Лисицин об оспаривании НПА



№ 2-4702-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Таганрог                                                                                            11.08.2011 года

Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Семеняченко А.В.,

при секретаре судебного заседания Куква А.А.,

с участием истца Лисицына Ф.В. и его представителя Шамина П.О.,

представителя ответчика Городской Думы г. Таганрога Аксенова С.В. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лисицына ФВ об оспаривании нормативно правовых актов Городской Думы г. Таганрога,

УСТАНОВИЛ:

Истец в иске указал, что он оспаривает статья 20 положения « О регулировании земельных отношений в городе Таганроге », утверждённого Решением городской Думы города Таганрога № 250 от 17.12.2010 года. Муниципальные органы вправе принимать нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам. В соответствии с п. 3 ст. 3 ЗК РФ, отношения по владению, пользованию, распоряжению и совершению сделок с земельными участками регулируются гражданским законодательством. Во исполнение законов, городская Дума города Таганрога вынесла Решение № 564 от 31.07.2003 года об утверждении положения «О порядке предоставления земельных участков под легкосъёмными гаражами, а также сноса (переноса) либо временного сохранения самовольно установленных легкосъёмных металлических гаражей». Данное положение было разработано на основе требований ЗК РФ и предоставляло отдельным категориям граждан (инвалидам) право на использование земельных участков для хранения транспортных средств. Данное положение утратило силу по Решению городской Думы города Таганрога № 250 от 17.12.2010 года. В ст. 1 положения «О регулировании земельных отношений в городе Таганроге» указано, что правовое регулирование земельных отношений на территории города Таганрога осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, ГК РФ, ЗК РФ, ГрадК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Между тем, отменяя Решение городской Думы Таганрога от 31.07.2003 года об утверждении положения «О порядке предоставления земельных участков под легкосъёмными гаражами, а также сноса (переноса) либо временного сохранения самовольно установленных легкосъёмных металлических гаражей», муниципальный орган исключил осуществление прав на пользование земельными участками льготными категориями граждан. Так статья 20 положения «О регулировании земельных отношений в городе Таганроге» не предусматривает предоставления земельных участков для хранения транспортных средств. В соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы граждан. Данное положение Конституции РФ относится и к нормативным правовым актам, издаваемым муниципальными органами. Статья 15 Федерального закона от 24. 11. 1995 года № 181 - ФЗ (ред. от 09. 12. 2010 года) « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает предоставление инвалидам мест для стоянки технических средств передвижения, т.е. для хранения транспортных средств вблизи места жительства. Статья 20 положения « О регулировании земельных отношений в городе Таганроге » не содержит никаких указаний на наличие таких льгот и прав инвалидов. В правоприменительной практике ст. 20 положения «О регулировании земельных отношений в городе Таганроге» трактуется как содержащая исчерпывающий перечень оснований предоставления земельных участков. В любом случае, ст. 20 положения «О регулировании земельных отношений в городе Таганроге» нарушает Конституцию РФ, неправомерно ограничив права инвалидов на пользование земельными участками. Истец просит суд признать статью 20 положения «О регулировании земельных отношений в городе Таганроге» незаконной в части ограничения прав льготных категорий граждан на пользование земельными участками; признать незаконным и подлежащим исключению п. 2.1 Решения городской Думы города Таганрога от 17. 12. 2010 года № 250, поскольку утратившее силу положение не противоречит общим принципам гражданского и земельного законодательства, а являлось специальной нормой в развитие и во исполнение земельных отношений в городе Таганроге.

В судебном заседании истец Лисицын Ф.В. и его представитель Шамин П.О. поддержали доводы заявления, просили его удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Городской Думы г. Таганрога Аксенов С.В. возражал удовлетворению иска.

Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, судья полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим мотивам:

В заявлении содержится требование о признании статьи 20 Положения «О регулировании земельных отношений в г. Таганроге», утвержденного Решением Городской Думы от 17.12.2010 № 250 незаконной в части ограничения прав льготной категории граждан на пользование земельными участками, поскольку данная статья не предусматривает предоставления земельных участков для хранения транспортных средств.

Частью 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, в том числе принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.

Принятым Положением № 250 в качестве критериев предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством выступает целевое использование данных земельных участков.

Пунктом 1 части 1 статьи 20 предусмотрено, что земельные участки, не связанные со строительством предоставляются, в частности, для размещения площадок открытого хранения стройматериалов и другого имущества, автостоянок. В приведенной норме не содержится исчерпывающего перечня имущества, для хранения которого предоставляется земельный участок. То есть предоставление земельных участков по смыслу данной нормы возможно для хранения любого имущества, в том числе транспортных средств.

Таким образом, норма статьи 20 не может рассматриваться как ограничивающая права льготных категорий граждан, а именно инвалидов, на пользование земельными участками.

В своем заявлении заявитель просит суд признать незаконным и подлежащим исключению пункта 2.1. Решения Городской Думы города Таганрога от 17.12.2010 № 250 «Об утверждении Положения «О регулировании земельных отношений в г. Таганроге», поскольку утратившее силу положение не противоречит общим принципам гражданского и земельного законодательства, а является специальной нормой в развитие и во исполнение земельных отношений в городе.

Данный довод не может быть принят судом во внимание по следующим основаниям:

Пунктом 2.1. Решения Городской Думы города Таганрога от 17.12.2010 № 250 «Об утверждении Положения «О регулировании земельных отношений в г. Таганроге» было признано утратившим силу Решение Городской Думы от 31.07.2003 № 564 «Об утверждении Положения «О порядке предоставления земельных участков под легкосъемными металлическими гаражами, а также сноса (переноса) либо временного сохранения самовольно установленных легкосъемных металлических гаражей».

Как следует из норм, закрепленных Положением, данный нормативный правовой акт регулировал порядок установки легкосъемных металлических гаражей в границах общей территории жилых домов, домовладений (пункты 1, 4 раздела 1) и сноса таких гаражей. Правом дачи разрешения на установку такого гаража или отказа в даче разрешения наделялся орган местного самоуправления - Администрация города Таганрога

Данное Решение было принято в 2003 году и не учитывало норм Жилищного кодекса Российской Федерации, принятого гораздо позже, в соответствии с которыми земельный участок на котором расположен многоквартирный жилой дом входит в состав общего имущества такого дома и принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ).

При этом принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 2 части 2 статьи 44 ЖК РФ).

Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (часть 2 статьи 11 ЗК РФ), а в случаях указанных в Земельном кодексе Российской Федерации также земельными участками государственная собственность на которые не разграничена ( части 1.2 и 2.1 статьи 30 ЗК РФ).

Анализ вышеуказанных норм действующего законодательства позволяет сделать вывод, что органы местного самоуправления не наделены правом распоряжения земельными участками, находящимися в собственности физических и юридических лиц.

Кроме того, как было указано выше, статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что при предоставлении земельных участков гражданам для целей не связанных со строительством не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.

Согласно норме части 7 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», названным законом предусмотрено два случая предоставления земельных участков инвалидам:

1. место для строительства гаража, то есть возведения капитального сооружения,

2. место для стоянки технических средств передвижения.

При этом закон не содержит требования о предоставлении земельных участков для установки легкосъемных металлических гаражей и иных конструкций.

Решение № 564 фактически устанавливало приоритет для такой категории граждан, как инвалиды, на предоставление в аренду земельных участков для возведения легкосъемных металлических гаражей в отсутствие указаний на это в действующем законодательстве.

Таким образом, на момент признания утратившим силу Решение Городской Думы от 31.07.2003 № 564 «Об утверждении Положения «О порядке предоставления земельных участков под легкосъемными металлическими гаражами, а также сноса (переноса) либо временного сохранения самовольно установленных легкосъемных металлических гаражей» не соответствовало нормам действующего жилищного и земельного законодательства.

Hа основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, судья

РЕШИЛ:

Исковое заявление Лисицына ФВ об оспаривании нормативно правовых актов Городской Думы г. Таганрога оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Таганрогский городской суд Ростовской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 16.08.2011 года.

Судья                                             подпись                                   Семеняченко А.В.

               Копия верно

        

                    Судья                                                                                        Семеняченко А.В.