Дело № 2-2453-11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 28 июля 2011 года г.Таганрог Таганрогский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Исаева С.Н., при секретаре судебного заседания Магомедове С.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Таганрога в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «Стоматологическая поликлиника», Администрации г.Таганрога, Управление Здравоохранения, 3-е лицо ОГПН по г.Таганрогу, Финансовое Управление г.Таганрога об обязании устранить нарушения закона. УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Таганрога обратился с иском в Таганрогский городской суд в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «Стоматологическая поликлиника», Администрации г.Таганрога, Управление Здравоохранения, 3-е лицо ОГПН по г.Таганрогу о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения закона. В обосновании иска указал, что в соответствии с указанием прокуратуры Ростовской области, прокуратурой города Таганрога совместно с сотрудниками отделения ГПН по г.Таганрогу была проведена проверка исполнения законодательства РФ о пожарной безопасности в деятельности МУЗ «Стоматологическая поликлиника №2» г.Таганрога. В ходе проведения проверки МУЗ «Стоматологическая поликлиника №2», расположенного по адресу <адрес>, был выявлен ряд нарушений действующего законодательства РФ о пожарной безопасности. В частности, согласно акту проверки от 15.03.2011 г. было установлено следующее: - Двери на пути эвакуации из помещения поликлиники открываются не по направлению выхода из здания. ППБ 01-03 п.52. - В коридоре на путях эвакуации допускается применение горючих материалов для облицовки стен. ППБ 01-03 п.53. - Соединение жил проводов выполнено в скрутку. ППБ-01-03 п.57; ПУЭ п.2.1.21. - В подвале допускается хранение горючих материалов. ППБ-01-03 п.40 - Электросветильники эксплуатируются без колпаков рассеивателей предусмотренных конструкцией светильника. ППБ-01-03 п.60. - В подвальном помещении находится ремонтная мастерская (установлен токарный станок). СНиП 31-1-2003 п.4.10. - Для всех производственных и складских помещений не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а так же класс зоны по ПУЭ. - Объект не обеспечен прямой телефонной связью с ближайшей пожарной частью или с центральным пунктом пожарной связи г. Таганрога. ППБ 01-03 п.39. В связи с чем, обратился с иском в суд. В ходе судебного разбирательства к участию в деле привлечено в качестве 3-го лица Финансовое Управление г. Таганрога. В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил заявленные требования в связи с частичным исполнением требований. Просил суд обязать МУЗ «Стоматологическая поликлиника №2», Управление Здравоохранения г. Таганрога и Администрацию г. Таганрогу устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности, указанные в предписании от 15.03.2011 г., в срок до 21.09.2011 г., а именно: - обеспечить открытие дверей, установленных на пути эвакуации из помещения поликлиники, по направлению выхода из здания, ППБ 01-03 п.52. - демонтировать горючие материалы со стен в коридоре на пути эвакуации, ППБ 01-03 п.53. - соединение жил проводов выполнить пайкой (опрессовкой), ППБ-01-03 п.57;ПУЭп.2.1.21. - для всех производственных и складских помещений определить категорию взрывопожарной и пожарной опасности, а так же класс зоны по ПУЭ. - обеспечить объект прямой телефонной связью с ближайшей пожарной частью или с центральным пунктом пожарной связи г. Таганрога, ППБ 01-03 п.39. В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, просил суд удовлетворить их в полном объеме Представитель МУЗ «СП №2» заявленные требования не признал, указал, что МУЗ «СП№2» является бюджетной организацией, все расходы определены согласно утвержденной сметой. Руководитель МУЗ «СП№2» неоднократно обращался в Администрацию г. Таганрога, Управление Здравоохранения и Финансовое Управление г.Таганрога о необходимости приведения здания в соответствии с требованиями противопожарной безопасности. Однако, недостаточное финансирование сферы здравоохранения не позволяет выполнить указанные работы. Представители Администрации г.Таганрога и Управления Здравоохранения г.Таганрога указали, что все работы указанные в иске будут запланированы на следующий год. Срок, который указан в иске, является неисполнимым, в связи с отсутствием финансирования. Представитель ФУ г.Таганрога указал, исполнение заявленных в исковых требованиях работ в срок до 21.09.2011 года повлечет за собой значительные расходы бюджета. Обязание органов местного самоуправления выполнить работы и соответственно увеличить расходы местного бюджета, являются недопустимым, так как эти действия, приведут к нарушению принципа адресности предусмотренных бюджетом средств, либо направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, что является нарушением ст. 38 Бюджетного Кодекса РФ. Кроме того, в соответствии с ФЗ « Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление должно действовать в интересах всего населения данного городского округа. Возложение обязанности по совершению определенных действий по обеспечению пожарной безопасности в срок до 21.09.2011 года, не учитывает то обстоятельство, что для выполнения ряда мероприятий по обеспечению пожарной безопасности необходимо привлечение организаций, уполномоченных на производство работ, указанных в исковом заявлении. В связи с чем, просил отказать в иске. Представитель 3-го лица ОГПН по г.Таганрогу указал, что иск является обоснованным и подлежащим удовлетворению, так как имеется угроза жизни и безопасности большого количества граждан. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела. суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям: Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Согласно п.5 ст. 2 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1 в ред. от 28.09.2010) - основными принципами охраны здоровья граждан являются: ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья. В соответствии с указанием прокуратуры Ростовской области, прокуратурой города Таганрога совместно с сотрудниками отделения ГПН по г.Таганрогу была проведена проверка исполнения законодательства РФ о пожарной безопасности в деятельности МУЗ «Стоматологическая поликлиника №2» г.Таганрога. В ходе проведения проверки МУЗ «Стоматологическая поликлиника №2», расположенного по адресу <адрес>2, был выявлен ряд нарушений действующего законодательства РФ о пожарной безопасности. К моменту судебного разбирательства установлено, что не устранены следующие выявленные недостатки: - обеспечить открытие дверей, установленных на пути эвакуации из помещения поликлиники, по направлению выхода из здания, ППБ 01-03 п.52. - демонтировать горючие материалы со стен в коридоре на пути эвакуации, ППБ 01-03 п.53. - соединение жил проводов выполнить пайкой (опрессовкой), ППБ-01-03 п.57;ПУЭп.2.1.21. - для всех производственных и складских помещений определить категорию взрывопожарной и пожарной опасности, а так же класс зоны по ПУЭ. - обеспечить объект прямой телефонной связью с ближайшей пожарной частью или с центральным пунктом пожарной связи г. Таганрога, ППБ 01-03 п.39. В силу ст. 120 ГК РФ при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества. В соответствии со ст.37.2 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» - финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования. Учредителем МУЗ «Стоматологическая поликлиника №2» является муниципальное образование «Город Таганрог» (п. 3 Устава МУЗ «Стоматологическая поликлиника №2»), исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Город Таганрог», наделенным в соответствии с Уставом города, собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Таганрога федеральными и областными законами, является Администрация г. Таганрога (ч.1 ст. 34 Устава муниципального образования «Город Таганрог», утвержденного решением Городской Думы г. Таганрога от 01.12.2005 г. №153). Функции Учредителя Учреждения по координации, регулированию и контролю от имени муниципального образования «Город Таганрог» выполняет Управление здравоохранения г. Таганрога в соответствии с Положением «Об Управлении здравоохранения г. Таганрога» и Уставом МУЗ «Стоматологическая поликлиника №2» (п. 3.1. Устава). Финансирование деятельности МУЗ «Стоматологическая поликлиника №2» осуществляется за счет городского бюджета (п. 28 Устава МУЗ «Стоматологическая поликлиника №2»). Таким образом, МУЗ «Стоматологическая поликлиника №2» является бюджетным учреждением. Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств, в соответствии с бюджетной сметой (ч.1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ), получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (ст. 162 Бюджетного Кодекса, п.29 Устава МУЗ «Стоматологическая поликлиника №2»). В соответствии с п. 17 Положения «Об управлении здравоохранения г. Таганрога» (утв. Решением городской Думы г. Таганрога от 29.06.2006 № 266), а именно: Управление здравоохранения обеспечивает финансирование муниципальных учреждений здравоохранения за счет средств бюджета города Таганрога. В соответствии с п.п.4, п.п.5 ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями по осуществлению планирования соответствующих расходов бюджета, составлению обоснования бюджетных ассигнований; составлению, утверждению и ведению бюджетной росписи, распределению бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Таким образом, выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в МУЗ «Стоматологическая поликлиника №2» в соответствии с требованиями закона предполагает совместные согласованнее действия ответчиков. Выявленные в МУЗ «Стоматологическая поликлиника №2» нарушения требований пожарной безопасности свидетельствуют о непринятии медицинским учреждением, Управлением здравоохранения г. Таганрога, Администрацией г. Таганрога достаточных мер по обеспечению требований пожарной безопасности в указанном медицинском учреждении, что создает угрозу пожарной безопасности, а значит жизни и здоровью неопределенному кругу лиц: лицам, проходящим лечение в данном учреждении, работникам МУЗ «Стоматологическая поликлиника №2» и иным посетителям учреждения. В соответствии со ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организации осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Статьей 38 данного Закона установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Пунктом 2 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. Статьей 12 ГК РФ предусмотрен такой способ защиты права, как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Обязание выполнить предусмотренные законом обязанности также может являться способом защиты права. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о нарушениях законодательства о пожарной безопасности в деятельности МУЗ «Стоматологическая поликлиника №2», в частности при эксплуатации вышеуказанного помещения, что создаёт условия для возникновения пожара, а также угрозу для жизни и здоровья неопределенному кругу лиц, что может повлечь массовую гибель людей. Часть 1 ст. 1065 ГК РФ устанавливает, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность, при этом, наличие установленных и указанных выше нарушений может повлечь наступление последствий в виде возникновения пожара, что создаст угрозу для жизни и здоровья граждан, проходящих лечение и может повлечь массовую гибель людей. При этом необходимо учитывать, что отсутствие средств на выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности не соответствует законодательству РФ. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. Поскольку требования прокурора направлены на обеспечение реализации ответчиками полномочий, возложенных на них законом, а также направлены на защиту прав и безопасность неопределенного круга лиц. Учитывая, что перечень граждан, которые могут находиться в здании больницы в тот или иной момент, определить невозможно, прокурор г. Таганрога обращается с иском в защиту неопределенного круга лиц, защиту интересов общества и государства в соответствии со ст. 45 ГПК РФ. Истец в исковом заявлении простит обязать ответчиков совершить определенные действия по обеспечению пожарной безопасности в срок до 21.09.2011 года. Однако, по мнению суда, данный срок не учитывает то обстоятельство, что для выполнения ряда мероприятий по обеспечению пожарной безопасности необходимо привлечение организаций, уполномоченных на производство работ, указанных в исковом заявлении в порядке установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Учитывая изложенное суд приходит к выводу о необходимости установления срока для выполнения указанных работ 1 февраля 2012 года. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Прокурора г.Таганрога в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить частично. Обязать МУЗ «Стоматологическая поликлиника №2», Управление Здравоохранения г. Таганрога и Администрацию г. Таганрогу в срок до 01.02.2012 г. устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности, а именно: - обеспечить открытие дверей, установленных на пути эвакуации из помещения поликлиники, по направлению выхода из здания, ППБ 01-03 п.52. - демонтировать горючие материалы со стен в коридоре на пути эвакуации, ППБ 01-03 п.53. - соединение жил проводов выполнить пайкой (опрессовкой), ППБ-01-03 п.57;ПУЭп.2.1.21. - для всех производственных и складских помещений определить категорию взрывопожарной и пожарной опасности, а так же класс зоны по ПУЭ. - обеспечить объект прямой телефонной связью с ближайшей пожарной частью или с центральным пунктом пожарной связи г. Таганрога, В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение десяти дней после изготовления в окончательном виде. Решение изготовлено в окончательной форме 03.08.2011 года Председательствующий: Исаев С.Н.