подчиненности, а также формы собственности. Истицей выполнялись все обязанности медицинского работника, во время работы был заключен трудовой договор со всеми вытекающими правами и обязанностям медицинского работника.

Если наименование структурного подразделения не вполне соответствует утвержденному Перечню 2002 года, это обстоятельство не является препятствием при назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

При таких обстоятельствах, отказ ответчика во включении в специальный стаж истца без применения льготного исчисления периода ее работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности акушерки, старшей акушерки в отделении патологии беременности 2-й Городской больницы, является необоснованным.

Суд считает, что периоды работы истицы с <дата> по <дата> (специальный стаж <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней), с <дата> по <дата> (специальный стаж <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяц) подлежат зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с применением льготного исчисления (1 год работы как за 1 год и 6 месяцев).

В результате суммирования периодов работы, которые зачтены ГУ УПФ РФ, специальный стаж истицы составляет <данные изъяты> год <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, которого достаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С учетом периодов, включенных судом в специальный стаж в льготном исчислении, истице должна быть назначена с момента подачи заявления, т.е. с <дата>

Руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Рыбальченко Е.Н. к ГУ УПФ РФ в г. Таганроге о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии, - удовлетворить.

Включить в специальный стаж с применением льготного порядка исчисления 1 год работы как за 1 год 6 месяцев для исчисления пенсии Рыбальченко Е.Н. следующие периоды:

с <дата> по <дата>,

с <дата> по <дата>

Обязать ГУ УПФ РФ в г. Таганроге назначить и выплачивать пенсию Рыбальченко Е.Н. с <дата>

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение 10 дней.

Председательствующий