Дело № 2-4798-11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 28 июля 2011 года г. Таганрог Таганрогский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Исаева С.Н., при секретаре судебного заседания Краевой И.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Таганрога в интересах неопределенного круга лиц к МОБУ СОШ №30, Администрации г. Таганрога, Управление образования г. Таганрога, 3-е лицо ОНД по г. Таганрогу, Финансовое Управление г.Таганрога об обязании выполнить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Таганрога обратился с иском в Таганрогский городской суд в интересах неопределенного круга лиц к Таганрога в интересах неопределенного круга лиц к МОБУ СОШ №30, Администрации г.Таганрога, Управление образования г.Таганрога, 3-е лицо ОГПН по г.Таганрогу, Финансовое Управление г.Таганрога об обязании выполнить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. В обосновании иска указал, что прокуратурой г. Таганрога при осуществлении надзора за соблюдением прав несовершеннолетних установлено, что в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении средней общеобразовательной школе № 30 г. Таганрога, расположенной по адресу: <адрес>, имеются нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, а именно: 1. Переходы 1-го и 2-го этажа между 2-х и 4-х этажными зданиями не отделены противопожарными стенами и дверьми, оборудованными устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах, что является нарушением п. 2.1.21, п. 2.1.11 ППБ Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ 101-89, утвержденных Приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 № 541, а также п. 7.1, п. 7.4 СНиП 21-01-97*. 2. Электрические светильники в помещениях не закрыты защитными колпаками, что является нарушением п. 60 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС от 13.06.2003 № 313. В связи с чем, обратился в суд с иском. В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, просил суд удовлетворить в полном объеме. Представитель МОБУ СОШ №36 Лубинец О.Г. иск не признала. Указала, что бюджет учреждения сформирован и утвержден. Денежные средства для устранения недостатков отсутствуют, в связи с чем, выполнить требования в сроки указанные прокурором не предоставляется возможным. Представитель Управления образования г. Таганрога Фурманова Т.А. иск не признала. Указала, что средства на устранение выявленных недостатков в бюджете школы не предусмотрены. Каким либо другим образом выделить финансирование устранения выявленных недостатков не представляется возможным. Представитель Администрации г. Таганрога Чекаленко Р.В. указал, что устранить выявленные недостатки в текущем году не предоставляется возможным. Представитель ОНД по г. Таганрогу Ливенцов Д.Г. указал, что в ходе проведения проверки были выявлены недостатки. В связи с чем, заявленные требования являются обоснованными. Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу: Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Согласно п.5 ст. 2 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1 в ред. от 28.09.2010) - основными принципами охраны здоровья граждан являются: ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья. В соответствии с указанием прокуратуры Ростовской области, прокуратурой города Таганрога совместно с сотрудниками отделения ГПН по г.Таганрогу была проведена проверка исполнения законодательства РФ о пожарной безопасности в деятельности МОБУ СОШ №30 г.Таганрога. В ходе проведения проверки были выявлен ряд нарушений действующего законодательства РФ о пожарной безопасности», а именно: 1. Переходы 1-го и 2-го этажа между 2-х и 4-х этажными зданиями не отделены противопожарными стенами и дверьми, оборудованными устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах, что является нарушением п. 2.1.21, п. 2.1.11 ППБ Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ 101-89, утвержденных Приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 № 541, а также п. 7.1, п. 7.4 СНиП 21-01-97*. 2. Электрические светильники в помещениях не закрыты защитными колпаками, что является нарушением п. 60 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС от 13.06.2003 № 313. В ходе судебного разбирательства установлено, что МОБУ СОШ № 30 - муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение, учредителем школы является муниципальное образование «Город Таганрог», исполнительно-распорядительным органом которого, наделенным в соответствии с Уставом города, собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, является Администрация города Таганрога (ч. 1 ст. 34 Устава муниципального образования «Город Таганрог», утвержденного решением Городской Думы города Таганрога от 01.12.2005 № 153, п. 1.1., п. 1.4. Устава МОБУ СОШ №30). Собственником имущества школы является муниципальное образование «Город Таганрог», финансирование деятельности школы осуществляется за счет городского бюджета (п. 6.1., п. 7.1. Устава МОБУ СОШ № 30). Согласно ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества. Согласно п. 7.11. Устава МОБУ СОШ № 30 школа обеспечивает эффективное и целевое расходование бюджетных средств и муниципального имущества, закрепленного за школой. Функции и полномочия учредителя по координации, регулированию и контролю от имени муниципального образования «Город Таганрог» осуществляет Управление образования г. Таганрога (далее по тексту ГОРУО) в соответствии с Положением «Об управлении образования г. Таганрога» (п. 1.4.1. Устава МОБУ СОШ №30). Согласно п.п. 9 п. 1 ст. 3 Положения «Об Управлении образования г. Таганрога», утвержденного решением Городской Думы № 267 от 29.06.2006, Управление образования выступает главным распорядителем бюджетных средств города Таганрога в отношении муниципальных образовательных учреждений. В соответствии с п.п. 4, п.п. 5 ч. 1 ст. 158 Бюджетного Кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями по осуществлению планирования соответствующих расходов бюджета, составлению обоснования бюджетных ассигнований; составлению, утверждению и ведению бюджетной росписи, распределению бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. В силу ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Федеральным законодательством установлено, что образовательное учреждение в установленном законодательством РФ порядке несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании»). Таким образом, выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в МОБУ СОШ 30 предполагает совместные согласованные действия ответчиков. Школа является объектом массового пребывания детей, в связи с чем, вопрос осуществления комплекса организационных и профилактических мер, направленных на недопущение возникновение пожаров, должен относиться к приоритетным направлениям деятельности, как самого образовательного учреждения, так и органов местного самоуправления. В пункте 2.4 Устава МОБУ C011I № 30 указано, что школа несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников лицея во время образовательного процесса. Выявленные в МОБУ СОШ № 30 нарушения требований пожарной безопасности свидетельствуют о непринятии образовательным учреждением, Управлением образования г. Таганрога, Администрацией г. Таганрога достаточных мер по обеспечению требований пожарной безопасности в указанном образовательном учреждении, что создает угрозу пожарной безопасности, а значит жизни и здоровью неопределенному кругу лиц: несовершеннолетним учащимся школы, которые самостоятельно в силу возраста не могут самостоятельно выступать в защиту своих интересов в суде, работникам МОБУ СОШ № 30, родителям учащихся и иным посетителям учреждения. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о нарушениях законодательства о пожарной безопасности в деятельности МОБУ СОШ №30, в частности при эксплуатации здания школы, что создаёт условия для возникновения пожара, а также угрозу для жизни и здоровья неопределенному кругу лиц, что может повлечь массовую гибель людей. Часть 1 ст. 1065 ГК РФ устанавливает, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность, при этом, наличие установленных и указанных выше нарушений может повлечь наступление последствий в виде возникновения пожара, что создаст угрозу для жизни и здоровья граждан, проходящих лечение и может повлечь массовую гибель людей. При этом необходимо учитывать, что отсутствие средств на выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности не соответствует законодательству РФ. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. Поскольку требования прокурора направлены на обеспечение реализации ответчиками полномочий, возложенных на них законом, а также направлены на защиту прав и безопасность неопределенного круга лиц. Учитывая, что перечень граждан, которые могут находиться в здании школы в тот или иной момент, определить невозможно, прокурор г. Таганрога правомерно обратился с иском в защиту неопределенного круга лиц, защиту интересов общества и государства в соответствии со ст. 45 ГПК РФ. Истец в исковом заявлении простит обязать ответчиков совершить определенные действия по обеспечению пожарной безопасности в срок до 01.09.2011 года. Однако, по мнению суда, данный срок, не учитывает то обстоятельство, что для выполнения ряда мероприятий по обеспечению пожарной безопасности необходимо привлечение организаций, уполномоченных на производство работ, указанных в исковом заявлении в порядке установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости установления срока для выполнения указанных работ до 01 февраля 2012 года. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора г. Таганрога в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить частично. Обязать МОБУ СОШ №30, Управление Здравоохранения г. Таганрога и Администрацию г. Таганрогу в срок до 01.02.2012 г. устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности, а именно: 1. Электрические светильники в помещениях школы по адресу: <адрес>, закрыть защитными колпаками 2. Переходы 1-го и 2-го этажа между 2-х и 4-х этажными зданиями школы по адресу: <адрес>, отделить противопожарными стенами и дверьми, оборудованными устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение десяти дней после изготовления текста в окончательной форме. Решение изготовлено в окончательной форме 03.08.2011 года. Председательствующий: Исаев С.Н.