Д-2-5673/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 03 октября 2011 г. г.Таганрог Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Ядыкин Ю.Н., при секретаре Савченко О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению собственников помещений многоквартирного дома № по ул. <адрес> в лице уполномоченного представителя этих собственников Бездомова И.Л. об оспаривании постановления Администрации г.<адрес> Ростовской области в части размера финансирования капитального ремонта многоквартирного дома, У С Т А Н О В И Л: Уполномоченный собственниками помещений многоквартирного дома № по ул. <адрес> <адрес> Бездомов И.Л. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Главы Администрации <адрес> ФИО23 и постановления Администрации <адрес> Ростовской области в части размера финансирования капитального ремонта многоквартирного дома, ссылаясь на следующие обстоятельства: Исходя из системного толкования ст.6 Закона РФ № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст.158 ЖК РФ и ст.210 ГК РФ после исполнения бывшим наймодателем (органом государственной власти или органом местного самоуправления) обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2007 года). Таким образом, на прежнем собственнике (органе местного самоуправления) лежит обязанность по проведению однократного капитального ремонта переданного в порядке приватизации жилищного фонда. Осуществление этих полномочий производится Администрацией <адрес> с привлечением бюджетных средств всех уровней. Согласно Закона Ростовской области № 653-ЗС от 15.03.2007г. при степени износа дома от 30 до 40% выполняется выборочный капитальный ремонт, а при степени износа 41 - 60% выполняется комплексный капитальный ремонт, который должен включать в себя в соответствии с п.3 ст.15 ФЗ № 185-ФЗ от 21.07.2007г. «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и приложения №1 к постановлению Администрации Ростовской области от 26.12.2008г. № 604 «Областная адресная программа «Капитальный ремонт многоквартирных домов и создание условий для управления многоквартирными домами на территории Ростовской области в 2007-2011 годах» определенные виды работ, а именно: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); 2) ремонт крыш; 3) утепление и ремонт фасадов; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу. В соответствии со сведениями, приведенными на сайте МУП «ЖЭУ», физический износ дома по адресу <адрес> по состоянию на 2008 год по данным Ростовского государственного строительного института составляет 52,24%, что свидетельствует о необходимости проведения на данном доме комплексного капитального ремонта. Финансирование капитального ремонта производится на основании постановлений Администрации <адрес> о выделении средств на проведение таких работ. По дому <адрес> постановлением Администрации <адрес> № от 08.06.2011г. определен объем финансирования капитального ремонта в размере 1272194 рубля со следующим перечнем работ: ремонт кровли, фасада, внутридомовых инженерных систем тепло-, водоснабжения, водоотведения с установкой приборов учета тепловой энергии, холодной воды. Размер расходов, необходимых для финансирования капитального ремонта в указанном объеме был определен на основании смет, представленных МУП «ЖЭУ». Изучение данных смет показало, что в них заложены расходы только на выборочный капитальный ремонт, а не на комплексный капитальный ремонт. Таким образом, при указанном размере финансирования не будет достигнута цель капитального ремонта, а именно восстановление систем жизнеобеспечения дома до нормативного уровня. Из полученных в МУП «ЖЭУ» смет и дефектных ведомостей видно, что капитальный ремонт этого дома изначально предполагался МУП «ЖЭУ» как выборочный, перечень указанных в сметах работ не соответствует вышеуказанному перечню, но все эти документы прошли экспертизу и были утверждены Администрацией <адрес> в качестве обоснования объема финансирования работ. Виновные действия Администрации <адрес> заключаются в том, что вопреки закону при наличии износа свыше 40% были приняты к финансированию сметы, подготовленные МУП «ЖЭУ» в нарушение закона на выборочный капитальный ремонт, тогда как законом в данном случае предусматривался комплексный капитальный ремонт. Объем финансирования в сумме 1272194 рубля не позволяет в надлежащем объеме выполнить обязательные работы и привести к нормативному размеру процент износа дома. Собственники дома считают, что оспариваемое постановление в части установления объема финансирования капитального ремонта их дома является незаконным и подлежит изменению, как нарушающее их права, поскольку после завершения выборочного капитального ремонта бремя по устранению недоделок и повторному капитальному ремонту в недостающем объеме ляжет на них. Незаконность действий Главы Администрации <адрес> заключается в том, что он подписал нормативно-правовой акт местного самоуправления, которым принял к финансированию сметы, подготовленные МУП «ЖЭУ» в нарушение закона на выборочный капитальный ремонт, тогда как законом в данном случае предусматривался комплексный капитальный ремонт. Ссылаясь на главу 25 ГПК РФ, заявители просят суд признать незаконным постановление Администрации <адрес> № от 08.06.2011 года в части определения размера финансирования выборочного капитального ремонта многоквартирного дома по адресу <адрес>; обязать Администрацию <адрес> произвести повторную оценку стоимости комплексного капитального ремонта дома по адресу <адрес> и внести изменения в постановление Администрации <адрес> № от 08.06.2011 года в части определения размера финансирования капитального ремонта этого многоквартирного дома. В ходе судебного разбирательства заявитель Бездомов И.Л. и его представитель ФИО8 уточнили, что оспаривают постановление городской администрации, а не действия руководителя администрации, который подписал постановление от имени администрации. Пояснили, что собственники помещений <адрес> еще до издания рассматриваемого постановления оспаривали объем планируемого МУП «ЖЭУ» капитального ремонта, поскольку он не соответствовал перечню работ, утвержденному общим собранием собственников от 31.03.2010г. и явно не обеспечивал восстановление функций всех конструктивных элементов и инженерного оборудования дома до нормативного уровня. Они обращались с претензиями к директору МУП «ЖЭУ», а затем к прокурору <адрес>, который направил их заявление в Администрацию <адрес> и в Государственную жилищную инспекцию Ростовской области. Заместитель Главы Администрации ФИО25 им отвечал, что сметная документация находится на экспертизе в ГАУ РО «Государственная экспертиза проектов документов территориального планирования и проектной документации», но ответа по существу заявления они не получили. МУП «ЖЭУ» уточняло дефектные ведомости и корректировало сметы, но все так же планируя выборочный капитальный ремонт с сокращенным перечнем работ. Постановлением Администрации г.Таганрога № от <дата> дом был включен в программу софинансирования капитального ремонта на 2011 год с указанием перечня финансируемых работ по выборочному ремонту центрального отопления, холодного водоснабжения, центральной канализации, кровли, фасада, подъездов, отмостки на общую сумму 1779009 рублей. При этом в перечне отсутствовал капитальный ремонт сетей газоснабжения и электроснабжения, не предусматривалась установка приборов учета ЦО, ХВС, газо- и электроснабжения. МУП «ЖЭУ» 1.06.2011 года выдало старшему дома сметы на общую сумму 2056585 рублей, не прошедшие экспертизу, в которые были включены ремонт кровли, фасада, отмостки, подъездов, ХВС, ЦК, ЦО. Сметы не прусматривали ремонт систем электро и газоснабжения, установку приборов учета на ЦО, ХВС, газ и электроэнергию. Не согласившись с этими сметами, собственники дома направили электронное письмо министру жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области ФИО10. В ответе министра сообщалось, что по информации Администрации <адрес> собственники помещений <адрес>, в соответствии с протоколом № от 31.03.2010г. утвердили перечень работ при капитальном ремонте в объеме: ремонт кровли, фасада, инженерных систем (тепло-, водоснабжения, водоотведения, с установкой прибора учета водо-, теплоснабжения) на общую сумму 1272194 руб. Таким образом, Администрация <адрес> дала ложную информацию министру ЖКХ РО о перечне утвержденных общим собранием собственников работ. На заявление собственников дома директор МУП «ЖЭУ» 06.06.2011 года по электронной почте ответил, что в настоящее время проводятся предварительные расчеты суммы капитального ремонта, поэтому МУП «ЖЭУ» не может предоставить запрашиваемые документы (копию дефектной ведомости, сметы и письменное предложение по финансированию ремонта каждым собственником). Однако, через два дня после этого было издано оспариваемое постановление, в котором финансирование капитального ремонта дома сократилось с 1779000 руб. до 1272194 руб. и не предусматривается финансирование капитального ремонта системы центрального отопления, системы электроснабжения (с установкой прибора учета), системы газоснабжения (с установкой приборов учета), отмостки, подъездов (вместо подвальных помещений), а также сократилось финансирование и оставшихся в перечне работ. Оставшийся перечень работ и объемы их финансирования не соответствуют понятию «капитальный ремонт». Собственники помещений дома на общем собрании 15.06.2011 года решили не утверждать изложенный в постановлении Администрации <адрес> № от 08.06.2011г. объем работ по выборочному капитальному ремонту дома на сумму 1272194 рубля, как не соответствующий заявленному собственниками помещений перечню работ и не способный привести дом в удовлетворительное техническое состояние, и передали директору МУП «ЖЭУ» соответствующее заявление с приложением протокола общего собрания. МУП «ЖЭУ» выдало собственникам дома еще один (третий) вариант смет на выборочный капитальный ремонт с приложением копии заключения негосударственной экспертизы, проведенной ГАУ РО «Государственная экспертиза проектов документов территориального планирования и проектной документации», в котором сводный сметный расчет откорректирован и составляет общую сумму 2246400 рублей, но тут был приложен «Объективный сметный расчет» на сумму 1799950 рублей. Собственники дома 01.08.2011 года обратились с заявлением к мэру <адрес>, в котором указали, что выборочный капитальный ремонт кровли нарушает право собственников помещений на комфортные условия проживания, наносит ущерб их здоровью и материальный ущерб; заявлены просьбы проверить состояние пароизоляции и теплоизоляции кровли, с оформлением акта, пересмотреть сметы и обеспечить выполнение комплексного капитального ремонта кровли (согласно СНиП II-26-76), обеспечить право собственников на комфортные условия проживания в жилых помещениях. К заявлению были приложены обращения жильцов пятого этажа о невыносимой жаре летом от нагрева крыши. Ответ на это заявление не дан. Затем, 09.08.2011г. в городскую администрацию было направлено электронной почтой еще одно заявление (продублировано письменно 10.08.2011г.) о нанесении материального и морального ущерба собственникам при подготовке и проведении выборочного капитального ремонта. Ответ также не получили. На общем собрании 19.08.2011 года собственники решили: «Управляющей организации МУП «ЖЭУ» продолжить капитальный ремонт дома за счет полученных по программе софинансирования средств на 2011 год. Для исправления допущенных правонарушений при оформлении документов на выборочный капитальный ремонт, управляющей организации ходатайствовать перед администрацией города (бывшим наймодателем): о выделении дополнительных денежных средств за счет экономии, для завершения запланированных на 2011 год работ в строгом соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда; о включении дома <адрес> в программу софинансирования капитального ремонта на 2012 год, для полного выполнения бывшим наймодателем установленных законом обязательств по проведению комплексного капитального ремонта дома». По требованию старшего дома УЖКХ <адрес> 15.09.2011г. все же выдало копию очередного варианта смет капитального ремонта дома на общую сумму 1272194 руб., но заключение экспертизы по данным сметам не представлено. Деньги выделены явно в недостаточном объеме. При ремонте кровли не производится замена паро- и теплоизоляции, хотя керамзит уже превратился в песок и не обеспечивает теплоизоляции. Нет средств на «оцинковку» для закрытия обрешетки кровли, что требуется в соответствии со строительными нормами. Отказано в замене стояков холодной воды, хотя на представленных фотографиях видно, что трубы холодного водоснабжения забиты кальцевыми отложениями и грязью, стояки ХВС ржавые, забиты жесткими минеральными отложениями и грязью. Отказано в замене стояков канализации (меняется только нижняя разводка). Дом 1965 года постройки и ни разу капитальный ремонт не проводился, что подтверждается техническим паспортом. Коммуникации отработали, как минимум, два нормативных срока и при капитальном ремонте должны быть полностью заменены, поскольку цель капитального ремонта - приведение в нормативное состояние. Замена коммуникаций кусками не приведет к достижению цели капитального ремонта, поскольку имеющиеся в старых трубах отложения будут забивать новые участки труб. Полностью исключена из перечня работ система центрального отопления. Произошло это со ссылками на акт государственного жилищного инспектора об удовлетворительном состоянии этой системы. Однако инспектор ФИО11 ничего не осматривал, за исключением крыши, куда поднимался вместе со старшим по дому, а свои выводы сделал, по-видимому, со слов мастера УК «Промышленное» (подрядной организации МУП «ЖЭУ») ФИО12, которая позже рассказала, что инспектор ФИО11 с ней разговаривал, но она говорила только о нижней разводке центрального отопления, где ее бригада выполняла работы, а не по системе ЦО в целом. В подвале действительно проводились работы по ремонту ЦО, но трубы обратной подачи заужены и частично не заменены, что подтверждается фотографиями. Осмотром коммуникаций (включая 31 квартиру из 40) установлено, что требуется замена 49-ти стояков отопления, 44 отопительных батарей в квартирах и на лестничных клетках, узла управления ЦО в подвале, восстановление нормативных параметров «обратки» ЦО в подвале (замена зауженных труб), 16 стояков ХВС, 15 канализационных стояков и 13 межэтажных тройников под канализационные стояки в квартирах. Кроме того, срочно требуется ремонт разрушившейся отмостки дома, которая также не включена в перечень работ. Дождевая вода попадает под фундамент и дом трескается, имеется 20 трещин на внешних стенах и 82 на отремонтированном в июле 2011 года цоколе. На неоднократные обращения в различные инстанции акт государственного жилищного инспектора ФИО11 с его выводами об удовлетворительном состоянии системы ЦО так и не был представлен. Исполняющий обязанности министра ЖКХ области ФИО13 ответил, что рассмотрение указанных в заявлении вопросов капитального ремонта многоквартирного дома не относится к компетенции этого министерства, государственный контроль за соответствием ремонта многоквартирных домов установленным требованиям относится к полномочиям Государственной жилищной инспекции Ростовской области. Начальник ГЖИ области ФИО14 в подготовленном инспектором Игнатовым ответе указал, что на момент комиссионного визуального осмотра жилого дома система центрального отопления находилась в удовлетворительном техническом состоянии, по информации МУП «ЖЭУ» в период эксплуатации были выполнены работы по замене большей части трубопроводов системы центрального отопления на пластиковые; заключение Государственной жилищной инспекции области носит рекомендательный характер, а окончательное решение о включении в смету тех или иных видов работ принимается органом местного самоуправления и соответствующими службами Администрации Ростовской области. Кроме того, в этом ответе разъясняется, что собственники вправе на общем собрании принять решение о привлечении специализированной организации для обследования системы центрального отопления на предмет соответствия проекту и после получения экспертного заключения обратиться в городскую администрацию для решения вопроса о включении в программу капитального ремонта работ по замене системы центрального отопления. Собственники дома считают, что городская администрация не приложила необходимых усилий для соблюдения процедуры включения дома в программу софинансирования капитального ремонта, перекладывая этот ремонт на их плечи. Документация, принятая городской администрацией, не соответствует перечню работ, определенных собственниками, и явно не соответствует цели капитального ремонта - приведение конструктивных элементов дома и инженерных коммуникаций в нормативное состояние, поэтому имеется как нарушение прав собственников, так и нарушение закона. Представители Администрации <адрес> ФИО15, ФИО16 и ФИО17 требования заявителей не признали, просят суд отказать в удовлетворении заявления. ФИО15 в ходе судебного разбирательства пояснил, что утверждения заявителей о том, что городская администрация определяет виды и объем работ, не совсем правильны. Перечень работ по капитальному ремонту многоквартирного дома определяется решением общего собрания собственников помещений этого дома, а сметы составляются управляющей организацией и проходят экспертизу, а затем согласовывается в установленном порядке выделение средств в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области. Постановление (в оспариваемой части) готовилось на основании данных управляющей организации - МУП «ЖЭУ». В судебное заседание представлено положительное экспертное заключение по всем составленным МУП «ЖЭУ» сметам, и если включен в постановление не весь перечень работ, то значит управляющая организация не донесла какие-то сметы. Размер финансирования определен в соответствии с представленными МУП «ЖЭУ» при подготовке постановления документами. Вопрос о качестве работ относится к правоотношениям и компетенции собственников, управляющей компании и подрядчика. Не согласен с доводами заявителей о том, что на момент приватизации квартир дом подлежал капитальному ремонту. Неосновательны ссылки заявителей на Областной закон №653-ЗС от 15.03.2007г., поскольку действие этого закона приостановлено с 01.01.2009 года Областным законом №183-ЗС от 25.12.2008г, т.е. требование о комплексном капитальном ремонте при превышении 41% износа дома не действует, понятия выборочный и комплексный капитальный ремонт на момент издания оспариваемого постановления не применялись, а поскольку заявители основывают свои требования именно на том, что запланирован не тот вид капитального ремонта и ссылаются на недействующий закон, заявление нельзя признать обоснованным. ФИО16 пояснила, что заявление не подлежит удовлетворению, поскольку городская администрация не нарушала нормы действующего законодательства, а для отмены постановления необходимы два условия - не соответствие закону и нарушение прав заявителей. Оспариваемое постановление издано в соответствии с полномочиями городской администрации. Представитель МУП «ЖЭУ» ФИО18 пояснила, что ей поручили представить запрошенные судом сметы и экспертное заключение по этим сметам, а по существу дела ей ничего не известно, участвовавший ранее в судебном разбирательстве представитель МУП «ЖЭУ» находится в отъезде. До отложения судебного разбирательства представитель МУП «ЖЭУ» ФИО19 существенных для дела объяснений не смог дать, заявил, что солидарен с представителями городской администрации. Государственная жилищная инспекция Ростовской области, привлекавшаяся к участию в деле для дачи заключения в порядке ст.47 ГПК РФ, своего представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом. Выслушав объяснение участвующих в деле лиц, опросив специалиста, изучив материалы дела, суд признает требования заявителей подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» капитальный ремонт многоквартирного дома - проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме. В целях этого Закона создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Целями деятельности Фонда являются создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда. К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с этим законом относятся: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыш; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; 5) утепление и ремонт фасадов; 6) установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); 7) ремонт фундаментов многоквартирных домов, в том числе на свайном основании, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Капитальный ремонт многоквартирных домов должен обязательно включать в себя выполнение работ по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа), за исключением случаев, если соответствующий многоквартирный дом оснащен такими приборами учета и узлами управления. Орган местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга принимают решение о включении в муниципальную адресную программу или региональную адресную программу капитального ремонта многоквартирных домов при наличии решений общих собраний членов товариществ собственников жилья, членов жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах об участии в указанной адресной программе. В данном случае многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> в установленном порядке включен в долгосрочную целевую программу «Капитальный ремонт многоквартирных домов и создание условий для управления многоквартирными домами на территории <адрес> на 2011-2013 годы», утвержденную постановлением Администрации <адрес> от 10.11.2010г. №4917. В этой муниципальной программе указывается, что состав общего имущества многоквартирного дома, подлежащего капитальному ремонту, определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме). Кроме того, поскольку капитальный ремонт этого дома проводится в соответствии с ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и постановлением Администрации Ростовской области от 24.12.2007г. №512 «О порядке расходования средств Фонда софинансирования расходов», при планировании и проведении капитального ремонта должны выполняться Методические рекомендации по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 17.09.2009г., утвержденные генеральным директором государственной корпорации - «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и согласованные заместителем министра регионального развития Российской Федерации. Эти методические рекомендации предназначены для применения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в процессе отбора многоквартирных домов для включения в муниципальные и региональные адресные программы капитального ремонта, финансируемые за счет средств, предусмотренных в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ, а также товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными, иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, а также собственниками жилых помещений в многоквартирных домах. В этих рекомендациях отражена принципиальная схема системы содержания многоквартирных домов с учетом «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в которой указывается, что капитальный ремонт - ремонт здания с заменой при необходимости конструктивных элементов и системы инженерного оборудования и с устранением функционального (морального) износа путем их модернизации. В п.п. 1.1.9, 1.1.10 этих рекомендаций указывается, что капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома проводится по решению общего собрания собственников помещений для возмещения физического и функционального (морального) износа, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей и, при необходимости, замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе проведение работ по модернизации в составе работ по капитальному ремонту). Рекомендуемые виды работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов содержатся в «Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда), утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года № 170, «Положении об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» ВСН 58-88(р), утвержденном Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 года № 312 и других нормативных документах. В п.п. 1.2.1 рекомендаций говорится, что общее имущество в многоквартирном доме должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, устанавливаемыми в следующих документах: а) технических регламентах; б) государственных санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах (далее - санитарные правила); в) гигиенических нормативах; г) технических правилах и нормах, а также иных нормативных правовых актах, принимаемых Правительством Российской Федерации; д) стандартах, действующих до вступления в силу соответствующих технических регламентов в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, а также обязательных требованиях действующих строительных норм и правил в части, не противоречащей Федеральному закону «О техническом регулировании» и Градостроительному кодексу Российской Федерации. В п.п 1.2.2 рекомендаций перечислены основные нормативные документы в области капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. В п.п. 1.3 дана классификация ремонтов. В частности, указывается, что капитальный ремонт зданий - замена или восстановление отдельных частей или целых конструкций (за исключением полной замены основных конструкций, срок которых определяет срок службы многоквартирного дома в целом) и инженерно-технического оборудования зданий в связи с их физическим износом и разрушением, а также устранение, в необходимых случаях, последствий функционального (морального) износа конструкций и проведения работ по повышению уровня внутреннего благоустройства, т.е. проведение модернизации зданий. При капитальном ремонте ликвидируется физический (частично) и функциональный (частично или полностью) износ зданий. Капитальный ремонт предусматривает замену одной, нескольких или всех систем инженерного оборудования, установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа), а также приведение в исправное состояние всех конструктивных элементов дома. Капитальный ремонт подразделяется на комплексный капитальный ремонт и выборочный. а) Комплексный капитальный ремонт - это ремонт с заменой конструктивных элементов и инженерного оборудования и их модернизацией. Он включает работы, охватывающие все здание в целом или его отдельные секции, при котором возмещается их физический и функциональный износ. б) Выборочный капитальный ремонт - это ремонт с полной или частичной заменой отдельных конструктивных элементов зданий и сооружений или оборудования, направленный на полное возмещение их физического и частично функционального износа. Отнесение к виду капитального ремонта зависит от технического состояния зданий, назначенных на ремонт, а также качества их планировки и степени внутреннего благоустройства. Комплексный капитальный ремонт применительно к Федеральному закону № 185-ФЗ предусматривает выполнение всех видов работ, предусмотренных статьей 15 (за исключением ремонта подвалов и лифтов в тех домах, где они отсутствуют). При проведении ремонта следует применять материалы, обеспечивающие нормативный срок службы ремонтируемых конструкций и систем. Состав видов и подвидов работ должен быть таким, чтобы после проведения капитального ремонта многоквартирный дом полностью удовлетворял всем эксплуатационным требованиям. Выборочный капитальный ремонт применительно к Федеральному закону № 185-ФЗ назначается для выполнения отдельных видов работ, предусмотренных статьей 15. Выборочный капитальный ремонт проводится исходя из технического состояния отдельных конструкций и инженерных систем путем их полной или частичной замены. Далее в этих Методических рекомендациях говорится: 2.1.6. Перечень и состав работ по капитальному ремонту объектов общего имущества многоквартирного дома зависит от архитектурно-планировочных, конструктивных характеристик дома, уровня его инженерного обустройства, физического износа конструктивных элементов и инженерных систем. В таблице 2.1 приведены обобщенные за период 1960 - 1990 годов данные, позволяющие определить уровень износа всего здания, когда наступает потребность в капитальном ремонте его строительных конструкций и инженерных систем. Исходя из соотношения совокупных величин удельных весов несменяемых и сменяемых объектов общего имущества домов различной этажности, уровню физического износа многоквартирного дома в размере 30% - начальной границе потребности в его капитальном ремонте, соответствует начальная граница в капитальном ремонте сменяемых объектов общего имущества, равная 45 - 50% их физического износа. Такая же величина начальной границы капитального ремонта сменяемых объектов общего имущества определяется из таблиц физического износа конструкций и элементов жилых домов, содержащихся в ВСН 53-86(р). 2.1.7. Проведение капитального ремонта должно основываться на подробной информации о степени износа всех конструкций и систем зданий по результатам обследования. До начала обследования собирается и анализируется архивный материал, содержащий информацию о техническом состоянии дома, выполненных ремонтных работах, акты и предписания специализированных организаций о состоянии инженерного оборудования (лифты, противопожарная автоматика, электроснабжение, вентиляция). 2.1.8. Описание дефектов и повреждений, выявленных при техническом осмотре, должно производиться в формулировках признаков износа, приведенных в соответствующих таблицах ВСН 53-86(р), а перечень и наименование работ по их устранению - с учетом примерного состава, прописанного в табличных формулировках таких работ. Это необходимо для обеспечения соответствия наименований работ, приведенных в таблицах, с наименованиями ремонтно-строительных работ, принятыми в сметно-нормативных документах. 2.1.9. Перечень работ, выполняемых при капитальном ремонте жилищного фонда, приведен в приложении 9 к ВСН 58-88(р). В приложении 3 к ВСН 58-88(р) приведен перечень конструктивных элементов, инженерных систем и оборудования и примерные сроки их эксплуатации до проведения капитального ремонта. Перечень охватывает все разнообразие многоквартирных домов по конструктивным характеристикам и инженерному обустройству, построенных и эксплуатируемых на момент выхода данного нормативного документа, и, следовательно, применимым для целей настоящих методических рекомендаций в рамках, установленных частью 3 статьи 15 Федерального закона № 185-ФЗ. 2.1.10. Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (Приложение 8) также рекомендован перечень ремонтно-строительных работ, выполняемых при капитальном ремонте жилищного фонда, который существенно расширен по сравнению с перечнем, рекомендуемым ВСН 58-88(р), за счет работ по модернизации, связанных с восстановлением или заменой отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением и изготовленные из новых материалов, более долговечных и экономичных, улучшающих их эксплуатационные показатели. 2.1.12. Следует также разграничивать, вследствие различных источников финансирования, работы по капитальному ремонту и текущему ремонту, поскольку работы по текущему ремонту являются работами профилактического характера, направленными не на ликвидацию или снижение уровня физического износа, а на предотвращение преждевременного износа конструктивных элементов, инженерных систем и оборудования, и заключаются в устранении отдельных неисправностей или замене отдельных частей конструктивных элементов, инженерных систем и оборудования, имеющих сроки службы, соответствующие усредненным срокам эксплуатации зданий между текущими ремонтами. Примерные усредненные сроки эксплуатации зданий между текущими ремонтами и капитальными ремонтами многоквартирных домов приведены в приложении 2 к ВСН 58-88(р). Примерные рекомендуемые перечни работ по текущему ремонту приведены в приложении 7 к ВСН 58-88(р) и приложении 7 к «Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда». В примечаниях ко 2-му разделу рекомендаций указывается, что при капитальном ремонте конструкций и инженерных систем в составе общего имущества многоквартирного дома, что определено Федеральным законом № 185-ФЗ, осуществляется замена не менее 50% каждой конструкции и инженерной системы. К внутридомовым системам отопления в составе общего имущества отнесены: стояки, обогревающие элементы в местах общего пользования, в жилых помещениях - ответвления от стояков до первого отключающего устройства (при его отсутствии - до места сопряжения с отопительным прибором, обогревающим элементом), регулирующая и запорная арматура; коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии, а также другое оборудование, расположенное на этих сетях. В случае, если при производстве работ по капитальному ремонту конструкций и инженерных систем в составе общего имущества МД вследствие технологических и конструктивных особенностей ремонтируемых (заменяемых) конструкций и инженерных систем необходимо произвести демонтаж или разрушение частей имущества, не входящего в состав общего имущества МД, работы по восстановлению его осуществляются за счет средств капитального ремонта, что должно предусматриваться проектно-сметной документацией. В разделе 3 рекомендаций, в частности, говорится: 3.1 В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда при капитальном ремонте многоквартирных домов следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, а также осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ по модернизации строительных конструкций, инженерных систем и оборудования, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении к вышеуказанным правилам. 3.2. Характеризуя в обобщенной форме жилищный фонд с точки зрения потребности в модернизации, следует выделить две укрупненные группы многоквартирных домов, требующих по сроку службы несущих конструкций проведения капитального ремонта: - каменные здания, построенные до 1955 года, в том числе фонд исторических зон старых городов, имеющие конструкции, системы инженерного оборудования, объемно планировочные характеристики, существенно различающиеся по своим инженерным и технологическим решениям, но, как правило, единые в достаточном уровне заложенных при строительстве прочностных и деформативных характеристиках основных несущих конструкций. Указанная группа зданий, не прошедших к настоящему времени реконструкцию и капитальный ремонт, характеризуется значительным физическим и моральным износом, т.е. требует проведения капитального ремонта с модернизацией. - здания, построенные в 1955 - 1970 годах, - полносборные панельные и кирпичные многоквартирные дома серий массового строительства первого и второго поколения, которые характеризуются пониженным уровнем капитальности и изначально заложенными низкими потребительскими качествами, в т.ч. теплоизоляционными, неудовлетворительными с современных позиций. Указанная группа зданий, не прошедших за последние годы капитальный ремонт, характеризуются значительным физическим, а по зданиям первых массовых серий - и моральным износом, высокими расходами на содержание и ремонт и требует проведения капитального ремонта с модернизацией или реконструкции с модернизацией. 3.4. Комплекс мероприятий по повышению тепловой эффективности указанных многоквартирных домов массовых серий с приведением ее в соответствие с нормативными требованиями СНиП 23-02-03 «Тепловая защита зданий» включает утепление наружных стен, покрытий, перекрытий над подвалами, подкровельных перекрытий и надкровельные части вентканалов, замену или утепление окон и балконных дверей, входов в подъезды и организацию учета фактического теплопотребления путем установки приборов коммерческого учета и оборудования системами автоматического регулирования потребления тепла. 3.5. Работы и технологические процессы по модернизации конструкций, инженерных систем и других элементов в обобщенном виде ориентированы на достижение следующих целей: - приведение в соответствие характеристик материалов, из которых были изготовлены ремонтируемые и заменяемые конструкции, элементы (части) инженерных систем, характеристики оборудования (лифтов, насосов и др.) и др. элементов общего имущества многоквартирных домов применительно к требованиям Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; - применение современных материалов, деталей, конструкций и оборудования, средств автоматизации и диспетчеризации для повышения эффективности эксплуатации и управления многоквартирными домами; - приведение в соответствие теплотехнических характеристик ограждающих конструкций многоквартирных домов требованиям действующих нормативных документов по тепловой защите зданий. 3.6. Включение в перечень по капитальному ремонту работ и технологических процессов, связанных с модернизацией конструкций, инженерных систем и других элементов многоквартирных домов, а также повышением энергетической эффективности их эксплуатации, проводится с учетом их технического состояния и потребительских качеств, а ограничением перечня работ и технологических процессов на их включение являются предельные объемы финансирования на производство таких работ. В данном случае из объяснений сторон и материалов дела следует, что речь идет о капитальном ремонте пятиэтажного кирпичного дома с плоской кровлей серии массового строительства начала 60-х годов прошлого века, в котором до настоящего времени капитальный ремонт не производился, и именно такие дома по смыслу ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и Методических рекомендаций по применению этого закона требуют проведения комплексного капитального ремонта с модернизацией или реконструкции с модернизацией. Материалами дела, в том числе обращениями заявителей к прокурору <адрес>, в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, Государственную жилищную инспекцию Ростовской области, ответами на эти обращения, решениями общего собрания собственников помещений рассматриваемого дома по вопросам капитального ремонта, различными вариантами смет выборочного капитального ремонта и положительным заключением ГАУ РО «Государственная экспертиза проектов документов территориального планирования и проектной документации» по сметной документации на общую сумму 2246400 рублей подтверждены доводы заявителей о том, что постановлением Администрации <адрес> № от 08.06.2011 года в части определения размера финансирования капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: <адрес>, перечень и объем работ не соответствует решению собственников помещений по проведению капитального ремонта, при проведении этих работ не будет достигнуто выполнение требований нормативных документов в области капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, перечисленных в Методических рекомендациях по применению ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», т.е. выполнение такого ремонта не может достичь его целей и задач, определенных в этом законе и в Долгосрочной целевой программе «Капитальный ремонт многоквартирных домов и создание условий для управления многоквартирными домами на территории города <адрес> на 2011-2013 годы». Следует отметить, что заявление рассматривается судом не как заявление о признании недействующим нормативного правового акта органа местного самоуправления (глава 24 ГПК РФ), а как заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления (глава 25 ГПК РФ), так как оспариваемая часть постановления (указанный в приложении к постановлению перечень работ и размер финансирования капитально ремонта рассматриваемого многоквартирного дома) носит ненормативный характер, поскольку не относится к неопределенному кругу лиц, не устанавливает для них обязательных правил и не рассчитан на длительное применение. Рассматриваемым постановлением № от 08.06.2011г. внесены изменения в постановление Администрации города <адрес> от 10.11.2010 № «Об утверждении Долгосрочной целевой программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов и создание условий для управления многоквартирными домами на территории города <адрес> на 2011-2013 годы» в части паспорта программы, относящейся к объемам и источникам финансирования программы, и в части приложений к программе. При этом приложение к постановлению в оспариваемой части противоречит самому постановлению, как нормативному акту органа местного самоуправления, поскольку в самой Программе в числе оснований для включения в План мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов указываются протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с принятым решением о проведении капитального ремонта, составе работ и перечне объектов общего имущества, подлежащих капитальному ремонту, общей стоимости капитального ремонта, размере доли финансирования капитального ремонта, порядке и сроках сбора средств на финансирование капитального ремонта, порядке расчетов за выполненные работы; дефектная ведомость, составленная управляющей организацией; проектно-сметная (сметная) документация на проведение работ по капитальному ремонту, разработанная и утвержденная в установленном порядке, а состав общего имущества многоквартирного дома, подлежащего капитальному ремонту, определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491. Объяснения сторон и материалы дела свидетельствуют о том, что при принятии постановления в оспариваемой части не были приняты во внимание ни протокол общего собрания собственников с перечнем работ, ни дефектная ведомость, ни составленные управляющей организацией сметы, поскольку утвержденный перечень и размер финансирования работ не соответствуют этим документам. Сметы, по которым имеется экспертное заключение, были составлены на сумму 2246400 рублей, но и эти сметы собственниками оспаривались, как не соответствующие техническому состоянию общего имущества дома и определенным нормативными актами целям капитального ремонта. При этом городская администрация на момент издания постановления знала о наличии спора, поскольку рассматривала направленное прокурором обращение собственников, поэтому ссылки представителей городской администрации на то, что управляющая организация не донесла часть смет, суд признает надуманными и неосновательными. Не могут быть приняты во внимание и предпринятые в начале судебного разбирательства попытки представителей городской администрации обосновать занижение размера финансирования капитального размера тем, что этот размер был снижен Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области на основании заключения Государственной жилищной инспекции Ростовской области. Эти ссылки в ходе судебного разбирательства были опровергнуты ответами упомянутого министерства и ГЖИ в адрес Бездомова И.Л. и не упоминались в судебном заседании при принятии судом решения по делу. Из материалов дела следует, что ГЖИ ссылается на необязательный, а рекомендательный характер заключения государственного жилищного инспектора. Министерство ЖКХ РО указывает, что контроль за соответствием ремонта многоквартирных домов установленным требованиям относится к полномочиям ГЖИ РО. В итоге ссылки представителей городской администрации на эти органы лишь свидетельствуют о несогласованности действий органов местного самоуправления и органов государственной власти при определении размера финансирования капитального ремонта рассматриваемого жилого дома, но поскольку этот ремонт проводится в рамках муниципальной программы, окончательное, законное и обоснованное решение должна была принять именно Администрация <адрес>. В судебном заседании опрошен в качестве специалиста ФИО20 - директор подрядной организации, производящей капитальный ремонт рассматриваемого многоквартирного дома, который пояснил, что выделенных средств явно недостаточно для проведения капитального ремонта общего имущества дома в соответствии с нормативными документами. Выделенных средств хватит только на капитальный ремонт кровли и цоколя, и некоторые работы по ремонту коммуникаций в подвале дома. Система центрального отопления дома явно нуждается в капитальном ремонте, но в перечень работ не включена. Узел учета тепловой энергии требует ремонта. Подход к капитальному ремонту изначально не доработан, из смет следует, что должным образом дефектную ведомость управляющая организация не составляла. Начальник отдела капитального ремонта УЖКХ <адрес> ФИО21 позвонила и сообщила, что добавят деньги на замену канализационных стояков. Замена теплоизоляции кровли сметой не предусмотрена, делается только новое покрытие кровли, хотя лучше было бы теплоизоляцию кровли заменить. Из обстоятельств дела следует, что утвержденный городской администрацией перечень работ и объем финансирования работ в части ремонта инженерных коммуникаций рассматриваемого дома предполагает не капитальный, а текущий ремонт, поскольку не ведет к замене более 50% систем водоснабжения и канализации (не предусмотрена замена стояков, т.е. разводки этих систем по дому, которая составляет явно более 50% каждой из систем), и по существу средства фонда софинансирования расходуются не по целевому назначению, поскольку для текущего ремонта иной источник финансирования, на что обращается внимание в упомянутых Методических рекомендациях. Ремонт системы отопления, ремонт подъездов исключен из перечня работ без каких-либо обоснований отклонения решения собственников о проведении такого ремонта, и при наличии дефектных ведомостей и прошедших экспертизу смет. Заслуживают внимания и доводы собственников о том, что при ремонте кровли требуется замена теплоизоляционного материала, не рассмотрен вопрос о капитальном ремонте систем электро- и газоснабжения с установкой приборов учета. В то же время, вопрос о конкретном перечне работ по капитальному ремонту дома и объеме их финансирования не является предметом данного судебного разбирательства, поскольку должен разрешаться в установленном нормативными актами порядке, а при принятии решения по рассматриваемому заявлению суд проверяет оспариваемое постановление на соответствие законам и нормативным актам, и имелось ли при отступлении от требований законов и нормативных актов нарушение прав и законных интересов заявителей. Ссылки представителей городской администрации на то, что действие Областного закона №653-ЗС от 15.03.2007г. приостановлено с 01.01.2009 года Областным законом №183-ЗС от 25.12.2008г и требование о комплексном капитальном ремонте при превышении 41% износа дома не действует, существенного значения для принятия решения по делу не имеют, поскольку понятия выборочный и комплексный капитальный ремонт даны в упомянутых Методических рекомендациях для органов местного самоуправления, управляющих организаций и собственников помещений многоквартирных домов при планировании и проведении капитального ремонта за счет средств софинансирования, и в данном материалы дела свидетельствуют о том, что действительно требуется комплексный капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома <адрес> Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что при принятии оспариваемого заявителями решения о перечне работ и объеме финансирования капитального ремонта многоквартирного дома Администрация <адрес> нарушила требования законов и нормативных актов, регулирующих эти вопросы, что привело к нарушению прав заявителей по проведению надлежащего капитального ремонта общего имущества дома в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и Долгосрочной целевой программой «Капитальный ремонт многоквартирных домов и создание условий для управления многоквартирными домами на территории города <адрес> на 2011-2013 годы». Частью 1 статьи 258 ГПК РФ установлено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В данном случае для устранения нарушений прав заявителей постановление Администрации <адрес> № от 08.06.2011 года в оспариваемой заявителями части следует признать недействительным, и возложить на городскую администрацию обязанность произвести повторную оценку стоимости капитального ремонта многоквартирного дома <адрес>, с внесением изменений в оспариваемое постановление в части размера финансирования капитального ремонта этого дома. Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление собственников помещений многоквартирного дома <адрес> признать обоснованным. Признать недействительным постановление Администрации <адрес> №1768 от 08.06.2011 года в части определения размера финансирования капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: <адрес>1, указанного в пункте 53 приложения №2. Обязать Администрацию <адрес> произвести повторную оценку стоимости капитального ремонта многоквартирного <адрес> и внести изменения в постановление Администрации <адрес> №1768 от 08.06.2011 года в части размера финансирования капитального ремонта этого дома. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 17 октября 2011 года. Федеральный судья Ядыкин Ю.Н.