2-6343-11 Решением Именем Российской Федерации 24 октября 2011г. г.Таганрог Таганрогский Городской Суд Ростовской области в составе: Председательствующего судьи Исаева С.Н. при секретаре Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Куценко В.Г., Куценко В.Г. об обжаловании отказа КУИ г. Таганрога в заключение договора купли-продажи земельного участка, УСТАНОВИЛ: Истцы по делу, Куценко В.Г., Куценко В.Г., обратились в Таганрогский городской суд с настоящим заявлением к КУИ г. Таганрога о признании незаконным отказа Комитета по управлению имуществом г. Таганрога, выраженного в письме исх. №7663 от 24.09.2010г. об отказе в передаче в общую долевую собственность земельного участка, общей площадью 4426 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Исковые требования мотивированы тем, что истцам в установленном законом порядке был предоставлен земельный участок по адресу: <адрес>, для размещения объектов индивидуального жилищного строительства. Заключен соответствующий договор аренды земельного участка от № от <дата>, сроком на 49 лет. С целью приобретения земельного участка под домовладением в собственность истцы обратились с соответствующим заявлением в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ в Комитет по управлению имуществом г. Таганрога. Письмом от 24.09.2010г. №7663 им было отказано в передаче в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, на том основании, что площадь земельного участка превышает 0,1 га, что не соответствует решению Городской Думы от 27.02.2006г. №205 «Об утверждении Положения «О регулировании земельных отношений в г. Таганроге». Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка незаконным, заявители обратились в суд с настоящим заявлением. Куценко В.Г., Куценко В.Г. в судебное заседание не явились, направили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. При этом, просили жалобу удовлетворить по доводам, изложенным в заявлении. Дело рассматривается в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся заявителей. Представитель заявителей, В.Н. Литвиненко, действующий на основании ордера № от <дата>, поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить. Представитель КУИ г. Таганрога, С.В. Барсуков, действующий по доверенности, в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявления, указав, что заявителям было отказано в выкупе всего земельного участка по основаниям, изложенным в обжалуемом письме. Указал, что площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации, принадлежащая заявителям, объектам недвижимого имущества, не соответствует площади, заявленной к выкупу. Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителя истцов, представителя Комитета по управлению имуществом г. Таганрога, участвующих в деле, суд установил следующее: Куценко В.Г., Куценко В.Г. являются собственниками в равных долях по 1/2 доле каждый в праве собственности на двухквартирный жилой (блокированного типа) дом, общей площадью застройки 132,3кв.м., и подсобных помещений, площадью 252,3 кв.м. Право собственности на объекты подтверждается справкой МУП «БТИ», а также выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата> №. Вышеуказанный жилой дом и хозпостройки расположены на земельном участке с кадастровым № общей площадью 4426 кв.м., находящимся в аренде с множественностью лиц на стороне арендатора в соответствии с договором от <дата> №, сроком по 25.06.2059г. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке. Заявители обратились в сентябре 2010 года с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Письмом №7663 от 24.09.2010 г. Комитет по управлению имуществом г. Таганрога отказал в передаче земельного участка в собственность со ссылкой на то обстоятельство, что в соответствии с п.2.13.3 Решения Городской Думы №205 от 27.02.2006г. «Об утверждении Положения «О регулировании земельных отношений в г. Таганроге» площадь земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, должна быть не менее 0,02 га и не более 0,10 га. Эти же самые доводы подтвердил и представитель Комитета в судебном заседании. Кроме того, как пояснил представитель Комитета, аналогичное положение в настоящее время имеется в Решении Городской Думы от 17.12.2010г. №250 (в редакции Решения от 28.03.2011г. №280), которое также регламентирует нормы представления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, которые равняются не менее 0,02 га и не более 0,1 га. Полагая, что отказ в получении в собственность данного земельного участка не соответствуют положениям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), заявители оспорили в судебном порядке выраженный в названном выше письме Комитета такой отказ, считая, что основания для предоставления в собственность за плату испрашиваемого земельного участка имелись. Оценив собранные по делу доказательства, выслушав пояснения заинтересованного лица, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Оценивая обжалуемый отказ Комитета в предоставлении земельного участка в собственность заявителей на предмет соответствия его закону, а также нарушения прав и законных интересов заявителей, суд исходит из следующих обстоятельств. Пунктом 1 части 1 статьи 36 ЗК РФ закреплено исключительное право граждан и юридических лиц - собственников зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной или государственной собственности, на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков. При этом, в соответствии с пунктом 3 ст. 36 ЗК РФ установлено, что в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание. В соответствии с пунктом 5 ст. 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. Аналогичное право на выкуп земельного участка, закреплено за собственником объекта недвижимости также в пункте 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». При этом предусмотрено, что отказ в выкупе земельного участка не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (пункт 8 данной нормы). Согласно пункту 2 статьи 15 названного Кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Таких ограничений в настоящем случае не установлено. Кроме того, в соответствии с пунктом 1 ст. 33 Земельного Кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Следовательно, данная правовая норма регламентирует порядок предоставления свободных земельных участков для индивидуального жилищного строительства, поскольку не может ограничить право собственника на выкуп земельного участка площадью, необходимой для обслуживания и эксплуатации объектов недвижимого имущества. Вышеуказанная правовая норма корреспондирует к п.3 ст. 33 ЗК РФ, в соответствии с которым для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Таким образом, законодатель установил дифференцированный подход к определению площадей земельных участков, необходимых для обслуживания и эксплуатации объектов недвижимого имущества исходя из видов использования. Вследствие этого, установление в Решении Городской Думы от 27.02.2006г. №205, а впоследствии Решением Городской Думы от 17.12.2010г. №250 предельных минимальных и максимальных размеров предоставляемых для индивидуального жилищного строительства земельных участков, относится к предоставлению свободных от строений земельных участков и не ограничивает права собственников объектов недвижимого имущества на приобретение в собственность земельных участков необходимой площадью. (Аналогичный вывод сделан в Определении ВАС РФ от 01.08.2011 по делу № ВАС-9442/11). В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. В силу пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Согласно абзацу 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного участка и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. По пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса. Предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности, или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации). Как видно из представленных в материалы дела кадастрового паспорта земельного участка № от 25.03.2011г. в качестве разрешенного вида использования указано «для размещения объектов индивидуального жилищного строительства». В соответствии с постановлением Администрации г. Таганрога от 17.08.2009г. №3682 был установлен вышеуказанный вид разрешенного использования. При принятии данного постановления Администрация города не высказывала возражений относительно площади земельного участка, равной 4426 кв.м. Кроме того, в соответствии с постановлением Администрации г. Таганрога от 25.06.2010 №2803 вышеуказанный земельный участок был предоставлен истцам в аренду, сроком на 49 лет., заключен соответствующий договор аренды земельного участка № от <дата> Также суд учитывает, что в соответствии с Заключением ЗАО исх. №4 от 04.02.2011г., было установлено, что земельный участок 2-х квартирного жилого дома по адресу: <адрес>, с комплексом расположенных на нем подсобных строений соответствует функциональному назначению - размещению объектов индивидуального жилищного строительства, а размер участка 4426 кв.м. соответствует нормативным требованиям. При этом, данная площадь не превышает максимальную нормируемую площадь участка для данного вида использования земельного участка. Таким образом, предоставление в общую долевую собственность заявителям спорного земельного участка соответствует ст. 33 ЗК РФ, ст. 36 ЗК РФ. Вследствие чего, отказ Комитета, выраженный в письме исх. №7663 от 24.09.2010г., необоснован и не соответствует вышеуказанным правовым актам, поскольку на спорном участке расположена недвижимость, и земельный участок предназначен исключительно для ее использования и эксплуатации. При этом, сам ответ был получен заявителями только 18.07.2011г., а потому ими не пропущен установленный законом срок для обжалования действия органов местного самоуправления. Пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ). Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта. Названные обстоятельства должны приниматься судами во внимание также при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка. При этом следует учитывать, что ответчиком по такому иску является собственник земельного участка (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) в лице его уполномоченного органа. В соответствии с Положением о Комитете по управлению имуществом г. Таганрога Комитет делегированы полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в ведении города Таганрога. В соответствии с пунктом 1 ст.37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования. В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости. При рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 ГК РФ. В соответствии с п.1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. В соответствии с п.4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Изложенный правовой подход соответствует сложившейся судебно-арбитражной практике (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.01.2008 № 16961/2007 и от 18.12.2008 № 13710/2008, постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.04.2007 по делу № А66-8435/2006, Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.08.2008 по делу № А65-29622/2007-СГ2-55, Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.08.2010 по делу № А32-16032/2009, от 22.04.2008 по делу № А32-15067/2007, от 23.09.2008 по делу № А32-6211/2008, от 05.05.2009 по делу № А53-10758/2008, от 21.08.2009 по делу № А61-57/2009 и от 24.09.2009 по делу № А15-335/2009). Статья 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», действовавшего на момент проведения кадастрового учета в отношении земельного участка, предусматривает, что государственный кадастровый учет земельных участков представляет собой описание и индивидуализацию в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Согласно кадастровому паспорту от 25.03.2011 спорный земельный участок отнесен к землям поселений, при этом сведениями об обременениях правами третьих лиц либо публичными интересами паспорт не содержат. Комитет, указывая на невозможность выкупа земельного участка заявленной площадью, равной 4426 кв.м., тем не менее, на незаконность заключенного вышеуказанного договора аренды земельного участка не ссылается, право собственности на жилой дом им в установленном законом порядке не оспаривается. С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что доводы о невозможности продажи спорного земельного участка, заявленной площадью Комитетом по управлению имуществом г. Таганрога, в нарушение статьи 249 ГПК РФ, документально не обоснованы. Вышеизложенное является основанием для удовлетворения требований о признании незаконным решения Комитета по управлению имуществом г. Таганрога №7663 от 24.09.2010г При этом, руководствуясь пунктом 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Руководствуясь статьями 27, 36, 37 Земельного кодекса Российской Федерации, Главой 23 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Признать незаконным решение Комитета по управлению имуществом г. Таганрога №7663 от 24.09.2010г. об отказе в передаче в общую долевую собственность земельного участка, общей площадью 4426 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; Обязать Комитет по управлению имуществом г. Таганрог устранить допущенные нарушения путем направления в месячный срок с момента вступления в силу решения Куценко В.Г., Куценко В.Г., проекта договора купли-продажи в общую долевую собственность по 1/2 доле каждому, земельного участка, общей площадью 4426 кв.м., с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Решение изготовлено в окончательном виде 28.10.2011 года Председательствующий подпись Исаев С.Н.