К делу № 2-4177-11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 30 августа 2011 года г. Таганрог Таганрогский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Курасовой Е.А., при секретаре Драгныш Т.Д. с участием адвоката Будюкина Р.А., представившего удостоверение № от 05.12.2006 года, ордер № от 01.07.2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Радченко В.В. к Государственному Учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обязании произвести расчет невыплаченной денежной суммы в качестве пенсии, суд УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в <адрес> о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязании произвести расчет невыплаченной денежной суммы в качестве пенсии. В обосновании исковых требований указал, что он является пенсионером по старости. Пенсия по старости ему досрочно назначена ответчиком <дата> по достижению 55 летнего возраста, за работу в особых условиях по Списку № в соответствии с пп. 1 п.1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от <дата> Досрочная пенсия ему назначена т.к., в период с 1971г. по 1985г. он работал термистом в механических цехах, а в последние годы работал в особо вредных цехах завода, документы, подтверждающие указанные обстоятельства, находятся в материалах его пенсионного дела. Однако, пп.1 п. 1 статьи вышеназванного закона гласит: «Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: 1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет». Таким образом, указанная статья устанавливает право гражданам мужчинам на назначении пенсии по достижении 50 летнего возраста. В нарушение указанной нормы пенсия ему была назначена с пятилетним опозданием, указанное обстоятельство связанно с халатной работой отдела кадров предприятия, на котором он работал. <дата> он обратился с письменным заявлением к ответчику с просьбой назначить ему трудовую пенсию за работу во вредных условиях начиная с периода достижения 50 летнего возраста, кроме того, просил выплатить ему денежную сумму, невыплаченной пенсии с 50 до 55 лет, то есть за период времени, когда он имел право на получение пенсии, но не получал её. Однако, в письменном ответе от <дата> в удовлетворении его требований было отказано. <дата> он повторно обратился с заявлением к ответчику. <дата> ответчик повторно отказал ему в его требованиях. Отказывая в удовлетворении требований истца, ответчик ссылается на то, что досрочная пенсия была назначена с даты обращения, т.е. с <дата>, как указывает ответчик, якобы с этой даты им было реализовано право на досрочное назначение пенсии. Указанное обоснование ответчика является противоречащим действующему законодательству. Так часть 3 статья 4 ФЗ «О трудовых пенсиях» гласит: «Обращение за назначением трудовой пенсии (части трудовой пенсии) может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии) без ограничения каким-либо сроком». Истец просит суд обязать ГУ УПФ в <адрес> РО назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости за работу в особых условиях по Списку № в соответствии с пп.1 п.1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» начиная с достижения им 50 летнего возраста, т.е. с января 1998 года. Обязать ГУ УПФ в <адрес> РО произвести расчет невыплаченной денежной суммы в качестве пенсии, Радченко В.В. в период с января 1998г. по январь 2003г. В судебном заседании истец Радченко В.В. заявленные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить в полном объеме. Суду пояснил, что в 1998 году на заводе была такая процедура, что с заявлениями о назначении пенсии от имени работников завода обращался работник отдела кадров ОАО «Красный Котельщик». Лично он с заявлением о назначении ему пенсии в 1998 году в ГУ УПФ РФ <адрес> не обращался, поскольку полагал, что назначением досрочной пенсии займется отдел кадров завода. В 1998 году он с заявлением о назначении пенсии обращался в отдел кадров завода в устной форме. В Пенсионный фонд с заявлением обратился только в 2003 году. Ответчик представитель - ГУ УПФ РФ в <адрес> Бублий А.А., действующий на основании доверенности № от <дата> заявленные исковые требования не признал, просил суд в их удовлетворении отказать, поддержал доводы своего отзыва. Представитель третьего лица ОАО «Таганрогский котлостроительный завод» «Красный котельщик» - Браганец В.В., действующий на основании доверенности № от 17.03.2010 года полагал, что исковые требования Радченко В.В. необоснованны и удовлетворению не подлежат. Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Радченко В.В. не обоснованы и удовлетворению не подлежат, при этом суд исходит из следующего, Согласно ст. 39 Конституции РФ все граждане Российской Федерации имеют право на социальное обеспечение по возрасту. В соответствии со ст. 3 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным Законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», при соблюдении ими условий, предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом. Трудовая пенсия по старости согласно ст. 27 п.1, пп.1 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ назначается мужчинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали не менее 10 лет на работах с вредными условиями труда и имеют страховой стаж не менее 20 лет. Если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия назначается с уменьшением установленного пенсионного возраста на один год за каждый полный год такой работы. При досрочном назначении пенсии по пп.1 п. 1 ст. 27 Закона Российской Федерации № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации применяются Списки №1 и №2, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года №10, Список №1, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года №1173 и постановлением № 537 от 18.07.2002 «О Списках производств работ, профессий и должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В соответствии со ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления. В случае, если в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или) к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается ранее дня обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии), определенного пунктом 2 настоящей статьи, в следующих случаях: 1) трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости) со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией (указанной частью трудовой пенсии) последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы; 2) трудовая пенсия по инвалидности (часть трудовой пенсии по инвалидности) - со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией (указанной частью трудовой пенсии) последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня; 3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца - со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией. В соответствии с ранее действовавшим Законом Российской Федерации от 20.11.1990 года «О государственной пенсии» № 340-1 ст. 118 также установлено, что пенсия назначается со дня обращения за ней, т. е. со дня подачи заявления. Согласно п.2 ст.19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, а также п.15 Правил обращения за пенсией, утвержденных Постановлением Минтруда России и Пенсионного Фонда РФ от 27.02.2002 года №17/19пб, днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда РФ заявления со всеми необходимыми документами. Судом установлено, что 28.01.2003 года истец обратился в Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Таганроге с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по списку №1 предоставив все необходимые документы (л.д. 41). Ответчиком по результатам рассмотрения представленных документов истцу была назначена досрочная трудовая пенсия по Списку №1. Анализируя представленные доказательства, а также нормативно-правовые акты суд приходит к выводу, что как в соответствии с действующим пенсионным законодательством в настоящее время, так и ранее действующим пенсионным законодательством в качестве обязательного условия для реализации права на назначение пенсии имеет место проявление воли заинтересованного лица, посредством подачи заявления. Судом установлено, что истцом по достижении 50-летнего возраста заявление о назначении досрочной трудовой пенсии в Управление Пенсионного Фонда не подавалось. Доказательств обратного, в порядке статьи 56 ГПК РФ истцом не представлено. Суд также полагает, что ссылка истца на ч. 3 ст. 4 ФЗ «О трудовых пенсиях» не состоятельна, поскольку связана с неправильным толкование действующего пенсионного законодательства. Указанной нормой предусмотрено, что реализация права на назначение пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию без ограничения каким-либо сроком. При этом законодателем определено, что гражданином может быть реализовано право на назначение пенсии лишь посредством подачи заявления о назначении пенсии, время подачи которого после возникновения права действующим законодательством не ограничено. Доводы истца и его представителя, о том истец в 1998 году обращался с заявлением о назначении пенсии по месту работы в отдел кадров ОАО ТКЗ «Красный котельщик», поскольку в то время процедура назначения пенсии была через отдел кадров, не нашли своего подтверждения, опровергаются показаниями представителя ОАО ТКЗ «Красный котельщик» и представленными суду доказательствами. Так, согласно представленной служебной записки установлено, что в 1998 году договоренности между УСО и ЗН в <адрес> и ОАО ТКЗ «Красный котельщик» о том, что работодатель консультирует, принимает и составляет заявления от имени завода о назначении трудовой пенсии не было. Распоряжение, согласно которому работники отдела кадров в 1998 году принимали заявления от работников завода о назначении пенсии, на хранение в архив завода не поступало. Заводом представлены все имеющиеся заявления, приказы и распоряжения касающиеся трудовой деятельности истца, заявления истца о назначении трудовой пенсии датированного 1998 годом в архивах ОАО ТКЗ «Красный котельщик» не имеется (л.д. 63). Относительно требования истца о получении пенсии за период, когда он не обращался за ее получением, то следует учитывать, что Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отказывал в принятии к рассмотрению жалоб граждан, оспаривающих конституционность положений п. 1 и 2 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом Конституционный суд РФ отмечал, что нормы пунктов 1 и 2 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не нарушают какие-либо права заявителя - напротив, указывая сроки, с которых будет назначена пенсия, они наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) этого права и способствует своевременному обращению граждан за назначением пенсии. Таким образом суд полагает, что указанные положения Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривают возможность самостоятельной реализации гражданами права на пенсионное обеспечение путем обращения в органы Пенсионного Фонда РФ и не предусматривают обязанность государства либо иных лиц контролировать своевременность обращения за назначением пенсии. На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Радченко В.В. к Государственному Учреждению Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обязании произвести расчет невыплаченной денежной суммы в качестве пенсии - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 12 сентября 2011 года. Председательствующий Курасова Е.А.