27 сентября 2011 года Таганрогский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Исаева С.Н., при секретаре судебного заседания Магомедове С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Таганрога в интересах Дергунова В.В. к Администрации г. Таганрога о признании действий незаконными и об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, УСТАНОВИЛ: Прокурора г. Таганрога обратился в суд с иском в интересах Дергунова В.В. к Администрации г. Таганрога о признании действий незаконными и об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В обоснование иска указал, что Прокуратурой г. Таганрога проведена проверка соблюдения действующего законодательства РФ в части обеспечения жильем граждан, уволенных с воинской службы и нуждающихся в улучшении жилищных условий. В ходе проведенной проверки установлено, что гражданин Дергунов В.В. <дата> года рождения зарегистрирован и проживает в квартире <адрес>. Дергунов В.В. проходил военную службу на острове <данные изъяты> в отдаленном обособленном военном городке, гарнизоне <данные изъяты>. Был начальником группы регламентов самолетов, вертолетов, авиадвигателей ТЭЧ. Уволен в запас по возрасту, приказом Командующего Войсками ПВО № 0159 от 17.02.1992тода. По состоянию на 01.02.1992 г. его выслуга лет в календарном исчислении составляет - 21 год, в льготном исчислении составляет - 24 года. В период службы на острове <данные изъяты> занимал квартиру в <адрес>. Данную квартиру после увольнения с Вооруженных сил РФ сдал полностью, данный факт подтверждается справкой от 26.09.1997 г. № 215. 03 августа 1992 г. обратился с заявлением на имя Главы Администрации г. Таганрога С.И.. с заявлением о постановке на учет для получения жилой площади. Состав семьи указал из 4-х человек. Постановлением Главы Администрации г. Таганрога от 31.08.1992 г. № 1747 поставлен на квартирный учет и внесен в льготный список военнослужащих уволенных в запас или отставку для получения жилья. Постановлением Мэра г. Таганрога от 20.10.2006 г. № 4460 Дергунов В.В. исключен из очереди граждан, уволенных с военной службы в запас. На запрос прокуратуры г. Таганрога по поводу причин снятия Дергунова В.В. с очереди на получение жилого помещения, Администрация г. Таганрога ответила, что при перерегистрации в 2001 году было установлено, что Дергунов В.В. предоставил документы, не соответствующие действительности, а именно: 1) выписка из приказа по строевой части не соответствовала выписке заверенной областным военкоматом; 2) справка об отсутствии забронированной площади не соответствовала действительности, что подтверждается решением Миргородского городского суда Полтавской области от 22 октября 1996 года, а также справкой КЭЧ от 02.10.2001 №70; 3) копия льготного удостоверения не соответствует приказу об увольнении. Дергунов В.В. снят с квартирного учета в связи с выявлением в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений (п/п «е») п. 26 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства». 04.12.2001 г. Дергунов В.В. обратился в Администрацию г. Таганрога по вопросу восстановления в льготной очереди военнослужащих запаса. Вопрос восстановления в льготной очереди военнослужащих запаса был рассмотрен на заседании жилищной комиссии 07.02.2002 г. Дергунов В.В. получил ответ 07.06.2002 г. в котором сказано, что при постановке на квартирный учет в Администрации г. Таганрога в 1992 г. скрыл факт наличия у него забронированного жилого помещения по адресу: <адрес>, и только в 1996 г. по иску ЛКЭЧ решением Миргородского городского суда от 22.10.1996 г. Дергунов В.В. и его семья были признаны утратившими право пользования жилым помещением в квартире № 39 и лишен прав на данную жилую площадь. При этом Администрация г. Таганрога сослалась на пп. «б» п. 10 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054 в силу которого не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае наличия у них забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам). Администрацией г. Таганрога Дергунов В.В. был снят с квартирного учета. По мнению прокурора г. Таганрога данные действия Администрации являются не законными и противоречат нормам действующего законодательства по следующим основаниям. Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Принимая во внимание, что Дергунов В.В не имеет юридического образования, а также в силу своего возраста самостоятельно подготовить все необходимые документы в соответствии с требованиями ст.ст. 131-132 ГПК РФ он не имеет возможности, тогда как их несоблюдение неизбежно повлечет за собой совершение судом процессуального действия, предусмотрено ст. 136 ГПК РФ, а соответственно и затрату дополнительного времени. Прокурор г. Таганрога просил суд: 1. Признать незаконным действия Администрации г. Таганрога выразившиеся в незаконном исключении Дергунова В.В. из льготного списка на первоочередное получение жилья гражданам, уволенных с военной службы в запас Дергунова В.В. 2. Признать незаконным решение Администрации г. Таганрога об исключении из льготного списка на первоочередное получение жилья Дергунова В.В. 3. Обязать Администрацию г. Таганрога восстановить в льготном списке на первоочередное получение жилья гражданам, уволенных с военной службы в запас Дергунова В.В. В судебном заседании прокурор г. Таганрога Ищенко И.П. исковые требования поддержал и просил иск удовлетворить в полном объеме. Истец Дергунов В.В. исковые требования также поддержал. Представители Администрации г. Таганрога Шатская Ю.Ж. и Караченцев А.Н. возражали против удовлетворения исковых требований, полагая, что нет оснований для их удовлетворения, поскольку действия Администрации г. Таганрога были законны. Дергунов В.В. при постановке на учет предоставил недостоверные сведения, что в последующем и повлекло его снятие с учета. Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд признает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Статьей 18 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, 7 содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Статья 40 Конституции Российской Федерации устанавливает - каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Частью 3 ст. 5 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» установлено, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу. Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации, в другом государстве в соответствии с Федеральным законом. В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.98 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспеченных средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства предоставляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства. Установлено, что Дергунов В.В. уволен в запас по возрасту, приказом Ком. В ПВО № 0159 от 17.02.1992 года. Имеет выслугу лет в календарном исчислении - 21 год, в льготном исчислении - 24 года. Проживает с семьёй составом из 4 человек в г. Таганроге. В соответствии с п. 6 ст. 15 действовавшего на момент увольнения Дергунова В.В. Закона РФ от 22.01.93 «О статусе военнослужащих» Граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. 4 Данная норма (с незначительными изменениями) сохранилась и в Федеральном законе от 27.05.1998 г. «О статусе военнослужащих» (п. 14 ст. 15) и распространяется на Дергунова В.В. Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья урегулирован в соответствующих Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 г. Согласно этим Правилам нуждающимися в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства признаются граждане, проходившие военную службу в Вооруженных Силах государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, имеющие общую продолжительность военной службы не менее 10 лет, уволенные в запас или отставку по состоянию здоровья, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства (п. 6). Свидетельством о наличии права на получение жилья по избранному месту жительства служит удостоверение установленной формы, выдаваемое гражданам, уволенным из Вооруженных Сил государств - участников СНГ областным (республиканским) военным комиссариатом (п. 8). Граждане, уволенные с военной службы и признанные нуждающимися в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства, ставятся на очередь органами местного самоуправления по их личному заявлению (п. 9). Россия и Украина являются участниками «Соглашения между государствами - участниками Содружества независимых государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей» от 14.02.1992 г., которым признаются взаимные обязательства этих государств по обеспечению всех прав (в том числе и жилищных) бывших военнослужащих. Таким образом, если Дергунов В.В. при увольнении в запас не реализовал своего права на жилище на территории Украины, он имеет право на получение жилья по избранному постоянному месту жительства на территории России, в том числе и в г. Таганроге. Содержащееся в п. 10 Правил указание о непризнании нуждающимися в получении жилых помещений граждан, наличия у них забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам), не распространяется на Дергунова В.В., поскольку на момент увольнения с военной службы и возникновения у него права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства жилого помещения в собственности у него не было. Администрация г. Таганрога руководствовалась при решении вопроса о снятии с учета тем, что Дергунов В.В. имел забронированное жилое помещение по адресу: <адрес>, Украина, <адрес>, и только в 1996 г. по иску ЛКЭЧ решением Миргородского городского суда от 22.10.1996 г. Дергунов В.В. и его семья были признаны утратившими право пользования жилым помещением в <адрес> лишен прав на данную жилую площадь. При этом Администрацией г. Таганрога не принято во внимание, что по месту службы Дергунов В.В. сдал квартиру органам военного управления, принят военным комиссариатом г. Таганрога Ростовской области на воинский учет с 23.10.1997 г. Забронированное жилое помещение на Украине не может служить основанием для снятия с учета, поскольку решением Миргородского городского суда от 22.10.1996 г. Дергунов В.В. и его семья были признаны утратившими право пользования жилым помещением в <адрес> лишен прав на данную жилую площадь. Основания по которым был снят Дергунов В.В. с учета, не устраняют нуждаемости Дергунова В.В. и его семьи в улучшении жилищных условий. Пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 (ред. от 06.02.2007) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» устанавливает, что при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40). Исходя из этих положений Конституции, следует иметь в виду, что отсутствие прописки либо регистрации, заменившей институт прописки, само по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека, включая и право на жилище. При рассмотрении дел, связанных с признанием права пользования жилым помещением, необходимо учитывать, что данные, свидетельствующие о наличии или отсутствии прописки (регистрации), являются лишь одним из доказательств того, состоялось ли между нанимателем (собственником) жилого помещения, членами его семьи соглашение о вселении лица в занимаемое ими жилое помещение и на каких условиях. Жилое помещение, которое было забронировано на Украине семья Дергуновых не приняло, пользоваться данным жилым помещением также не смогла, тем самым Дергунов В.В. и его семья до настоящего времени нуждаются в жилом помещении. Одновременно с этим п. 10 Постановления Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 г. определяет условия, при которых лицо не признается нуждающимся в улучшении жилищных условий, следовательно, не может встать на учет в соответствии с Правилами учета военнослужащих. Одним из таких оснований является наличие забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам); Таким образом, если бы на момент представления документов для постановки на учет на получение жилья или улучшение жилищных условий в соответствии с Правилами учета военнослужащих военнослужащий уже имел забронированное жилое помещение, то в постановке на учет ему было бы отказано правомерно. Однако, так как военнослужащий в момент представления документов не имел жилья, то ссылка Администрации г. Таганрога при снятии с учета на 6 положения п. 10 Правил учета военнослужащих в данной ситуации является некорректной. Снятие военнослужащих с учета осуществляется в соответствии с п.26 Правил учета военнослужащих. Применительно к рассматриваемой ситуации одним из оснований снятия с учета является решение жилищной проблемы (пп. «г» п.26). До настоящего времени жилищная проблема не решена. Также Администрация г. Таганрога ссылается на (п.п. «е» п.26) Правил учета военнослужащих - выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений. Администрация г. Таганрога сделала вывод о том, что копия льготного удостоверения Дергунова В.В. не соответствует приказу об увольнении. Данный выводы Администрации опровергаются материалами учетного дела, так в материалах учетного дела имеется удостоверения от 18.06.1992 г. № 24 <адрес>, согласно которому <данные изъяты> запаса Дергунов В.В. 20 февраля 1992 г. уволен с военной службы по статье 59 пункту «а» - возрасту, приказом ГК ОВС СНТ № 059 от 20.02.1992 г. В примечание удостоверения сказано, что обеспечение жилплощадью военнослужащих сверхсрочной службы в соответствии с пунктом 2 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 января 1960 г. № 74 производится при условии предъявления ими настоящего удостоверения и справки о том, что они находились на военной службе не менее 20 календарных лет. Таким образом, в данной части утверждения администрации являются незаконными. Ссылка Администрации о том что, справка об отсутствии забронированной площади не соответствовала действительности, что подтверждается решением Миргородского городского суда Полтавской области от 22 октября 1996 г., а также справкой КЭЧ от 02.10.2001 г. № 70. 08.12.1991 г. было ратифицировано Соглашение "О создании Содружества Независимых Государств" с 10 декабря 1991 г. к данному соглашению присоединилась Украина. Тем самым, на момент подачи заявления в Администрацию г. Таганрога 03 августа 1992 г. Дергунов В.В. не мог воспользоваться забронированной квартирой, так как Украина к тому времени была отдельным государством. Решение Миргородского городского суда Полтавской области от 22 октября 1996 г. только подтверждает данное обстоятельство, то есть факт невозможности воспользоваться жилым помещение Дергуновым В.В. Утверждение Администрации г. Таганрога, что выписка из приказа по строевой части не соответствовала выписке заверенной областным военкоматом, не соответствует действительности, так как в материалах учетного дела имеются заверенные выписки из приказа, которые подписывал командир войсковой части 68007 подполковник Е. Кокорев и начальник штаба войсковой части 68007 подполковник В. Синицын. Более того, при принятии Дергунова В.В. на учет сомнений в достоверности сведений содержащихся в представленных документах у Администрации г. Таганрога не возникло. Таким образом, действия Администрации по снятию с льготной очереди военнослужащих запаса Дергунова В.В. являются незаконными. Нарушенные права Дергунова В.В. подлежат восстановлению.. Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора г. Таганрога в интересах Дергунова В.В. к Администрации г. Таганрога о признании действий незаконными и об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - удовлетворить. Признать незаконным действия Администрации г. Таганрога выразившиеся в незаконном исключении Дергунова В.В. из льготного списка на первоочередное получение жилья граждан, уволенных с военной службы в запас. Признать незаконным решение Администрации г. Таганрога об исключении из льготного списка на первоочередное получение жилья Дергунова В.В.. Обязать Администрацию г. Таганрога восстановить в льготном списке на первоочередное получение жилья граждан, уволенных с военной службы в запас Дергунова В.В.. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончталеьном виде. В окончательном виде решение изготовлено 03.10.2011 г. Федеральный судья Исаев С.Н.