прокурор к Администрации, Ритуал



                К делу № 2-5094-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12.10.2011 года                                                                                            г. Таганрог

Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Семеняченко А.В.,

при секретаре судебного заседания Головчук Н.В.,

с участием помощника прокурора г. Таганрога Латышевой В.В.,

представителя ответчика МАУ «РИТУАЛ» Приходько И.К.,

представителя ответчика Администрации г.Таганрога Шепелева О.С. по доверенности,

представителя третьего лица главного специалиста-эксперта территориального отдела Упралвения Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах Глушкина Г.Н. по доверенности,

представителя третьего лица Комитета по управлению имуществом г. Таганрога Барсукова С.В. по доверенности,

представителя третьего лица ОНД по г. Таганрогу ГУ МЧС России по РО Ливенцова Д.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Таганрога в интересах неопределенного круга лиц, защиту интересов общества и государства к Администрации г.Таганрога, Администрации Ростовской области, МАУ «РИТУАЛ» г. Таганрога, о признании бездействий незаконными и об обязании устранить нарушения действующего природоохранного законодательства,

УС Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Таганрога в иске указал, что прокуратурой г. Таганрога была проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды, погребении и похоронном деле в деятельности МАУ «Ритуал», зарегистрированного по адресу <адрес>. МАУ «Ритуал» зарегистрировано по адресу <адрес> и осуществляет свою деятельность с <дата> за ОГРН . В соответствии с приказом начальника УЖКХ г.Таганрога № 9-МП/Н от <дата> директором МАУ «Ритуал» назначен Приходько ИК. В соответствии с п. 11 Устава организации, МАУ «Ритуал» создано в целях осуществления, предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления г. Таганрога в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. На основании постановления Администрации города Таганрога от 29.04.2010 № 2142 следующие земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование МАУ «Ритуал» для размещения общественных кладбищ:

земельный участок площадью 18046 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>1;

земельный участок площадью 5635 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>;

земельный участок площадью 50798 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>;

земельный участок площадью 10688 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>1;

земельный участок площадью 206926 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, пе<адрес>, 2;

земельный участок площадью 888 286 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>

земельный участок площадью 198 418 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>

Проведенными прокуратурой города обследованиями территории кладбищ с привлечением территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском и Куйбышевском районах, КУИ г. Таганрога, УЖКХ г.Таганрога, отдела по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации г. Таганрога и сотрудников ОГПН по г.Таганрогу установлены нарушения законодательства об охране окружающей среды и требований санитарно-эпидемиологических норм при содержании мест погребения. Выявленные в ходе проведенных проверок нарушения в деятельности МАУ «Ритуал» свидетельствуют о недостаточном контроле за соблюдением законодательства со стороны руководства при организации деятельности общественного кладбища, выразившихся в нарушении требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства регламентирующего похоронную деятельность. 21.06.2011 прокуратурой г. Таганрога в отношении юридического лица МАУ «Ритуал» было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого юридическое лицо МАУ «Ритуал» привлечено к административной ответственности и подвергнуто административному штрафу в размере 100 тысяч рублей. Учитывая, что перечень граждан, которые посещают указанные кладбища определить невозможно, прокурор г. Таганрога обращается с иском в защиту неопределенного круга лиц, защиту интересов общества и государства. Прокурор просит суд признать бездействие МАУ «Ритуал», Администрации г. Таганрога, выразившееся в неустранении нарушений требований природоохранного законодательства Российской Федерации незаконным и обязать МАУ «Ритуал», Администрацию г. Таганрога устранить следующие нарушения требований природоохранного законодательства Российской Федерации:

- Установить информацию для посетителей о проведении аккарицидной обработки при входе в кладбище по <адрес>.

- Устранить на территориях кладбищ скопления твердых бытовых отходов по <адрес>, 31, пе<адрес>, 2;

- Установить ограждения на площадках для размещения контейнеров на территории кладбищ по <адрес>, 31;

- Установить контейнерную площадку с ограждениями, на территории кладбища по пе<адрес>, 2, <адрес>, 50 «а»;

- Оборудовать площадки для размещения контейнеров для сбора ТБО на кладбищах по <адрес>, 31, <адрес>.

- Установить урны для сбора мусора на кладбищах, расположенных в <адрес>, пе<адрес>, 2, <адрес>, 31, <адрес>, 50 «а»;

- Устранить следы разлития ГСМ на земле размером 0,5 м х 1,0 м на территории кладбища по <адрес>, 31;

- Произвести очистку территорий кладбищ от горючих отходов, мусора и сухой травы на кладбищах по адресам: <адрес>, 31, <адрес>, пе<адрес>, 2, <адрес>, 50 «а», <адрес>.

- Выполнить разделение территорий кладбищ на функциональные зоны - входную, административно-хозяйственную, ритуальную, зону захоронений следующих кладбищ: <адрес>.

- Произвести очистку территорий кладбищ от горючих отходов, мусора и сухой травы на следующих кладбищах: <адрес>, 31, <адрес>, пе<адрес>, 2, <адрес>, 50 «а», <адрес>.

- Установить в полном объеме ограждения по периметрам участков кладбищ по <адрес>.

- Выполнить разделения территорий кладбищ на функциональные зоны - на входную, административно-хозяйственную, территорию захоронений на кладбищах по <адрес>.

- Оборудовать подъездные пути к кладбищах по <адрес>.

- Установить общественные туалеты для посетителей на территории кладбищ по <адрес>.

- Произвести ремонт общественного туалета для посетителей на кладбище по <адрес>, 31.

- Установить санитарно-защитную зону от кладбищ до жилой застройки на кладбищах по <адрес>.

- Обеспечить водоснабжение и канализацию на кладбищах по <адрес>.

- Запретить захоронение рядом с проходящим водопроводом на кладбище по <адрес>.

- Установить информацию с планом, секторами захоронения, их нумерацией с восточной стороны кладбища по <адрес>, 50 «а».

- Устранить скопление воды водоразборной колонки на кладбище по <адрес>, 50 «а».

Прокурор также просит суд решение суда обратить к немедленному исполнению.

В судебном заседании помощник прокурора г. Таганрога Латышева В.В. требования иска поддержала, просила удовлетворить.

В судебном заседании представитель Администрации г. Таганрога Шепелев О.С. исковые требования не признал, пояснил, что постановлением Администрации г. Таганрога принято решение о ликвидации МАУ «РИТУАЛ». Процедура ликвидации не завершена. Исковые требования к ответчику Администрации г. Таганрога заявлены как к ненадлежащему, при наличии ответственного за организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения лица - МАУ «РИТУАЛ».

В судебном заседании представитель Комитета по управлению имуществом г. Таганрога Барсуков С.В. просил в иске прокурору г. Таганрога к Администрации г. Таганрога отказать, ссылаясь на доводы, изложенные представителем Администрации г. Таганрога, а к ответчику МАУ «РИТУАЛ» удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика МАУ «Ритуал» Приходько И.К. исковые требования не признал, пояснил, что он ранее работал в должности директора МАУ «Ритуал» и является председателем ликвидационной комиссии МАУ «Ритуал». В ведении МАУ «Ритуал» находится только общественное кладбище, расположенное по адресу г. Таганрог, Николаевское шоссе, 5-13. Отношения к другим кладбищам, расположенным на территории города МАУ «Ритуал» не имеет, поскольку документы не оформлены, в связи с выходом постановления Администрации г.Таганрога о ликвидации МАУ «Ритуал».

Представители третьего лица главного специалиста-эксперта территориального отдела Упралвения Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах Глушкин Г.Н. и третьего лица ОНД по г. Таганрогу ГУ МЧС России по РО Ливенцов Д.Г. полагали иск прокурора г. Таганрога подлежащим удовлетворению.

Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, судья находит требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим мотивам:

Прокуратурой г. Таганрога проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды, погребении и похоронном деле в деятельности МАУ «Ритуал». МАУ «Ритуал» зарегистрировано по адресу <адрес> и осуществляет свою деятельность с <дата> за ОГРН

В соответствии с п. 11 Устава организации, МАУ «Ритуал» создано в целях осуществления, предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления г. Таганрога в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. На основании постановления Администрации города Таганрога от 29.04.2010 № 2142 следующие земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование МАУ «Ритуал» для размещения общественных кладбищ:

земельный участок площадью 18046 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>1;

земельный участок площадью 5635 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>;

земельный участок площадью 50798 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>;

земельный участок площадью 10688 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>1;

земельный участок площадью 206926 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, пе<адрес>, 2;

земельный участок площадью 888 286 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>

земельный участок площадью 198 418 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>

Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон от 10.01.2002 г. №7-ФЗ) одним из принципов осуществления хозяйственной деятельности юридических и физических лиц определяет допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 11. Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции, своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания, осуществлять гигиеническое обучение работников.

Статьей 30 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрена ответственность за нарушение настоящего Закона, в соответствии с которой лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ч.2 ст. 16 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» размещение отходов производства и потребления является видом негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно требованиям ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасны для окружающей среды и регулироваться Российским законодательством. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон) местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Пунктами 1, 2, 3, 4 статьи 17 Закона определены санитарные и экологические требования к содержанию мест погребения. Так, в частности, деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. Санитарно-эпидемиологический надзор и экологический контроль за состоянием мест погребения осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду и здоровье человека создается система санитарного и экологического мониторинга. Порядок ведения санитарного и экологического мониторинга устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

Проведенными прокуратурой города обследованиями территории кладбищ с привлечением территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском и Куйбышевском районах, КУИ г. Таганрога, УЖКХ г.Таганрога, отдела по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации г. Таганрога и сотрудников ОГПН по г.Таганрогу установлены следующие нарушения законодательства об охране окружающей среды и требований санитарно-эпидемиологических норм при содержании мест погребения:

  1. Площадь земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, выделенного для размещения общественного кладбища, составляет 18 064 кв. м.

- территория не ограждена, не имеет разделения на функциональные зоны (входную, административно-хозяйственную, ритуальную, захоронений) (п. 2.9 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»);

- отсутствует санитарно-защитная зона от кладбища до жилой застройки (п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»);

- территория в полном объеме не очищена, поросла сорной растительностью и амброзией как внутри, так и прилегающая территория к кладбищу. На прилегающей территории к кладбищу с северной стороны отмечено скопление ТБО, сорной растительности, амброзии, следы сжигания ТБО, длительное время не осуществлялся вывоз ТБО (п. 7.11 СанПиН 2.1.1279-03 гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»).

- данные по проведению аккарицидной обработки территории кладбища не представлены.

- договор на проведения и акты на выполненные работы, а также результаты энтомологического обследования на момент обследования не представлены (ст. 24 ФЗ от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

- отсутствуют водоснабжение и канализация.

- отсутствуют урны для сбора мусора; площадка для размещения контейнеров для сбора ТБО не оборудована (п.п. 7.9, 7.10 СанПиН 2.1.1279-03 гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», ст. 21, 22 ФЗ от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

- отсутствует общественный туалет для посетителей кладбища (п. 7.4 СанПиН 2.1.1279-03 гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»).

- не представлены данные об организации, которая обслуживает и содержит кладбище.

- продолжаются захоронения.

  1. Площадь     земельного     участка, расположенного по адресу <адрес>, выделенная для размещения общественного кладбища, составляет 5 635 кв.м.

- территория не ограждена, не имеет разделения на функциональные зоны (входную, административно-хозяйственную, ритуальную, захоронений) (п. 2.9 СанПиН <дата>-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»);

- отсутствует санитарно-защитная зона от кладбища до жилой застройки (п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»);

- территория в полном объеме не очищена, поросла сорной растительностью и амброзией как внутри, так и прилегающая территория к кладбищу (п. 7.11 СанПиН 2.1.1279-03 гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»).

- данные по проведению аккарицидной обработки территории кладбища не представлены.

- договор на проведения и акты на выполненные работы, а также результаты энтомологического обследования на момент обследования не представлены (ст. 24 ФЗ от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

- отсутствуют водоснабжение и канализация.

- отсутствуют урны для сбора мусора; площадка для размещения контейнеров для сбора ТБО не оборудована (п.п. 7.9, 7.10 СанПиН 2.1.1279-03 гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», ст. 21, 22 ФЗ от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

- отсутствует общественный туалет для посетителей кладбища (п. 7.4 СанПиН 2.1.1279-03 гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»).

- не представлены данные об организации, которая обслуживает и содержит кладбище.

- продолжаются захоронения.

  1. Площадь земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, выделенная для размещения общественного кладбища, составляет 50 798 кв. м.

- территория не ограждена, не имеет разделения на функциональные зоны (входную, административно-хозяйственную, ритуальную, захоронений) (п. 2.9 СанПиН <дата>-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»);

- отсутствует санитарно-защитная зона от кладбища до жилой застройки (п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»);

- территория в полном объеме не очищена, поросла сорной растительностью и амброзией как внутри, так и прилегающая территория к кладбищу (п. 7.11 СанПиН 2.1.1279-03 гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»).

- на территории кладбища на момент проверки установлено два очага возгорания мусора, отмечено наличие дыма.

- скопившиеся твердые бытовые отходы не вывозились длительный период времени.

- данные по проведению аккарицидной обработки территории кладбища не представлены.

- договор на проведения и акты на выполненные работы, а также результаты энтомологического обследования на момент обследования не представлены (ст. 24 ФЗ от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

- отсутствуют водоснабжение и канализация.

- отсутствуют урны для сбора мусора; площадка для размещения контейнеров для сбора ТБО не оборудована (п.п. 7.9, 7.10 СанПиН 2.1.1279-03 гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», ст. 21, 22 ФЗ от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

- отсутствует общественный туалет для посетителей кладбища (п. 7.4 СанПиН 2.1.1279-03 гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»).

- не представлены данные об организации, которая обслуживает и содержит кладбище.

- рядом с проходящим водопроводом продолжаются захоронения и на территории кладбища (ст. 19 ФЗ от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

- по сравнению с маем 2011 года санитарно-гигиеническое состояние кладбища значительно ухудшилось.

  1. Площадь земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, выделенная под размещение общественного кладбища, составляет 10 688 кв. м.

- территория не ограждена, не имеет разделения на функциональные зоны (входную, административно-хозяйственную, ритуальную, захоронений) (п. 2.9 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»);

- отсутствует санитарно-защитная зона от кладбища до жилой застройки (п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»);

- кладбище расположено на берегу Миусского лимана, что противоречит п. 2.2 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения».

- отсутствует информация для посетителей о проведении аккарицидной обработки.

- территория в полном объеме не очищена, поросла сорной растительностью и амброзией как внутри, так и прилегающая территория к кладбищу (п. 7.11 СанПиН 2.1.1279-03 гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»).

- данные по проведению аккарицидной обработки территории кладбища не представлены.

- договор на проведения и акты на выполненные работы, а также результаты энтомологического обследования на момент обследования не представлены (ст. 24 ФЗ от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

- отсутствуют водоснабжение и канализация.

- отсутствуют урны для сбора мусора; площадка для размещения контейнеров для сбора ТБО не оборудована (п.п. 7.9, 7.10 СанПиН 2.1.1279-03 гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», ст. 21, 22 ФЗ от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

- отсутствует общественный туалет для посетителей кладбища (п. 7.4 СанПиН 2.1.1279-03 гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»).

- не представлены данные об организации, которая обслуживает и содержит кладбище.

  1. Площадь земельного участка, расположенного по адресу пе<адрес>, 2, выделенная под размещение общественного кладбища, составляет 206 926 кв.м.

- отсутствует ограждение по периметру земельного участка кладбища с пе<адрес> (п. 3.1 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»).

- отсутствует санитарно-защитная зона от кладбища до жилой застройки (п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»);

- осуществляется сжигание ТБО.

- территория в полном объеме не очищена, поросла сорной растительностью и амброзией как внутри, так и прилегающая территория к кладбищу (п. 7.11 СанПиН 2.1.1279-03 гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»).

- отсутствуют урны для сбора мусора; контейнерная площадка, у двух контейнеров для хранения ТБО, стенки снаружи и изнутри покрыты слоев ржавчины, в стенках контейнеров в результате ржавчины появились отверстия (п.п. 7.10, 7.11 СанПиН 2.1.1279-03 гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», ст. 21, 22 ФЗ от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Приходько И.К. не работает в должности директора МАУ «Ритуал» и является председателем ликвидационной комиссии МАУ «Ритуал», в связи с выходом постановления Администрации г.Таганрога о ликвидации МАУ «Ритуал».

Из содержания информационного письма КУИ г.Таганрога, от 15.06.2011г. №4743 земельный участок площадью 18046 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>1; земельный участок площадью 5635 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>; земельный участок площадью 50798 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>; земельный участок площадью 10688 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>1; земельный участок площадью 206926 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, пе<адрес>, 2, земельный участок площадью 888 286 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, и земельный участок площадью 198 418 кв. м., расположенный по адресу: <адрес> на основании постановления Администрации <адрес> от <дата> предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование МАУ «Ритуал» для размещения общественных кладбищ.

Из материалов дела следует, что Территория общественного кладбища, расположенная по адресу <адрес>, 31, в полном объеме не очищена от сорной растительности и амброзии.

- договор на проведения и акты на выполненные работы, а также результаты энтомологического обследования на момент обследования не представлены (ст. 24 ФЗ от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

- Водоснабжение централизованное, имеется подводка городского водопровода с оборудованием ВРК (водоразборная колонка). Дополнительно установлена емкость запаса воды, окрашена, доступна для широкого круга потребителей. Вблизи емкости запаса воды имеет место следы разлития ГСМ на земле размером 0,5м х 1,0 м, что недопустимо и является нарушением требований ст.21, 22 Федерального Закона от 30.03.1999г №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

- Текущая уборка территории проводится сотрудниками МУП «Похоронно-ритуальных услуг», вывоз твердых бытовых отходов (далее - ТБО) осуществляется по мере накопления на полигон ТБО. На момент обследования определяются смёты мусора на центральной площади кладбища, по аллеям 4, 6, 7 и др., не своевременно проводится уборка территории от старых упавших деревьев, что является нарушением п.1.2., 2.1.1. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», п. 7.11. СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения».

- Для сбора ТБО на территории кладбища отсутствуют урны. Площадка для размещения контейнера сбора ТБО (у административного здания) не оборудована (отсутствует ограждение), что противоречит требованиям п. 7.10, п. 7.9. СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», ст.21, 22 Федерального Закона от 30.03.1999г №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Ограждение территории по периметру земельного участка общественного кладбища, расположенного по адресу г. <адрес> выполнено не в полном объеме, что противоречит п. 3.1 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения».

- Информация с планом, секторами захоронения, их нумерацией отсутствует, что противоречит п.2.9. СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»

- Отсутствует оборудованная площадка для размещения контейнеров сбора ТБО, урны, мусор с могил и прилегающей территории сбрасывается в кучи по аллеям, вывоз осуществляется несвоевременно (что противоречит ст.21, 22 Федерального Закона от 30.03.1999г №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». п.п. 7.9, 7.10, 7.11 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»).

- Для посетителей на территории кладбища оборудованы общественные туалеты, на местном выгребе. Прилегающая территория замусорена, текущая уборка проводится несвоевременно (в нарушении ст.21,22 Федерального Закона от 30.03.1999г №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 7.10, п.7.11 СанПиН 2.1.1279-03 гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения».

21.06.2011 прокуратурой г. Таганрога в отношении юридического лица МАУ «Ритуал» было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого юридическое лицо МАУ «Ритуал» привлечено к административной ответственности и подвергнуто административному штрафу в размере 100 тысяч рублей.

В соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения.

Согласно положениям статьи 17 ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

В силу ст.29 ФЗ «О погребении и похоронном деле» порядок деятельности специализированных служб определяют органы местного самоуправления.

Учитывая, что МАУ «Ритуал» создано в целях осуществления, предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления г. Таганрога в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, судья полагает, что факт бездействия Администрации г. Таганрога не подтверждается.

Постановлением Администрации г. Таганрога № 1331 от 03.05.2011 года принято решение о ликвидации МАУ «РИТУАЛ», однако процедура ликвидации не завершена.

Судья полагает, что исковые требования к ответчику Администрации г. Таганрога преждевременны и не могут быть удовлетворены, при наличии ответственного за организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения лица - МАУ «РИТУАЛ».

Оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению, предусмотренных ст. 211, 212 ГПК РФ не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 167, 194-198 ГПК РФ, судья

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Таганрога в интересах неопределенного круга лиц, защиту интересов общества и государства к Администрации г.Таганрога, Администрации Ростовской области, МАУ «РИТУАЛ» г. Таганрога, о признании бездействий незаконными и об обязании устранить нарушения действующего природоохранного законодательства удовлетворить частично.

Признать бездействие МАУ «Ритуал», выразившееся в неустранении нарушений требований природоохранного законодательства Российской Федерации, незаконным.

Обязать МАУ «Ритуал», устранить следующие нарушения требований природоохранного законодательства Российской Федерации:

- Установить информацию для посетителей о проведении аккарицидной обработки при входе в кладбище по <адрес>.

- Устранить на территориях кладбищ скопления твердых бытовых отходов по <адрес>, 31, пе<адрес>, 2;

- Установить ограждения на площадках для размещения контейнеров на территории кладбищ по <адрес>, 31;

- Установить контейнерную площадку с ограждениями, на территории кладбища по пе<адрес>, 2, <адрес>, 50 «а»;

- Оборудовать площадки для размещения контейнеров для сбора ТБО на кладбищах по <адрес>, 31, <адрес>.

- Установить урны для сбора мусора на кладбищах, расположенных в <адрес>, пе<адрес>, 2, <адрес>, 31, <адрес>, 50 «а»;

- Устранить следы разлития ГСМ на земле размером 0,5 м х 1,0 м на территории кладбища по <адрес>, 31;

- Произвести очистку территорий кладбищ от горючих отходов, мусора и сухой травы на кладбищах по адресам: <адрес>, 31, <адрес>, пе<адрес>, 2, <адрес>, 50 «а», <адрес>.

- Выполнить разделение территорий кладбищ на функциональные зоны - входную, административно-хозяйственную, ритуальную, зону захоронений следующих кладбищ: <адрес>.

- Произвести очистку территорий кладбищ от горючих отходов, мусора и сухой травы на следующих кладбищах: <адрес>, 31, <адрес>, пе<адрес>, 2, <адрес>, 50 «а», <адрес>.

- Установить в полном объеме ограждения по периметрам участков кладбищ по <адрес>.

- Выполнить разделения территорий кладбищ на функциональные зоны - на входную, административно-хозяйственную, территорию захоронений на кладбищах по <адрес>.

- Оборудовать подъездные пути к кладбищах по <адрес>.

- Установить общественные туалеты для посетителей на территории кладбищ по <адрес>.

- Произвести ремонт общественного туалета для посетителей на кладбище по <адрес>, 31.

- Установить санитарно-защитную зону от кладбищ до жилой застройки на кладбищах по <адрес>.

- Обеспечить водоснабжение и канализацию на кладбищах по <адрес>.

- Запретить захоронение рядом с проходящим водопроводом на кладбище по <адрес>.

- Установить информацию с планом, секторами захоронения, их нумерацией с восточной стороны кладбища по <адрес>, 50 «а».

- Устранить скопление воды водоразборной колонки на кладбище по <адрес>, 50 «а».

В части иска к ответчику Администрации г. Таганрога - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Таганрогский городской суд Ростовской области.

Решение в окончательной форме будет изготовлено 17.10.2011 года.

Судья                                                                                        А.В. Семеянченко