прокурор поликлиника № 2



                                                                                                                              Дело № 2-2452-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 мая 2011 года                                                                                                         г. Таганрог

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Исаева С.Н.,

при секретаре судебного заседания Магомедове С.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Таганрога в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «Городская поликлиника №2», Администрации г.Таганрога, Управление Здравоохранения, 3-е лицо ОГПН по г.Таганрогу, Финансовое Управление г.Таганрога об обязании устранить нарушения закона.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Таганрога обратился с иском в Таганрогский городской суд в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «Городская поликлиника №2», Администрации г.Таганрога, Управление Здравоохранения, 3-е лицо ОГПН по г.Таганрогу о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения закона. В обосновании иска указал, что в ходе проведения проверки филиалов и отделений МУЗ «Городская поликлиника №2», расположенных по адресам: <адрес> был выявлен ряд нарушений действующего законодательства РФ о пожарной безопасности. В частности, согласно акту проверки от 18.03.2011 г. было установлено следующее:все филиалы и структурные подразделения не обеспечены прямойтелефонной связью с ближайшими пожарными частями, или с центральнымпунктом пожарной связи г. Таганрога размещённого по адресу: <адрес> в здании <адрес>. (ППБ 01-03 п.39).

Планы эвакуации людей при пожаре во всех филиалах и структурных подразделениях выполнены с нарушением требований ГОСТ Р 12.2.143-2002.

Филиал №1 МУЗ «ГП №2»

Дверь архива не противопожарная второго типа. (СНиП 2.08.02-89* п.1.82,ППБ01-03п. 3)

В подвале не выполнены два окна размерами не менее 0,9 * 1,2 м с приямками. (СНиП 2-08-02* п. 1.12, ППБ-01-03 п.З)

Перепад высоты на эвакуационном выходе левого крыла не оборудован пандусом с уклоном не более 1:6. ( СНиП 21-01-97* п.6.28, ППБ-01-03 п.3)

Филиал №2 МУЗ «ГП №2»

Дверь архива не противопожарная второго типа. (СНиП 2.08.02-89* п. 1.82, ППБ 01-03 п.3)

Стены, путей эвакуации поликлиники облицованы сгораемым материалом. (ППБ-01-03 п.53)

Второй эвакуационный выход левого крыла поликлиники демонтирован. (ППБ-01-03 п.43)

В подвале не выполнены два окна размерами не менее 0,9 * 1,2 м с приямками. (СНиП 2-08-02* п. 1.12, ППБ-01-03 п.3)

Филиал №3 МУЗ «ГП №2»

Стены, путей эвакуации поликлиники филиала № 3 облицованы сгораемым материалом. (ППБ-01-03 п.53)

Уклон наружных пожарных лестниц выполнен более 60 градусов. (СНиП 2.08.02-89* п. 1.100, ППБ 01-03 п. 3)

На вторых эвакуационных выходах левого и правого крыльев первого этажа поликлиники устроены кабинеты. (ППБ-01-03 п.43)

Дверь кабинета № 22, дверная решётка кабинета № 16 в открытом состоянии перекрывают эвакуационный путь к эвакуационным выходам. (ППБ 01-03 п.53)

Филиал №4

Дверь эл. щитовой не противопожарная второго типа. (СНиП 2.08.02-89* п. 1.82, ППБ 01-03 п.3)

Система автоматической пожарной сигнализации в связи с истечением сроков её эксплуатации не заменена. (Тех. документация заводов-изготовителей; ППБ-01-03 п.п. 3, 96,СНиП 21-01-97* п.4.3)

Дневной стационар № 1

Дверная решётка эвакуационного выхода левого крыла дневного стационара № 1, в открытом состоянии перекрывают эвакуационный путь к эвакуационным выходам. (ППБ 01-03 п.53) Второй эвакуационный выход правого крыла дневного стационара № 1 устроен в палате. (СНиП 21-01-97* п. 7.24, ППБ 01-03 п. 3, п.42)

Автоматическая пожарная сигнализация дневного стационара № 1 не исправна. (ППБ-01-03 п.34)

Трубы отопления, проложенные поперёк тамбура второго эвакуационного выхода дневного стационара № 1 препятствую эвакуации. (ППБ-01-03 п. 53)

Дневной стационар № 2

Со второго этажа дневного стационара № 2, отсутствует второй эвакуационный выход.

(СНиП 21-01-97* п. 6.12, ППБ-01-03 п.3)

Несущие элементы лестничных маршей дневного стационара выполнены с пределом огнестойкости менее 60 минут. (СНиП 21-01-97* табл.4, ППБ-01-03 п.3)

Поликлиника <адрес>

Несущие элементы перекрытия второго этажа поликлиники, выполнить спределом огнестойкости менее 45 минут. (СНиП 21-01-97* п.5.18, ППБ-01-03п.3)

Помещения поликлиники не защищены автоматической пожарной сигнализацией.(НПБ 110-03 табл. 3)

Помещения поликлиники не оборудованы системой оповещения людей о пожаре. (ППБ-01-03 п. 16)

Пути эвакуации не оборудованы эвакуационным освещением. ( СНиП 21-01-97* п.6.22; СНиП 23-05-95 п.7.62)

Дверь лестничной клетки первого этажа поликлиники отрывается не по направлению выхода из здания. (ППБ-01-03 п.52);

В коридоре первого этажа поликлиники перепад высот не оборудован пандусом.

(СНиП 21-01-97* п.6.28, ППБ-01-03 п.3, 53).

В связи с чем, обратился в суд.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле привлечено в качестве 3-го лица не заявляющих самостоятельных требований - Финансовое Управление г.Таганрога

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал. Просил иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель МУЗ «ГП №2» главный врач Иванов Ю.Б. в судебном заседании иск не признал. Указал, что за период с момента предыдущей проверки был выполнен значительный объем работы по устранению замечаний. По всем выявленным нарушениям проводится работа для включения в план финансирования на 2012 год. Устранить нарушения в текущем году не представляется возможным в виду отсутствия финансирования.

Представитель ФУ г. Таганрога указал, что исполнение заявленных в исковых требованиях работ в срок до 21.09.2011 года повлечет за собой значительные расходы бюджета. Обязание органов местного самоуправления выполнить работы и соответственно увеличить расходы местного бюджета, являются недопустимым, так как эти действия, приведут к нарушению принципа адресности предусмотренных бюджетом средств, либо направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, что является нарушением ст. 38 Бюджетного Кодекса РФ. Кроме того, в соответствии с ФЗ « Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление должно действовать в интересах всего населения данного городского округа. Возложение обязанности по совершению определенных действий по обеспечению пожарной безопасности в срок до 21.09.2011 года, не учитывает то обстоятельство, что для выполнения ряда мероприятий по обеспечению пожарной безопасности необходимо привлечение организаций, уполномоченных на производство работ, указанных в исковом заявлении. В связи с чем, просил отказать в иске.

Представитель 3-го лица ОГПН по г.Таганрогу указал, что иск является обоснованным и подлежащим удовлетворению, так как имеется угроза жизни и безопасности большого количества граждан.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:

Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

Согласно п.5 ст. 2 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1 в ред. от 28.09.2010) - основными принципами охраны здоровья граждан являются: ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

В соответствии с указанием прокуратуры Ростовской области, прокуратурой города Таганрога совместно с сотрудниками отделения ГПН по г.Таганрогу была проведена проверка исполнения законодательства РФ о пожарной безопасности в деятельности МУЗ «Городская поликлинника №2» г.Таганрога. В ходе проведения проверки филиалов МУЗ «ГП №2» были выявлен ряд нарушений действующего законодательства РФ о пожарной безопасности.

К моменту судебного разбирательства установлено, что не устранены следующие выявленные недостатки: все филиалы и структурные подразделения не обеспечены прямой телефонной связью с ближайшими пожарными частями, или с центральным пунктом пожарной связи г. Таганрога размещённого по адресу: <адрес> в здании <адрес>. (ППБ 01-03 п.39).

Планы эвакуации людей при пожаре во всех филиалах и структурных подразделениях выполнены с нарушением требований ГОСТ Р 12.2.143-2002.

Филиал №1 МУЗ «ГП №2»:

Дверь архива не противопожарная второго типа. (СНиП 2.08.02-89* п.1.82,ППБ01-03п. 3)

В подвале не выполнены два окна размерами не менее 0,9 * 1,2 м с приямками. (СНиП 2-08-02* п. 1.12, ППБ-01-03 п.3)

Перепад высоты на эвакуационном выходе левого крыла не оборудован пандусом с уклоном не более 1:6. ( СНиП 21-01-97* п.6.28, ППБ-01-03 п.3)

Филиал №2 МУЗ «ГП №2»:

Дверь архива не противопожарная второго типа. (СНиП 2.08.02-89* п. 1.82, ППБ 01-03 п.3)

Стены, путей эвакуации поликлиники облицованы сгораемым материалом. (ППБ-01-03 п.53)

Второй эвакуационный выход левого крыла поликлиники демонтирован. (ППБ-01-03 п.43)

В подвале не выполнены два окна размерами не менее 0,9 * 1,2 м с приямками. (СНиП 2-08-02* п. 1.12, ППБ-01-03 п.3)

Филиал №3 МУЗ «ГП №2»:

Стены, путей эвакуации поликлиники филиала № 3 облицованы сгораемым материалом. (ППБ-01-03 п.53)

Уклон наружных пожарных лестниц выполнен более 60 градусов. (СНиП 2.08.02-89* п. 1.100, ППБ 01-03 п. 3)

На вторых эвакуационных выходах левого и правого крыльев первого этажа поликлиники устроены кабинеты. (ППБ-01-03 п.43)

Дверь кабинета № 22, дверная решётка кабинета № 16 в открытом состоянии перекрывают эвакуационный путь к эвакуационным выходам. (ППБ 01-03 п.53)

Филиал №4 МУЗ «ГП №2»:

Дверь эл. щитовой не противопожарная второго типа. (СНиП 2.08.02-89* п. 1.82, ППБ 01-03 п.3)

Система автоматической пожарной сигнализации в связи с истечением сроков её эксплуатации не заменена. (Тех. документация заводов-изготовителей; ППБ-01-03 п.п. 3, 96,СНиП 21-01-97* п.4.3)

Дневной стационар № 1:

Дверная решётка эвакуационного выхода левого крыла дневного стационара № 1, в открытом состоянии перекрывают эвакуационный путь к эвакуационным выходам. (ППБ 01-03 п.53) Второй эвакуационный выход правого крыла дневного стационара № 1 устроен в палате. (СНиП 21-01-97* п. 7.24, ППБ 01-03 п. 3, п.42)

Автоматическая пожарная сигнализация дневного стационара № 1 не исправна. (ППБ-01-03 п.34)

Трубы отопления, проложенные поперёк тамбура второго эвакуационного выхода дневного стационара № 1 препятствую эвакуации. (ППБ-01-03 п. 53)

Дневной стационар № 2:

Со второго этажа дневного стационара № 2, отсутствует второй эвакуационный выход.

(СНиП 21-01-97* п. 6.12, ППБ-01-03 п.3)

Несущие элементы лестничных маршей дневного стационара выполнены с пределом огнестойкости менее 60 минут. (СНиП 21-01-97* табл.4, ППБ-01-03 п.3)

Поликлиника <адрес>:

Несущие элементы перекрытия второго этажа поликлиники, выполнить спределом огнестойкости менее 45 минут. (СНиП 21-01-97* п.5.18, ППБ-01-03п.3)

Помещения поликлиники не защищены автоматической пожарной сигнализацией.(НПБ 110-03 табл. 3)

Помещения поликлиники не оборудованы системой оповещения людей о пожаре. (ППБ-01-03 п. 16)

Пути эвакуации не оборудованы эвакуационным освещением. ( СНиП 21-01-97* п.6.22; СНиП 23-05-95 п.7.62)

Дверь лестничной клетки первого этажа поликлиники отрывается не по направлению выхода из здания. (ППБ-01-03 п.52);

В коридоре первого этажа поликлиники перепад высот не оборудован пандусом.

(СНиП 21-01-97* п.6.28, ППБ-01-03 п.3, 53).

Как установлено в судебном заседании выявленные недостатки являются следствием недостаточного финансирования МУЗ ГП №2. Из материалов дела усматривается, что при непосредственном участии руководителя МУЗ ГП №2 на протяжении 2007-2011 года были выполнена установка на всех подразделения МУЗ ГП№2 пожарной сигнализации.      

В силу ст. 120 ГК РФ при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества.

В соответствии со ст.37.2 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» - финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования.

Учредителем МУЗ «ГП№2» является муниципальное образование «Город Таганрог», исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Город Таганрог», наделенным в соответствии с Уставом города, собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Таганрога федеральными и областными законами, является Администрация г. Таганрога (ч.1 ст. 34 Устава муниципального образования «Город Таганрог», утвержденного решением Городской Думы г. Таганрога от 01.12.2005 г. №153).

Функции Учредителя Учреждения по координации, регулированию и контролю от имени муниципального образования «Город Таганрог» выполняет Управление здравоохранения г. Таганрога в соответствии с Положением «Об Управлении здравоохранения г. Таганрога» и Уставом МУЗ «ГП №2». Финансирование деятельности МУЗ «ГП №2» осуществляется за счет городского бюджета ).

Таким образом, МУЗ «ГП №2» является бюджетным учреждением.

Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой (ч.1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ), получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (ст. 162 Бюджетного Кодекса, п.29 Устава МУЗ «ГП №2»).

В соответствии с п. 17 Положения «Об управлении здравоохранения г. Таганрога» (утв. Решением городской Думы г. Таганрога от 29.06.2006 № 266), а именно Управление здравоохранения обеспечивает финансирование муниципальных учреждений здравоохранения за счет средств бюджета города Таганрога.

В соответствии с п.п.4, п.п.5 ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями по осуществлению планирования соответствующих расходов бюджета, составлению обоснования бюджетных ассигнований; составлению, утверждению и ведению бюджетной росписи, распределению бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Таким образом, выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в МУЗ «ГП №2» в соответствии с требованиями закона предполагает совместные согласованнее действия ответчиков.

Выявленные в филиалах МУЗ «ГП №2» нарушения требований пожарной безопасности свидетельствуют о непринятии медицинским учреждением, Управлением здравоохранения г. Таганрога, Администрацией г. Таганрога достаточных мер по обеспечению требований пожарной безопасности в указанном медицинском учреждении, что создает угрозу пожарной безопасности, а значит жизни и здоровью неопределенному кругу лиц: лицам, проходящим лечение в данном учреждении, работникам МУЗ «ГП №2» и иным посетителям учреждения.

В соответствии со ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организации осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Статьей 38 данного Закона установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Пунктом 2 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о отсутствии оснований полагать. что выявленные нарушения являются исключительно в связи с бездействием руководителя МУЗ ГП№2. В связи с чем требования о признании незаконным бездействием главного врача МУЗ ГП №2 выразившиеся в не устранении нарушений прав и норм пожарной безопасности не подлежат удовлетворению.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрен такой способ защиты права, как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Обязание выполнить предусмотренные законом обязанности также может являться способом защиты права.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о нарушениях законодательства о пожарной безопасности в деятельности МУЗ «ГП №2», в частности при эксплуатации вышеуказанного помещения, что создаёт условия для возникновения пожара, а также угрозу для жизни и здоровья неопределенному кругу лиц, что может повлечь массовую гибель людей.

Часть 1 ст. 1065 ГК РФ устанавливает, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность, при этом, наличие установленных и указанных выше нарушений может повлечь наступление последствий в виде возникновения пожара, что создаст угрозу для жизни и здоровья граждан, проходящих лечение и может повлечь массовую гибель людей.

При этом необходимо учитывать, что отсутствие средств на выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности не соответствует законодательству РФ. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. Поскольку требования прокурора направлены на обеспечение реализации ответчиками полномочий, возложенных на них законом, а также направлены на защиту прав и безопасность неопределенного круга лиц.

Учитывая, что перечень граждан, которые могут находиться в здании больницы в тот или иной момент, определить невозможно, прокурор г. Таганрога обращается с иском в защиту неопределенного круга лиц, защиту интересов общества и государства в соответствии со ст. 45 ГПК РФ.

Истец в исковом заявлении простит обязать ответчиков совершить определенные действия по обеспечению пожарной безопасности в срок до 21.09.2011 года. Однако, по мнению суда, данный срок, не учитывает то обстоятельство, что для выполнения ряда мероприятий по обеспечению пожарной безопасности необходимо привлечение организаций, уполномоченных на производство работ, указанных в исковом заявлении в порядке установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости установления срока для выполнения указанных работ до 01 февраля 2012 года.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                                            Р Е Ш И Л :

Исковые требования Прокурора г. Таганрога в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить частично.

Обязать МУЗ «Городская поликлиника №2», Управление Здравоохранения г. Таганрога и Администрацию г. Таганрогу в срок до 01.02.2012 г. устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности, а именно:

Оборудовать все филиалы и структурные подразделения МУЗ «Городская поликлиника №2» прямой телефонной связью с ближайшими пожарными частями, или с центральным пунктом пожарной связи г. Таганрога размещённого по адресу: <адрес> в здании 21 пожарной части. (ППБ 01-03 п.39).

Выполнить план эвакуации людей при пожаре во всех филиалах и структурных подразделениях МУЗ «Городская поликлиника №2» с требований ГОСТ Р 12.2.143-2002.

В Филиале №1 МУЗ «ГП №2»:

Оборудовать дверь архива в соответствии со вторым противопожарным типом.

Выполнить в подвале два окна размерами не менее 0,9 * 1,2 м с приямками.

Оборудовать пандус на эвакуационном выходе левого крыла с уклоном не более 1:6.

В Филиале №2 МУЗ «ГП №2»:

Оборудовать дверь архива в соответствии со вторым противопожарным типом.

Выполнить облицовку стен и путей эвакуации поликлиники несгораемыми материалами.

Оборудовать второй эвакуационный выход левого крыла поликлиники.

Выполнить в подвале два окна размерами не менее 0,9 * 1,2 м с приямками.

В Филиале №3 МУЗ «ГП №2»:

Выполнить облицовку стен и путей эвакуации поликлиники несгораемыми материалами.

Оборудовать уклон наружных пожарных лестниц менее 60 градусов.

Демонтировать на вторых эвакуационных выходах левого и правого крыльев первого этажа поликлиники кабинеты.

Выполнить дверь кабинета № 22, таким образом, чтобы дверная решётка кабинета № 16 в открытом состоянии не перекрывала эвакуационный путь к эвакуационным выходам.

В Филиале №4 МУЗ «ГП №2»:

Выполнить дверь эл. щитовой в соответствии со вторым протипожарным типом.

Заменить систему автоматической пожарной сигнализации в связи с истечением сроков её эксплуатации.

В Дневном стационаре № 1:

Выполнить дверь эвакуационного выхода левого крыла дневного стационара № 1, таим образом, чтобы в открытом состоянии она не перекрывала эвакуационный путь к эвакуационным выходам.

Выполнить автоматическую пожарную сигнализацию дневного стационара № 1

Выполнить систему отопления, проложенную поперёк тамбура второго эвакуационного выхода дневного стационара № 1, таким образом, чтобы не создавались препятствия к эвакуации.

В Дневном стационаре № 2:

Оборудовать второй этаж дневного стационара № 2 вторым эвакуационный выходом.

Выполнить несущие элементы лестничных маршей дневного стационара с пределом огнестойкости более 60 минут.

В Поликлинике <адрес> в <адрес>:

Выполнить несущие элементы перекрытия второго этажа поликлиники, выполнить с пределом огнестойкости более 45 минут.

Оборудовать помещения поликлиники автоматической пожарной сигнализацией.

Оборудовать помещения поликлиники системой оповещения людей о пожаре.

Оборудовать пути эвакуации эвакуационным освещением.

Выполнить дверь лестничной клетки первого этажа поликлиники таким образом, что бы она отрывалась по направлению выхода из здания.

Оборудовать пандус в коридоре первого этажа поликлиники в связи с перепадом высот.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение десяти дней после изготовления текста в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 28.05.2011года.

Председательствующий:                                              Исаев С.Н.