о назначении досрочной трудовой пенсии



К делу № 2-6635-11                                  Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 ноября 2011 года                   

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

Председательствующего судьи Полиёвой О.М.,

при секретаре Яровой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фольварковой В.А. к ГУ УПФ РФ в г. Таганроге о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Фольваркова В.А. обратилась в суд с иском к ответчику о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии. В обоснование заявленного требования указала, что <дата> она обратилась с заявлением в ГУ УПФ РФ г. Таганрога о назначении ей пенсии в связи с выслугой лет медицинского работника, однако протоколом от <дата> ей было отказано на том основании, что ее медицинский стаж составил <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, что не дает ей права для назначения пенсии по старости за выслугу лет медицинским работникам.

В ее специальный стаж не были включены периоды с <дата> по <дата> - работа старшей медсестрой в яслях-саду <данные изъяты> <адрес>, с <дата> о <дата> - работа старшей медсестрой в яслях-саду АО «<данные изъяты>», т.к. она является работником здравоохранения, а ясли-сад является образовательным учреждением, учреждения «детский сад» и «детский дом» в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, отсутствуют.

Также в льготный стаж не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства <дата>, с <дата> по <дата> и период с <дата> по <дата>

Истец считает, что своим отказом ответчик нарушил его право на досрочное назначение пенсии и просит суд включить в специальный стаж периоды работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, включить в льготный стаж периоды <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>

В судебное заседание истец Фольваркова В.А. не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. В отношении не явившейся истицы дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель истицы - Кривицкая В.А., действующая по доверенности от <дата>, доводы искового заявления поддержала, пояснила, что в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» медицинские сестры, работавшие в детских садах, детских домах и иных образовательных учреждениях, поименованных в данном документе, независимо от занимаемой должности имели право на получение пенсии по выслуге лет, т.е. деятельность в образовательных учреждениях в качестве медсестры включалась в льготный стаж. Просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ГУ УПФ РФ в г. Таганроге - Бублий А.А действующий по доверенности от <дата>, исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в Протоколе от <дата>, пояснив, что требования истца безосновательны, поскольку специальный медицинский стаж истицы составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, чего недостаточно для назначения досрочной пенсии. Периоды с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> исключены из специального стажа, поскольку истица работала в образовательном учреждении, а не в учреждении здравоохранения. Ссылки на Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» как на основание для включения указанных периодов в медицинский стаж не являются корректными, т.к. данное постановление утратило силу, 06.09.1991 г. принято Постановление Совета Министров РСФСР № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет». С 06.09.1991 г. в законодательстве отсутствует норма, позволяющая включать работу медицинских работников в образовательных учреждениях в специальный медицинский стаж.

В периоды с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> истица находилась в отпусках без сохранения заработной платы. Отсутствие выполнения работы не подразумевает начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, следовательно, оснований для включения этих периодов в специальный и страховой стаж не имеется. Просил в удовлетворении иска отказать.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные доказательства, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 Конституции РФ все граждане Российской Федерации имеют право на социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии с требованиями пп. 20 п. 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.

Согласно ч. 2 ст. 27 Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Закрепляя в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий, и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности, при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых, засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Одновременно право на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, по волеизъявлению застрахованного лица может определяться с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П. В соответствии с этим постановлением исчисление стажа на соответствующих видах работ, имевших место до нового правового регулирования, может производиться по ранее действующим нормативным правовым актам.

Как следует из трудовой книжки истицы, в спорные периоды времени с <дата> по <дата> Фольваркова В.А. работала в должности старшей медсестры в яслях-саду <данные изъяты> <адрес> (приказы от <дата>, от <дата>), а с <дата> по <дата> - в должности старшей медсестры в яслях-саду АО «<данные изъяты>» (приказы от <дата>, от <дата>)

В рамках заявленных требований истица ставит вопрос о включении периодов работы с <дата> по <дата> - в должности старшей медсестры в яслях-саду <данные изъяты> <адрес>, с <дата> по <дата> в должности старшей медсестры в яслях-саду АО «<данные изъяты>» в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, со ссылкой на действовавшее в период ее работы постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

Как следует из возражений ответчика, вышеназванные периоды не включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку учреждения, в которых работала истица, не предусмотрены Списком № 781, а принятое 06.09.1991 г. постановление Совета Министров РСФСР № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» предусматривает право на включение периодов работы в медицинский стаж врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Ясли-сад к таким учреждениям не относится.

Действительно, ни Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, ни Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, равно как и действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, не предусматривалось право указанной категории работников на включение в специальный стаж периодов трудовой деятельности в учреждениях, не входящих в систему учреждений здравоохранения и не включенных в соответствующую Номенклатуру учреждений.

Однако, действовавшее в спорный период работы истицы Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397), предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Названный Перечень относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.

С учетом приведенных норм, периоды работы истицы в должности старшей медсестры с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> подлежат лишь частичному включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, - до 1 октября 1993 года. Поскольку с 1 октября 1993 года введено в действие Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953, нормы которого исключали возможность включения указанного стажа.

При этом, иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, периоды работы истицы в должности старшей медсестры с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

Одним из условий назначения трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 7 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» является наличие у гражданина соответствующего страхового стажа.

Под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В периоды времени с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> Фольваркова В.А., работая фельдшером-лаборантом в ФФБУЗ «<данные изъяты> <адрес>» в <адрес>, находилась в отпусках без сохранения заработной платы, т.е. в данные периоды времени уплата страховых взносов в пенсионный фонд РФ за Фольваркову В.А. работодателем не производилась. Данное обстоятельство истцовой стороной опровергнуто не было. Следовательно, оснований для включения этих периодов в страховой стаж, а, следовательно, и в специальный стаж не имеется.

Период же с <дата> по <дата>, согласно протоколу от <дата>, ответчиком включен в специальный стаж истицы, следовательно, требование истицы относительно включения в специальный стаж данного периода необоснованно.

В период работы <дата>, с <дата> по <дата> истица, работая фельдшером-лаборантом в ФФБУЗ «<данные изъяты> <адрес>» в <адрес>, находилась на курсах повышения квалификации.

Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности работника. В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. За время нахождения заявителя на курсах повышения квалификации работодателем производятся соответствующие отчисления (страховые выплаты) в пенсионный фонд.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Из изложенного следует, что период нахождения Фольварковой В.А. <дата>, с <дата> по <дата> на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Как указано выше, для назначения пенсии Фольварковой В.А. необходим 30-летний стаж работы, тогда как у нее установлен специальный стаж <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней и даже с учетом включенных судом периодов (<данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней), ее специальный стаж составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней, необходимый 30-летний стаж отсутствует.

В связи с этим требования истицы о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии с момента подачи заявления, т.е. с <дата>, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Фольварковой В.А. к ГУ УПФ РФ в г. Таганроге о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий     

Решение изготовлено в окончательной форме 21.11.2011 г.