о включении в специальный и страховой стаж периодов работы, назначении досрочной пенсии



К делу № 2-5988-11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 сентября 2011 года

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Полиёвой О.М.,

при секретаре Яровой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Остапенко В.Г. к ГУ УПФ в г.Таганроге, 3-е лицо ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева» о включении в специальный и страховой стаж периодов работы и о назначении досрочной пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Остапенко В.Г. обратился в суд с иском к ответчику о включении в специальный и страховой стаж периодов работы и о назначении досрочной пенсии по старости.

В обосновании заявленных требований истец указал, что <дата> он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с работой в инженерно - техническом составе по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации согласно статьи 27 пункта 1 подпункта 15 Федерального Закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О государственных пенсиях в РФ». Протоколом комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от <дата> в назначении пенсии ему было отказано в связи с отсутствием специального и страхового стажа для назначения досрочной трудовой пенсии.

В страховой стаж в гражданской авиации и в специальный стаж не включены периоды: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата><дата> по <дата><дата> по <дата><дата> по <дата><дата> по <дата><дата> по <дата>, с <дата> по <дата> - работа авиационным техником ЛИС, авиационным техником по планеру и двигателям в цехе ЛИС на ОАО «Таганрогская авиация» (с <дата> - ОАО «ТАНТК им.Г.М.Бериева»).

С указанным решением ГУ УПФ в г.Таганроге истец не согласен, считает, что оно нарушает его право на досрочное получение пенсии по старости. В связи с чем, истец просит суд обязать ГУ УПФ в г.Таганроге включить в специальный стаж указанные периоды его работы и обязать ГУ УПФ в г.Таганроге назначить ему досрочную пенсию по старости с момента достижения требуемого по закону возраста.

В судебное заседание истец Остапенко В.Г. не явился, был надлежащим образом извещен о рассмотрении, направил заявление, в котором просилудовлетворить исковые требования ирассмотреть дело в его отсутствие. В отношении не явившегося истца дело рассмотрено по правилам ст.167 ГПК РФ.

Представитель ГУ УПФ в г.Таганроге - Бублий А.А., действующий по доверенности от <дата>, исковые требования не признал, представил письменные возражения, указав, что требования истца являются несостоятельными и необоснованными. Полагает, что спорные периоды работы истца не могут быть включены в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в порядке пп. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ, по причинам, указанным в Протоколе № 2484 от 21.07.2011г., а именно, т.к. не подтверждена принадлежность предприятия к гражданской авиации; Остапенко В.Г. не работал по обслуживанию судов гражданской авиации, как предусмотрено законом, что само по себе исключает возможность зачета данного периода в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по вышеуказанной норме закона.

Представитель 3-лица ОАО «ТАНТК им. Г.М.Бериева» - Жеоржеску О.Н., действующая по доверенности от <дата>, не возражала против удовлетворения иска, просила приобщить к делу документы, подтверждающие факт обслуживания истцом самолетов гражданской авиации.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.39 Конституции РФ все граждане Российской Федерации имеют право на социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 ФЗ № 173-ФЗправо на досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий утверждаются Правительством Российской Федерации.

На основании пункта 1 пп. "и" Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459.

Согласно указанному Списку должностей инженерно-технического состава авиации к таким должностям отнесены: авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; мастера всех наименований; инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.

Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

Из протокола от <дата> следует, что в страховой стаж в гражданской авиации и в специальный стаж не включены периоды работы истца: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата><дата> по <дата><дата> по <дата><дата> по <дата><дата> по <дата><дата> по <дата>, с <дата> по <дата> - работа авиационным техником ЛИС, авиационным техником по планеру и двигателям в цехе ЛИС на ОАО «Таганрогская авиация», т.е. периоды после введения в действие с 01.04.1997г. Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997г. № 60-ФЗ, определившего гражданскую авиацию, как самостоятельный вид авиации.

Согласно п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002г. № 555 (в ред. 08.08.2003) основным документом, подтверждающим период работы, является трудовая книжка.

Соответствие наименования профессии Спискам подтверждается записями в трудовой книжке истца.

УставомОАО «Таганрогская авиация», в котором истец работает с <дата> по настоящее время, предусмотрено, что основными видами деятельности общества, в числе других, являются: выполнение перевозок воздушным транспортом, перевозка пассажиров на принадлежащих обществу самолётах, а также взятых в аренду в соответствии с действующим законодательством, а также другие виды аэропортовой деятельности, техническое обслуживание воздушных судов.

Представитель 3-го лица пояснила, что ОАО «Таганрогская авиация», а затем его правопреемник - ОАО «ТАНТК им. Г.М.Бериева», с момента его образования располагались на единой производственной площадке, имели в пользовании (аренде, субаренде) аэродром, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации -С; Сертификатом эксплуатанта от <дата>., которым общество признано соответствующим требованиям законодательства РФ и положению Чикагской Конвенции о международной гражданской авиации и способно осуществлять коммерческие воздушные перевозки и авиационные работы; Сертификатом эксплуатанта о соответствии нормативным актам, регламентирующим деятельность гражданской авиации.

Сертификатом соответствия , выданным Управлением надзора за поддержанием летной годности гражданских воздушных судов, подтверждается, что предприятие соответствует требованиям законодательства РФ по гражданской авиации и ему дается право производить техническое обслуживание авиационной техники.

На территории предприятия организован гражданский аэропорт, на котором силами инженерно-технического состава по договорам на обслуживание воздушных судов осуществляется техническое обслуживание воздушных судов гражданской авиации.

Пунктом 17 Правил обращения за пенсией..., утвержденных Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. № 17/19пб предусмотрено право граждан представлять документы, в том числе и уточняющие эти сведения.

В уточняющей справке , выданной работодателем указано, что Остапенко В.Г. работает в аэродромных условиях по непосредственному оперативному периодическому аэродромно-техническому обслуживанию воздушных судов, т.е. не исключая обслуживание воздушных судов гражданской авиации. В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии.

Из должностной инструкции авиационного техника по планеру и двигателям ЛИС следует, что все работы истцом выполняются в условиях открытой аэродромной площадки круглогодично под воздействием вредных производственных и неблагоприятных природных факторов - аэродромные условия.

ВКарте аттестации рабочего места по условиям труда и протоколе оценки условий труда по показателям тяжести трудового процессауказано на продолжительность рабочей недели истца, ежегодные медосмотры, на наличие доплаты за работу во вредных условиях труда и предоставление дополнительного отпуска, а в строке 110 - нальготное пенсионное обеспечение - п. 15 ст.27 закона № 173-ФЗ.

Из представленных суду документов следует, что в спорный период истец совмещений не имел, выполнял исключительно работу, предусмотренную своей должностной инструкцией.

После введения в действие Воздушного кодекса Российской Федерации цели и виды деятельности ОАО «Таганрогская авиация» не изменялись, как не изменялись и функциональные обязанности истца.

Согласно представленной суду Выписке из лицевого счета застрахованного лица Остапенко В.Г., подписанной руководителем ГУ УПФ РФ в г.Таганроге, имеются основания для досрочного назначения трудовой пенсии - 27-15, т.е п.15 ст.27 закона № 173-ФЗ.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о подтверждении того, что истец в спорный период работал полный рабочий день при полной рабочей неделе, на работах по оперативному периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в должностях, предусмотренных Списком должностей инженерно-технического состава авиации, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года N 459, что дает ему право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Согласно ст.19 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С заявлением о назначении досрочной пенсии по старости истец обратился в ГУ УПФ в г.Таганроге <дата>, определенного законом возраста 55 лет он достиг <дата>

Согласно протоколу ответчика от <дата> страховой стаж работы истца в гражданской авиации составляет <данные изъяты> года <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней, его специальный стаж составляют <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня.

С учётом спорных периодов, включаемых судом в специальный и страховой стаж работы истца: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата><дата> по <дата><дата> по <дата><дата> по <дата><дата> по <дата><дата> по <дата>, с <дата> по <дата>,что составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней,специальный стаж работы истца составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, при требуемом по закону не менее 20 лет, страховой стаж работы в гражданской авиации составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня, при требуемом по закону не менее 25 лет.

По изложенным основаниям отказ ГУ УПФ в г. Таганроге в назначении пенсии является незаконным, а исковые требования истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 167,194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Остапенко В.Г. к ГУ УПФ в г.Таганроге, 3-е лицо ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева», о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной пенсии по старости, - удовлетворить.

Включить в специальный и страховой стаж работы в гражданской авиации Остапенко В.Г. следующие периоды: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>.

Обязать ГУ УПФ в г.Таганроге назначить и выплачивать Остапенко В.Г. досрочную трудовую пенсию с <дата>

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий