о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения



К делу № 2-5989-11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 октября 2011 года

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Полиёвой О.М.,

при секретаре судебного заседания Яровой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черноусова Н.А. к Администрации г. Таганрога, Администрации Ростовской области о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Черноусов Н.А. обратился в суд с иском к Администрации г. Таганрога, Администрации Ростовской области о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения. В обоснование иска указал, что он является участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы бессрочно, имеет права и льготы, предусмотренные ст. 17 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Своего жилого помещения на праве собственности он не имеет, проживает по договору найма в <адрес> в <адрес>. В соответствии с п. 4 ст. 17 и ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» ему как участнику Великой Отечественной войны предоставлено право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. В январе 2011 г. он обратился в Администрацию г. Таганрога с заявлением о предоставлении ему субсидии на приобретение жилого помещения. В соответствии с постановлением Администрации г. Таганрога от <дата> «О признании нуждающимся и постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как участник, инвалид ВОВ с составом семьи 1 человек, но до настоящего времени он не был включен в число граждан, нуждающихся в получении субсидии на приобретение жилого помещения. Основанием для отказа явилось то, что <дата> он продал принадлежащее ему на тот момент жилое помещение, чем намеренно ухудшил свои жилищные условия.

Истец считает, что отказ в предоставлении ему субсидии на приобретение жилого помещения является незаконным и просит суд признать его право на предоставление ему мер социальной поддержки по обеспечению жильем участника Великой Отечественной войны в виде субсидии на приобретение жилого помещения за счет федерального бюджета; обязать Администрацию г. Таганрога и Администрацию Ростовской области предоставить ему единовременную денежную выплату за счет средств федерального бюджета в виде субсидии на приобретение в его собственность жилого помещении, исходя из состава семьи 1 человек, общей площади 36 кв.м. и установленной средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по Ростовской области.

Истец Черноусов Н.А. в судебное заседание не явился, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя Живого А.В., исковые требования поддержал.

Представитель истца - Живой А.В., действующий по доверенности от <дата>, исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что на момент обращения истца с заявлением о предоставлении ему субсидии, установленный ст. 53 Жилищного кодекса РФ пятилетний срок, в течение которого гражданин не может быть принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с отчуждением имущества, истек. Кроме того, продажа дома была осуществлена истцом не с намерением становиться в дальнейшем на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, а в связи с вынужденным переездом к сыну, проживающему в г. Таганроге, т.к. в силу преклонного возраста и наличия у истца заболеваний самостоятельно обслуживать себя он не может. Истец страдает <данные изъяты>, в связи с чем имеет <данные изъяты>.

Представитель ответчика - Администрации г. Таганрога Гончарова Ю.Н., действующая по доверенности от <дата>, исковые требования не признала, указала, что Администрация г. Таганрога не является надлежащим ответчиком, поскольку распределенные денежные средства находятся в Министерстве территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области. Истец был принят на квартирный учет в феврале 2011 г. Администрацией г. Таганрога был сформирован материал в отношении истца. Материал дважды направлялся в Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области, в подтверждение чего имеется соответствующее письмо. Администрация г. Таганрога получает субсидию и хранит ее до тех пор, пока ветеран не получит жилье. Целевое распределение денежных средств устанавливается Администрацией Ростовской области. В связи, с чем просила в иске отказать.

Представитель ответчика Администрации Ростовской области в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом, направил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.

В отсутствие не явившихся лиц дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части первой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями п. 4 ст.17 и ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны предоставлено право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. При этом участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В соответствии с п. 1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года,и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с пп.2 п. 3 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

Нуждаемость в улучшении жилищных условий определяется в соответствии с требованиями ст.51 ЖК РФ.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Статьей 50 ЖК РФ установлено, что учетной нормой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности гражданина общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленный данным органом.

В соответствии с Областным законом от 07.10.2005 № 363-3C «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» учетная норма может устанавливаться органами местного самоуправления в размере от 6 до 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека (ст.5).

Решением Городской Думы г.Таганрога от 27.04.2006 г. № 237 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10 кв.м.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в ред. от 09.01.2010 №30) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 03.08.2007 г. № 312 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» оказание мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Единовременные денежные выплаты предоставляются гражданам в виде субсидии.

В судебном заседании установлено, что Черноусов Н.А. является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением от <дата> (л.д.5), инвалидом второй группы, что подтверждается справкой МСЭ-017 (л.д. 6).

В соответствии с постановлением Администрации г. Таганрога от <дата> «О принятии на учет в Администрацию г. Таганрога граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» Черноусов Н.А. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как участник, инвалид Великой Отечественной войны.

Согласно письму начальника отдела по жилищной политике и ипотечному кредитованию Администрации г. Таганрога от <дата> Администрация г. Таганрога неоднократно обращалась в Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области по вопросу выделения субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья в собственность Черноусова Н.А. Однако письмом Министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области от <дата> Черноусову Н.А. было отказано в связи с тем, что <дата> им была совершена сделка по отчуждению жилья, находившегося в собственности Черноусова Н.А. и расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области полагает, что истец намеренно ухудшил свои жилищные условия, в связи с чем, в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ в течение пяти лет он не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. С данным обстоятельством суд согласиться не может.

Из пояснений представителя истца следует, что отчуждение имущества, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, осуществлено истцом не с намерением ухудшить жилищные условия и стать на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, а в силу преклонного возраста истца, его болезней и необходимости постороннего ухода за ним со стороны сына, проживающего в г. Таганроге. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из истории болезни Черноусова Н.А., выписным эпикризом МУЗ «Городская больница », в соответствии с которыми истец страдает <данные изъяты>, имеет <данные изъяты> (л.д. 12, 13). Кроме того, в соответствии с действующим на момент продажи принадлежавшего истцу жилого дома законодательством РФ истец не имел оснований, установленных Жилищным кодексом РФ, для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Такая возможность появилась у него лишь после издания Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов». Знать о том, что в законодательство будут внесены соответствующие изменения, истец не мог.

Таким образом, суд не усматривает в действиях Черноусова Н.А. умысла намеренно ухудшить свои жилищные условия с целью быть признанным нуждающимся в их улучшении.

Как следует из письма начальника отдела по жилищной политике и ипотечному кредитованию Администрации г. Таганрога от <дата> Черноусов Н.А. жилых помещений в собственности, в том числе по прежнему месту жительства, не имеет (л.д. 10).

Согласно выписке из постановления Администрации г. Таганрога от <дата> Черноусов Н.А. состоит в общем списке очередности на получение жилой площади по договору социального найма под № (л.д.8).

В соответствии с Федеральными законами от 12.01.95 № 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24.11.95 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 № 614 "Об утверждении Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" и в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, постановлением Администрации Ростовской области № 312 от 03.08.2007 г., утверждено «Положение о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».

Согласно Положению, меры социальной поддержки по обеспечению жильем в форме субсидий предоставляются гражданам, имеющим право на обеспечение жильем за счет субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", нуждающимся в улучшении жилищных условий, а именно: ветераны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".

В рамках заявленных требований, истцом ставиться вопрос о незаконности действий министерства Администрации Ростовской области по отказу в предоставлении субсидии ему на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.

Доводы представителя Администрации г. Таганрога о том, что Администрация г. Таганрога является не надлежащим ответчиком, судом отклоняются, поскольку именно в Администрации г. Таганрога хранится субсидия до тех пор, пока ветеран не получит жилье.

Таким образом, суд считает, что действиями ответчиков Черноусову Н.А. было неправомерно отказано в предоставлении субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, так как для этого имелись все законные основания, нашедшие свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

На основании изложенного, исковые требования Черноусова Н.А. являются обоснованными и подлежат удовлетворению в соответствии с полномочиями органов исполнительной власти области по оказанию мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории Ростовской области, установленными постановлением Администрации Ростовской области № 312 от 03.08.2007 г.

Руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Черноусова Н.А. к Администрации г. Таганрога, Администрации Ростовской области о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения, - удовлетворить.

Признать за Черноусовым Н.А, право на предоставление ему мер социальной поддержки по обеспечению жильем участника Великой Отечественной войны в виде субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.

Обязать Администрацию г. Таганрога, Администрацию Ростовской области предоставить Черноусову Н.А. единовременную денежную выплату за счет средств федерального бюджета в виде субсидии на приобретение в его собственность жилого помещении, исходя из состава семьи 1 человек, общей площади 36 кв.м. и установленной средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по Ростовской области.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий