об освобождении земельного участика



№2-5253

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«8» сентября 2011 года

Таганрогский городской суд Ростовской области

В составе: председательствующего судьи Иванченко М.В.

при секретаре Андриенко Л.Л.

Рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по управлению имуществом к Петручук М.В. об освобождении земельного участка, по встречному иску Петручук Марины Витальевны к Комитету по управлению имуществом о понуждении заключения договора аренды,

У с т а н о в и л:

Комитет по управлению имуществом г. Таганрога обратился в суд с иском к Петручук М.В. о сносе металлического гаража, расположенного по адресу г. Таганрог, около <адрес> и освобождении земельного участка. В обоснование исковых требований указано, что Петручук М.В. занимает земельный участок общего пользования для эксплуатации металлического гаража без законных оснований.

В соответствии с п. 1,2ст. 72 ЗК РФ, муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. В силу п. 48,56,57 ст. 3 Положения «О КУИ г. Таганрога», Комитет осуществляет управление и распоряжение земельными участками, а также осуществляет контроль по пользованию земельных участков. Ответчик в Комитет по управлению имуществом <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка не обращался и, следовательно, не имеет законных оснований на пользование земельным учаctkom.

В силу ст. 60 ЗК РФ положение, существовавшее до нарушения права на земельный участок должно быть восстановлено, а действия, нарушающие право на земельный участок или создающие угрозу его нарушения, пресечены.

Истец просил обязать Петручук М.В. в 14-тидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу освободить земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, около <адрес> от самовольно установленного металлического гаража.

Петручук М.В. предъявила встречный иск в котором указала, что является владельцем легкосъемной конструкции для хранения транспортного средства с 2006г. в районе <адрес> в г.Таганроге. Место расположения гаража согласовано с Промышленным территориальным управлением, которое является подразделением Администрации г.Таганрога. Владельцам гаражей было предложено оформить земельные отношения договором аренды, в связи с чем ею было подано соответствующее заявление в Управление архитектуры Администрации г.Таганрога. <дата> был получен из КУИ г.Таганрога о том, что вопрос будет рассматриваться и будет дано заключение, после которого нужно будет обратиться в Отдел по координации за предоставлением земельных участков.

Проект договора аренды земельного участка до настоящего времени не предоставлен Комитетом, хотя положительное заключение от Промышленного территориального управления было получено <дата> Следовательно, в силу ст. 441 ГК РФ фактически согласие на заключение договора было уже мною от землевладельца получено.

Территория, где находится легкосъемный гараж, сдана в пользование гражданам как минимум с 1995г. и муниципальными властями не используется. Таким образом, препятствий для заключения договора аренды данного земельного участка не имеется.

Петручук М.Н. просит обязать Комитет по управлению имуществом заключить с нею договор аренды земельного участка, расположенного в месте, согласованном Промышленным территориальным управлением, для чего направить проект договора.

Представитель КУИ г. Таганрога Аскольский С.В., действующий по доверенности от от <дата> исковые требования Комитета поддержал и просил удовлетворить. Встречные требования просил оставить без удовлетворения, так как у Комитета отсутствует законом обоснованная обязанность предоставлять Петручук земельный участок в аренду, муниципальные земли могут быть представлены в аренду при наличии такой возможности. В данном случае, гараж установлен в непосредственной близости от территории детского садика, что недопустимо, поэтому Комитет в предоставлении земельного участка в аренду отказал.

Петручук М.Н. просила в иске Комитету отказать, удовлетворить её требования, полагая, что земельный участок не является самовольно захваченным, место размещения гаражей согласовывалось с Промышленным территориальным управлением, решением суда от <дата> установлена правомерность расположения гаражей на этом участке. Право муниципалитета не нарушается, доказательств обратного не представлено. Администрации этот земельный участок не нужен, под застройку он не предназначен, следовательно иск это злоупотребление правом. Она полагает, что в соответствии с Земельным кодексом вправе требовать заключения с нею договора аренды земельного участка.

Выслушав участников процесса и исследовав представленные доказательства, суд удовлетворяет исковые требования Комитета, отказывая в удовлетворении встречного иска.

Из представленных в дело документов установлено, что Петручук М.В. использует металлический гараж, установленный на земельном участке из земель общего пользования по адресу около <адрес>

В соответствии со ст. 22 Земельного кодекса РФ иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

В силу ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику.

В силу ст. 60 ЗК РФ положение, существовавшее до нарушения права на земельный участок должно быть восстановлено, а действия, нарушающие право на земельный участок или создающие угрозу его нарушения, пресечены.

Согласно ст. 76 ЗК РФ, самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам.

В силу п.п. 48,56,57 ст. 3 Положения «О КУИ г. Таганрога» в редакции Решения городской Думы г. Таганрога от 30.03.2010 N 174 "О внесении изменений в Решение Городской Думы города Таганрога от 27.02.2006 N 202 "Об утверждении Положения "О Комитете по управлению имуществом г. Таганрога" Комитет осуществляет управление и распоряжение земельными участками, а также осуществляет контроль по пользованию земельных участков, осуществляет в соответствии с установленным порядком управление и распоряжение земельными участками, земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования "Город Таганрог" в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Ответчик не представил суду доказательств, подтверждающих законное использование земельного участка.

Доводы Петручук М.В. о наличии обязанности у Комитета заключить с нею договор аренды земельного участка, не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Петручук М.В. не имеет объекта недвижимого имущества, поэтому в силу ст. 36 ЗК РФ не может претендовать на аренду земельного участка.

В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

В соответствии со ст. 5 Положения "О регулировании земельных отношений в г. Таганроге», утвержденного Решением городской Думы г. Таганрога от <дата> N в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, Комитет по архитектуре и градорегулированию Администрации города Таганрога (далее по тексту - КАиГ) готовит проект постановления Администрации города Таганрога об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

На обращение Петручук М.В. по вопросу предварительного согласования места размещения капитальных гаражей, Комитет по архитектуре и градостроительству указал, что от земельных участков детских учреждений они должны быть на расстоянии не менее 15 метров в зависимости от количества гаражей.

Из показаний Петручук М.В. следует, что гараж тыльной частью граничит с территорией детского садика.

Поскольку орган местного самоуправления не согласовывает схему земельного участка для расположения гаражей по причине, которая ответчицей не оспаривается, возражений обоснованности Комитета АиГ не представлено, то действия КУИ по не заключению договора аренды являются логичными и обоснованными.

Ссылки ответчицы на ст. 441 ГК РФ не принимаются судом, так как являются следствием неправильного понимания действующего законодательства в сфере земельных отношений.

Также не влияют на выводы суда представленная выписка из протокола МВК Орджоникидзевского райисполкома от <дата> о разрешении инвалиду 3 группы ФИО8 установку металлического сборно-разборного гаража для автомашины, так как данный документ не свидетельствует о правомерности занятия земельного участка Петручук. Металлический гараж является движимым имуществом, поэтому факт приобретения Петручук гаража не свидетельствует о том, что к ней перешло право на использование земельного участка, поскольку у законного пользователя должен быть заключен договор аренды.

Решением Таганрогского городского суда от <дата> ФИО9 отказано в иске к Промышленному территориальному управлению и Администрации г. Таганрога о сносе гаражей. Данное решение не имеет преюдициального значения для сторон по настоящему спору, так как они не являлись участниками процесса по делу. Кроме того, этим решением установлено отсутствие нарушение прав истицы ФИО9, подлежащих защите путем сноса гаражей, а не правомерность использования земельного участка, занятого гаражами.

Установив, что у ответчика не имеется законных оснований для размещения легкосъемного сооружения на муниципальной земле, суд обязывает его снести (демонтировать).

Поскольку суд обязывает ответчика совершить определенные действия, то необходимо установить срок их совершения. С учетом конкретных обстоятельств дела суд полагает, что разумным, с учетом интересов обоих сторон необходимо установить срок 14 дней со дня вступления решения в законную силу.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку истец был освобожден от уплаты пошлины, то она подлежит взысканию с ответчика в размере, установленном ст. 333.19 НК РФ для требований нематериального характера <данные изъяты>

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Петручук М.В. в 14-ти дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу освободить незаконно занятый земельный участок по адресу г. Таганрог, около <адрес> от установленного металлического гаража.

Взыскать с Петручук М.В. государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.

Оставить без удовлетворения исковые требования Петручук М.В. к Комитету по управлению имуществом о понуждении заключения договора аренды.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 12 сентября 2011 года.

Председательствующий: