Прокурор Куйбышевского района к Фомину об обязании устарнить нарушения



                К делу № 2-6607-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01.11.2011 г.                                                                                               г. Таганрог

Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Семеняченко А.В.,

при секретаре судебного заседания Куква А.А.,

с участием помощника прокурора Куйбышевского района Ростовской области Панарина Р.А.,

представителя ответчика Кандыбка О.И. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Куйбышевского района Ростовской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Фомину ВВ об обязании устранить допущенные нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений,

УСТАНОВИЛ:

Истец в иске указал, что прокуратурой Куйбышевского района Ростовской области в июле 2011 года в связи с обращением начальника Главного управления МЧС России по Ростовской области генерал-майора Шкареда В.Б. о том, что в Куйбышевском районе до настоящего времени не разработаны паспорта безопасности на гидротехнические объекты, включенные в реестр потенциально-опасных объектов Ростовской области, в том числе на ГТС, расположенное на реке Левый Тузлов, 1,4 км северо-восточнее х. Денисово-Николаевка, проведена проверка. Установлено, что гидротехническое сооружение в виде дамбы (обвалованной земляной насыпи шириной по верху 4,5м, высотой 13,3 м) протяженностью 0,234 км, площадью 0,105 га., расположенное в 1000 м. севернее х. Денисово-Николаевка принадлежит Фомину ВВ, проживающему по адресу: <адрес>, 347900, на праве собственности. Согласно постановлению начальника отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Нижне-Донского управления Ростехнадзора Каганова Б.А. от 18.07.2011 индивидуальный предприниматель Фомин В.В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 9.2 КоАП РФ, по факту нарушения требований ст. 7, 9 и 15 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ, п. З, 5 Правил определения финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиняемый в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 № 876, а именно: на момент проведения государственным инспектором отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Нижне-Донского управления Ростехнадзора Куриченко Е.А. проверки и составления протокола об административном правонарушении № 016300 от 05.07.2011, гидротехническое сооружение, находящееся в собственности индивидуального предпринимателя Фомина В.В. не внесено в Российский регистр гидротехнических сооружений,
не произведен и не согласован в установленном порядке расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, не представлен в Нижне-Донское управление
Ростехнадзора расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения с целью определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, не разработаны и не утверждены Нижне-Донским управлением
Ростехнадзора критерии безопасности гидротехнического сооружения, не организована эксплуатация гидротехнического сооружения и не обеспечена соответствующая нормам и правилам квалификация работников, риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, не застрахован. Ответчиком с момента принятия объекта в собственность и эксплуатацию не предпринимаются меры по выполнению требований законодательства в области безопасности гидротехнических сооружений. Отсутствие требуемых законом документов при эксплуатации гидротехнического сооружения, расположенного в 1000 м. севернее х. Денисово-Николаевка - декларации безопасности, разрешения на эксплуатацию, договора страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварий, - недопустимо, может привести к возникновению чрезвычайной ситуации и невозможности компенсации ущерба пострадавшим. Соблюдение ответчиком норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при эксплуатации гидротехнического сооружения, расположенного в 1000 м. севернее х. Денисово-Николаевка, наличие надлежащим образом оформленных разрешительных документов на право её эксплуатации. У граждан должна быть гарантия, что в результате хозяйственной деятельности данного объекта не создастся опасность причинения вреда в будущем окружающей среде и здоровью и имуществу человека. При невыполнении вышеназванных требований закона нарушаются конституционные права граждан, неопределенного круга лиц (ст. 42 Конституции РФ) на благоприятную окружающую среду, право на здоровье, на жизнь (ст. 20 Конституции Российской Федерации), так как возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением индивидуальным предпринимателем Фоминым В.В. требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами... и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения. Истец просит суд обязать индивидуального предпринимателя Фомина ВВ произвести следующие действия в отношении гидротехнического сооружения, расположенного в 1000 м. севернее х. Денисово-Николаевка: разработать и утвердить в Нижне-Донском управлении Ростехнадзора декларацию безопасности, разрешение на эксплуатацию, инструкцию по эксплуатации, заключить со страховой организацией договор страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварий ГТС, - в течение 3-х месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Куйбышевского района Ростовской области, требования иска изменил в части предоставления срока до 01.09.2012 года на разработку и утверждение в Нижне-Донском управлении Ростехнадзора разрешения на эксплуатацию, инструкции по эксплуатации, просил уточненный иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Кандыбка О.И. не возражал удовлетворению уточненных исковых требований прокурора.

В судебном заседании ответчик индивидуальный предприниматель Фомин В.В., представитель Нижнее-Донского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, не участвовали, о времени и месте судебно заседания извещались.

Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, судья находит уточненные требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений.

В соответствии с требованиями п. 14 Административного регламента исполнения Росводресурсами, Ростехнадзором и Ространснадзором государственной функции по государственной регистрации пиротехнических сооружений и ведению российского регистра гидротехнических сооружений, утвержденного Приказом Минприроды России и Минтранса России от 27.04.2009 N 117/66, гидротехнические сооружения, которые находились в эксплуатации на момент вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" вносятся в Регистр на основании заявления собственника или эксплуатирующей организации с приложением необходимых информационных данных о гидротехнических сооружениях.

В соответствии с п. 3 Правил определения финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиняемый в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 № 876, расчет вероятного вреда производится собственником гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организацией и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями.

В соответствии с п. 5 Правил определения финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиняемый в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 №876, владелец гидротехнического сооружения представляет в орган надзора расчета вероятного вреда и документы, необходимые для обоснования величины финансового обеспечения ответственности (по усмотрению владельца гидротехнического сооружения).

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ критерии безопасности гидротехнического сооружения - это предельные значения количественных и качественных показателей состояния пиротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации.

В соответствии с п. 12 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37 и зарегистрированного в Минюсте РФ 22.03.2007, регистрационный N 9133, первичная аттестация специалистов проводится не позднее одного месяца при назначении на должность.

В соответствии с п. 2 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору настоящее Положение устанавливает порядок организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности этих организаций) в областях промышленной, экологической, энергетической безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию объекта; изготовление монтаж, наладку, обслуживание, и ремонт технических устройств (машин и оборудования), применяемых на опасном производственном объекте; объекте энергетики; объекте, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду; объекте, на котором эксплуатируются тепловые электроустановки и сети, гидротехнические сооружения транспортирование опасных веществ; экспертизу безопасности; подготовку и переподготовку руководителей и специалистов в указанных областях.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического сооружения. Страхователем риска гражданской ответственности за причинение вреда является собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ собственник совместно с эксплуатирующей организацией обязаны выполнять вышеуказанные требования законодательства в области безопасности гидротехнических сооружений.

В соответствии с частью 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушения прав других собственников, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии расположенные на водных объектах гидротехнические сооружения.

Статьей 9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» установлено, что собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Статьей 10 упомянутого закона, а также Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным постановлением Правительства РФ № 1303 от 06.11.1998, установлено, что декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. На основании утвержденной декларации безопасности гидротехническое сооружение вносится в Российский регистр гидротехнических сооружений и надзорным органом за безопасностью ГТС выдается разрешение на его эксплуатацию. Декларация безопасности представляется декларантом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ст. 1 Закона под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами... и иными нормативами в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд принимает признание иска, в случае если такое действие не нарушает права и законные интересы других лиц.

Суд считает, что признание иска о признании действий незаконными и обязании совершить определенные действия не нарушает права и охраняемые интересы третьих лиц и суд принимает признание иска.

В соответствии с ч. 3 ст. 173, ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части суд указывает лишь на признание иска и принятие его судом.

Также в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика должна быть взыскана государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска, т.к. исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме, в соответствии со ст. 333.19 НК РФ размер государственной пошлины составляет 200 руб.     

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя Фомина ВВ произвести следующие действия в отношении гидротехнического сооружения, расположенного в 1000 м. севернее х. Денисово-Николаевка: разработать и утвердить в Нижне-Донском управлении Ростехнадзора декларацию безопасности, заключить со страховой организацией договор страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварий ГТС, - в течение 3-х месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу.

Обязать индивидуального предпринимателя Фомина ВВ произвести следующие действия в отношении гидротехнического сооружения, расположенного в 1000 м. севернее х. Денисово-Николаевка: разработать и утвердить в Нижне-Донском управлении Ростехнадзора разрешение на эксплуатацию, инструкцию по эксплуатации, в срок до 01.09.2012 года.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Фомина В.В. государственную пошлину в размере 200 рублей в доход государства.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Таганрогский городской суд Ростовской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 07.11.2011 года.

Судья                                               подпись                                А.В. Семеянченко

Копия верно

          Судья А.В. Семеняченко