К делу № 2-5765-11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19 октября 2011 года г. Таганрог Таганрогский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Курасовой Е.А. с участием прокурора Латышевой В.В. при секретаре Драгныш Т.Д. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Заместителя прокурора <адрес> в интересах Гарванко-Климовой Е.П. к Администрации <адрес> о признании незаконным действий Администрации <адрес> и обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, суд УСТАНОВИЛ: Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд в интересах Гарванко-Климовой Е.П. к Администрации <адрес> о признании незаконным действий Администрации <адрес> и обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В обоснование исковых требований указал, что Прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения действующего законодательства РФ в части обеспечения жильем граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма. В ходе проведенной проверки установлено, что гражданка Гарванко-Климова Е.П., <дата> года рождения, является бывшим несовершеннолетним узником фашистских лагерей в годы Великой Отечественной Войны и Второй Мировой Войны, что подтверждается удостоверением серии Р № от <дата> С <дата> Гарванко-Климова Е.П. зарегистрирована и проживает в квартире № по <адрес>, где также зарегистрированы Г. (с <дата>), А. (с <дата>), Р. (с <дата>) и Д. (с <дата>). Указанная квартира принадлежит на праве собственности Г. на основании договора о передачи квартиры в собственность граждан от <дата> №. В указанной квартире, общей площадью 49,90 кв.м. до мая 2010 года было зарегистрировано 4 человека - Гарванко-Климова Е.П., дочь Н., дочь Г., зять Р. С <дата> в указанной квартире зарегистрирована внучка - Д., которая ранее значилась зарегистрированной в квартире № по <адрес>, общей площадью 73 кв. м у своего отца Л., которая принадлежит ему на праве собственности на основании договора купли-продажи от <дата> В ходе приватизации данной квартиры Гарванко-Климовой Е.П. отказалась от своей доли в пользу дочери, в настоящее время проживает по указанному адресу по договору найма жилого помещения. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, записи о регистрации прав Гарванко-Климовой Е.П. отсутствуют. Согласно справкам МУП «БТИ» Гарванко-Климова Е.П. не зарегистрирована ни как собственник гаража в гаражно-строительных кооперативах, ни как собственник жилых и нежилых помещений, садовых участков в <адрес>. Согласно Акту обследования жилищных условий от <дата> Гарванко-Климова Е.П. проживает по адресу: <адрес> двухкомнатной квартире площадью 49,90 кв.м. Занимает указанное жилое помещение у Г., которая является собственником данного помещения. На данной жилой площади проживают 5 человек: Гарванко-Климова Е.П., А., Г., Р., Д. <дата> Гарванко-Климова Е.П. обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы. Постановлением Администрации <адрес> от 06.04.2011 года № ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Истец просит суд признать незаконным действие Администрации <адрес>, выразившееся в незаконном отказе Гарванко-Климовой Е.П. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Обязать Администрацию <адрес> принять на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорамсоциального найма Гарванко-Климову Е.П. составом семьи из пяти человек. В предварительном судебном заседании представитель истца- помощник прокурора Нечепуренко В.В. уточнил исковые требования, просил суд признать незаконным действие Администрации <адрес>, выразившееся в незаконном отказе Гарванко-Климовой Е.П. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обязать Администрацию <адрес> принять на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма Гарванко-Климову Е.П. составом семьи из одного человека. Гарванко-Климова Е.П. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще о месте и времени слушания дела, представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель истца Гарванко-Климовой Е.П. - помощник прокурора Латышева В.В. заявленные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить в полном объеме. Представитель истца Гарванко-Климовой Е.П. - Штыров А.Л., действующий на основании доверенности № от 03.12.2010 года заявленные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить. Ответчик - представитель Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о месте и времени слушания дела, причина неявки суду не известна. В отношении не явившихся лиц дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ. В судебном заседании допрошены свидетели. Свидетель М., О. суду показали, что истец Гарванко-Климова Е.П. является несовершеннолетним узником фашистских лагерей. В квартире по адресу <адрес> истец проживает <дата>. Указанная квартира на праве собственности принадлежит Г. Вместе с ней также по указанному адресу проживают ее дочь - Г., ее зять - Р., ее внучка - А. и правнучка Д. Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования заместителя прокурора <адрес> в интересах Гарванко-Климовой Е.П. обоснованы и подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего, Как установлено в судебном заседании <дата> Гарванко-Климова Е.П. обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы. Постановлением Администрации <адрес> от <дата> № ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Администрация г.Таганрога обосновала свой отказ по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, п.2 ч.3 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 №363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области», а также, в связи с предоставлением Гарванко-Климовой Е. П. документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Судом установлено, что Прокуратурой г.Таганрога проведена проверка соблюдения действующего законодательства РФ в части обеспечения жильем граждан имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма. В ходе проведенной проверки установлено, и подтверждается материалами дела, что гражданка Гарванко-Климова Е.П., <дата> года рождения, является бывшим несовершеннолетним узником фашистских лагерей в годы Великой Отечественной Войны и Второй Мировой войны, удостоверение серии Р № от <дата> (л.д. 36) Согласно имеющееся в материалах дела домовой книге квартиры № по <адрес> с <дата> Гарванко-Климова Е.П. зарегистрирована и проживает в квартире № по <адрес>, где также зарегистрированы Г. (с <дата>), А. (с <дата>), Р. (с <дата>) и Д. (с <дата>). (л.д. 12-17) Указанная квартира принадлежит на праве собственности Г. на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от <дата> №, что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия № от <дата>. (л.д. 10) Судом установлено, что в указанной квартире общей площадью 49,90 кв.м. до мая 2010 года было зарегистрировано 4 человека - Гарванко-Климова Е.П., ее дочь Г., зять Р., внучка истца А. С <дата> в указанной квартире зарегистрирована правнучка - Д., которая ранее значилась зарегистрированной в квартире № по <адрес>, общей площадью 73 кв. м. у своего отца Л., которая принадлежит ему на праве собственности на основании договора купли-продажи от <дата> В ходе приватизации данной квартиры Гарванко-Климова Е.П. отказалась от своей доли в пользу дочери, в настоящее время проживает по указанному адресу по договору найма жилого помещения. Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в <адрес> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, записи о регистрации прав Гарванко-Климовой Е.П. отсутствуют. (л.д. 39) Согласно справкам МУП «БТИ» <адрес> Гарванко-Климова Е.П. не зарегистрирована ни как собственник гаража в гаражно-строительных кооперативах, ни как собственник жилых и нежилых помещений, а также садовых участков в <адрес>. Согласно Акту обследования жилищных условий от <дата> Гарванко-Климова Е.П. проживает по адресу: <адрес> двухкомнатной квартире площадью 49,90 кв.м. Занимает указанное жилое помещение у Г., которая является собственником данного помещения на основании договора о передачи квартиры в собственность от <дата> №. На данной жилой площади проживают 5 человек: Гарванко-Климова Е.П., Г., Р., А. и Д. Статья 40 Конституции Российской Федерации устанавливает - каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с Указом Президента РФ от 15.10.1992 №1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны», в целях улучшения социально-экономического положения бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» правом на предоставление жилых помещений пользуются проживающие на территории Российской Федерации бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй Мировой Войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма), признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной Войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Льготы, указанные в пункте 1 настоящего Указа, предоставляются за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны. Постановлением Министерства труда РФ от 07.07.1999 №20 «Об утверждении разъяснения «О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 25.06.2009 № 372н, с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 05.02.2009 №ГКПИ08-1851) разъяснено, что при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года №1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной Войны. Поскольку с выходом Федерального закона «О ветеранах» для инвалидов и участников Великой Отечественной Войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы. Согласно п. 8 ст. 154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй Мировой Войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной Войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной Войны из числа военнослужащих. В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной Войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Согласно ст. 23.2 указанного Закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: участников Великой Отечественной Войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и каких-либо исключений из указанных категорий граждан Закон не предусматривает. Указом Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, постановлено: завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах». Право участников Великой Отечественной Войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, прямо предусмотрено ст. 15 ФЗ «О ветеранах». В подп. 2 п.3 ст. 23.2 названного Федерального закона, среди категорий граждан, на обеспечение жильем которых рассчитывается объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, также указаны инвалиды и участники ВОВ. Нуждаемость в улучшении жилищных условий определяется в соответствии с требованиями ст. 51 ЖК РФ. Пунктом 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Статьей 50 ЖК РФ установлено, что учетной нормой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности гражданина общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленный данным органом. В соответствии с Областным законом от 07.10.2005 № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» учетная норма может устанавливаться органом местного самоуправления в размере от 6 до 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. Минимальный размер площади, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен Решением Городской Думы г. Таганрога от 29.09.2005 №109 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения в размере 10 кв. м. общей площади на каждого члена семьи. Обеспеченность Гарванко-Климовой Е.П. общей площадью (49,9 кв. м. / 5 членов семьи) составляет 9,98 кв. м. жилого помещения, что является основанием для принятия ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Суд полагает, что истец имеет право на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области, следовательно, решение об отказе постановке на квартирный учет фактически принято по основанию п.З ч.1 ст.54 ЖК РФ. Суд полагает, что в действиях истца не усматривается намеренного ухудшения жилищных условий. Отказ Гарванко-Климовой Е.П. от участия в приватизации <адрес> в <адрес> не ухудшал ее жилищные права и не порождал для нее права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, т.к. право пользования жилым помещением за ней сохранялось. Кроме того, на момент приватизации квартиры <дата> истец не могла предполагать, что будет введен в действие 12.01.1995 г. Федеральный закон №5-ФЗ «О ветеранах», а также Указ Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 годов». В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. По смыслу указанной правовой нормы ограничения в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, которые могут привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Суд приходит к выводу о том, что ограничения в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях возможны лишь при доказанности факта совершения гражданином, желающим состоять на таком учете, умышленных действий, направленных исключительно на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях. Анализируя изложенное, суд принимает во внимание позицию истца заместителя прокурора <адрес> в том, что действий, направленных на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, Гарванко-Климова Е.П., в чьих интересах заявлен иск - не совершала, а действия других лиц, в результате которых она стала нуждающейся в жилом помещении и за которые она, в силу закона не отвечает, не могут служить основанием для ограничения права заявителя на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В силу требований ст.30 ЖК РФ, а также с учетом Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №713 от 17.07.1995 г., следует, что при регистрации граждан по месту жительства в жилые помещения, принадлежащие гражданину на праве собственности, согласие других лиц, проживающих совместно с собственником, не требуется. Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Исковые требования Заместителя прокурора <адрес> в интересах Гарванко-Климовой Е.П. к Администрации <адрес> о признании незаконным действий Администрации <адрес> и обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении - удовлетворить. Признать незаконным действие Администрации <адрес>, выразившееся в незаконном отказе Гарванко-Климовой Е.П. в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Обязать Администрацию <адрес> принять на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорамсоциального найма Гарванко-Климову Е.П. составом семьи из одного человека. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 26 октября 2011 года. Председательствующий Курасова Е.А.