Д-2-5316/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 05 сентября 2011 г. Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Ядыкин Ю.Н., при секретаре Савченко О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г.Таганрога в интересах Солодовниковой О.Ж. к Администрации г.<адрес> о признании действий незаконным и обязании принять Солодовникову О.Ж. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, УСТАНОВИЛ: Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с иском в интересах Солодовниковой О.Ж. к Администрации <адрес>, в котором просит суд признать незаконными действия Администрации <адрес>, выразившиеся в незаконном отказе Солодовниковой О.Ж. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и обязать Администрацию <адрес> принять на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма Солодовникову О.Ж. составом семьи из двух человек. В обосновании иска указывается, что Прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения действующего законодательства РФ в части обеспечения жильем граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма. Установлено, что гражданка Солодовникова О.Ж., <дата> года рождения, является бывшей несовершеннолетней узницей фашистских лагерей, что подтверждается удостоверением № от <дата>, согласно которому она имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны. Солодовникова О.Ж. проживает с мужем ФИО5, <данные изъяты> года рождения, участником Великой Отечественной войны, в квартире по адресу: <адрес>. Эта квартира состоит из одной жилой комнаты, общей площадью 37,5 кв.м., жилой площадью 19,4 кв.м. Солодовникова О.Ж. 02.07.2010 года обратилась с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в Администрацию <адрес>. Постановлением Администрации <адрес> от 13.08.2010г. № ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В ответе на запрос Прокуратуры <адрес> от 18.03.2011г. городская администрация пояснила, что Федеральный закон от 19.01.l995г. №5-ФЗ «О ветеранах» предусматривает обеспечение жильем ветеранов ВОВ в соответствии с Указом Президента от 07.05.2008г. №714 без признания их малоимущими и без учета даты принятия на учет. Частью 5 ст.50 Жилищного кодекса РФ определено, что норма для постановки на квартирный учет устанавливается органом местного самоуправления самостоятельно. Решением Городской Думы <адрес> от 29.09.2005г. №109«Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10 кв.м. общей площади на одного человека. Прокуратура считает, что указанные действия городской администрации противоречат нормам действующего законодательства. В ходе проверки установлено, что Солодовниковой О.Ж., как несовершеннолетнему узнику концлагеря, предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны, что соответствует положениям Указа Президента РФ от 15.10.1992 №1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны», постановления Минтруда РФ от 07.07.1999 №20 «Об утверждении разъяснения «порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» (в ред. приказа Минздравсоцразвития РФ от 25.06.2009 №372н, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 05.02.2009 №ГКПИ08-1851), пункту 8 ст.154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Являясь бывшим несовершеннолетним узником концлагеря, Солодовникова О.Ж. имеет право на меры социальной поддержки и льготы, аналогичные тем, которые установлены для участников Великой Отечественной войны. В соответствии с п.п.3 п.1 ст.15 ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Согласно ст.23.2 указанного Закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Каких-либо исключений из указанных категорий граждан Закон не предусматривает. Указом Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, постановлено: завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах». Право участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, прямо предусмотрено ст.15 ФЗ «О ветеранах». В подп.2 п.3 ст.23.2 названного Федерального закона, среди категорий граждан, на обеспечение жильем которых рассчитывается объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, также указаны инвалиды и участники ВОВ. При этом, положения Закона о предоставлении несовершеннолетним узникам концлагерей мер социальной поддержки, установленных для участников БОВ, во всяком случае не может толковаться как ограничение в обеспечении указанной категории граждан жильем на основании ст.15, подп.2 п.3 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах». Проанализировав приведенные выше положения действующего законодательства в их взаимосвязи, можно прийти к выводу о том, что Солодовникова О.Ж., являясь бывшим несовершеннолетним узником концлагеря, имеет право на меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны. Таким образом, отказ Администрации <адрес> в постановки на учет не соответствует закону. Ссылка Администрации <адрес> на п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, п.2 ч.1 ст.3 Областного закона №363-ЗС от 07.10.2005 несостоятельна, а потому не может повлечь правовых последствий, и соответственно не может являться для отказа в постановке на учет. Нуждаемость в улучшении жилищных условий определяется в соответствии с требованиями ст.51 ЖК РФ. Согласно п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Статьей 50 ЖК РФ установлено, что учетной нормой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности гражданина общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленный данным органом. В соответствии с Областным законом от 07.10.2005 №363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» учетная норма может устанавливаться органом местного самоуправления в размере от 6 до 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. Решением Городской Думы <адрес> от 27.04.2006 №237 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10 кв.м. Указом Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах». Являясь несовершеннолетним узником концлагеря, Солодовникова О.Ж. имеет право на меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны. Указ Президента РФ от 07.05.2008 №714 в пп.5 п.2 установил в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра. Статьей 18 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО6 исковые требования поддержал, ссылаясь на изложенные в исковом заявлении доводы. Пояснил, что Администрация города мотивирует свой отказ тем, что Солодовникова О.Ж. не является ветераном ВОВ и не подпадает под закон, а также тем, что она имеет жилое помещение. Однако, Указом Президента РФ определена правовая основа представления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, льготы предоставляются за счет тех же источников, что и ветеранам Великой Отечественной войны. Указанное в иске постановление Минтруда РФ разъясняет, что льготы предоставляются несовершеннолетним узникам концлагерей аналогично ветеранам Великой Отечественной войны. Солодовникова О.Ф. имеет правовые основания для постановки на квартирный учет. Солодовникова О.Ф. в судебном заседании поддержала доводы прокурора, просит иск удовлетворить. Представитель Администрации <адрес> ФИО8 исковые требования не признал. В судебном заседании пояснил, что Солодовниковой О.Ж. не было представлено в городскую администрацию доказательств того, что она нуждается в жилье. В деле имеется акт обследования жилищных условий, из которого следует, что Солодовникова О.Ж. обеспечена жильем выше учетной нормы, и она это не оспаривает. Ссылка прокурора на Указ Президента №714 неправомерна, т.к. в нем речь идет о площади при обеспечении жильем, а не о площади для признания нуждающимися и постановки на квартирный учет. Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд признает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Материалами дела подтверждено и Солодовниковой О.Ж. не оспаривается, что ей на праве общей совместной собственности с супругом Солодовниковым А.Г. принадлежит квартира, общей площадью 37,20 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. В этой квартире зарегистрированы и проживают только супруги Солодовниковы. Постановлением Администрации <адрес> от 13.08.2010 №3484 Солодовниковой О.Ж. отказано в приеме на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по мотиву того, что для постановки на учет учетная норма площади жилого помещения на одного члена семьи составляет 10 кв.м. общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах, уровень обеспеченности общей площадью для истицы превышает учетную норму. В соответствии с ч.1 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных этим Кодексом случаев. Согласно части 2 данной статьи состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Кодекса категории граждан (малоимущие либо относящиеся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлен ст. 51 ЖК РФ. В силу п. 2 ч. 1 названной статьи гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно части 2 этой же статьи при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В силу ч. ч. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения, устанавливаемой органом местного самоуправления, является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В исковом заявлении правильно указывается, что учетная норма площади жилого помещения в <адрес> составляет 10 кв.м. и соответствует максимальной учетной норме в Ростовской области в соответствии с Областным законом от 07.10.2005 №363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области». Следовательно, предусмотренных жилищным законодательством оснований для признания ФИО1 нуждающейся в жилом помещении и постановки на учет граждан, которым жилые помещения предоставляются по договорам социального найма, нет. Пунктом 1 Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ. Поскольку обеспеченность Солодовниковой О.Ж. общей площадью жилого помещения составляет 18,60 кв.м., что почти в два раза выше учетной нормы, основания для принятия ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отсутствуют, постановление Администрации <адрес> от 13.08.2010г. №3484 в части оспариваемого прокурором пункта об отказе в постановке Солодовникову О.Ж. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении соответствует требованиям действующего жилищного законодательства. Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 и Федеральным законом «О ветеранах» предусмотрено обеспечение жильем не всех ветеранов Великой Отечественной войны, а признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях. Поэтому ссылки прокурора на порядок предоставления жилья этой категории граждан, в том числе на установленные нормы общей площади при предоставлении жилых помещений, существенного значения для принятия решения по делу не имеют. Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования заместителя прокурора г.Таганрога в интересах Солодовниковой О.Ж. о признании незаконными действий Администрации <адрес>, выразившихся в отказе Солодовниковой О.Ж. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и обязании Администрацию <адрес> принять Солодовникову О.Ж. с составом семьи 2 человека на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 16 сентября 2011 года. Федеральный судья Ядыкин Ю.Н.