Прокурор к ООО МАГС



                К делу № 2-6571-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30.11.2011 года                                                                                            г. Таганрог

Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Семеняченко А.В.,

при секретаре судебного заседания Головчук Н.В.,

с участием помощника прокурора г. Таганрога Ищенко И.П.,

представителя ответчика ООО «МАГС» г. Таганрога Живого А.В. по доверенности,

представителя третьего лица главного специалиста-эксперта территориального отдела Упралвения Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах Глушкина Г.Н. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Таганрога в интересах неопределенного круга лиц, защиту интересов общества и государства к ООО «МАГС» об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Таганрога в иске указал, что прокуратурой города Таганрога по поручению прокуратуры Ростовской области проведены проверки соблюдения требований природоохранного законодательства при эксплуатации АЗС на территории г. Таганрога. В соответствии с п. 2.1 Устава ООО «МАГС» одной из основных целей создания Общества является осуществление предпринимательской деятельности для извлечения прибыли в сфере строительства и эксплуатации автозаправочных станций, оптовая и розничная продажа ГСМ. По результатам проведенной проверки выявлен ряд нарушений законодательства в деятельности ООО «МАГС», выразившихся в несоблюдении требований природоохранного законодательства:

представлен проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, однако утилизация промышленных отходов за период 2010 г. - 2011 г. не проводилась:

отсутствуют акты приёма-сдачи промышленных отходов;

отсутствует проект обоснования предельно-допустимых выбросов и влияния на окружающую среду данного объекта, истек срок разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (до 31.12.2009г.);

не проводится производственный контроль за состоянием атмосферного воздуха, почвы в зоне влияния АЗС;

истек срок действия договора на вывоз твердых бытовых отходов, отсутствуют документы - акты выполненных работ по вывозу ТБО за 2011 год;

контейнер сбора ТБО размещен на земле, отсутствует оборудованная площадка.

Истец просит суд обязать ООО «МАГС»:

Провести утилизацию промышленных отходов за период 2010-2011 годы;

Разработать проект обоснования предельно-допустимых выбросов и влияния на окружающую среду данного объекта;

Получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

Разработать план мероприятий по проведению производственного контроля за состоянием атмосферного воздуха, почвы в зоне влияния АЗС;

Заключить договор на вывоз ТБО;

Обязать подготовить документы по актам выполненных работ по вывозу ТБО за истекший период 2011 года;

Оборудовать площадку для контейнера сбора ТБО.

Истец также просит решение суда обратить к немедленному исполнению, т.к. замедление его исполнения может привести к значительному вреду для интересов неопределенному кругу лиц.

В судебном заседании помощник прокурора г. Таганрога Ищенко И.П. не поддержал исковые требования об обязании ответчика заключить договор на вывоз ТБО; подготовить документы по актам выполненных работ по вывозу ТБО за истекший период 2011 года; оборудовать площадку для контейнера сбора ТБО, ввиду добровольного их исполнения ответчиком. В остальной части иск поддержал, просил удовлетворить.

В судебном заседании представитель ООО «МАГС» г. Таганрога Живой А.В. исковые требования признал в части обязания ООО «МАГС» провести утилизацию промышленных отходов за период 2010-2011 годы; разработать проект обоснования предельно-допустимых выбросов и влияния на окружающую среду данного объекта; получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В части обязания разработать план мероприятий по проведению производственного контроля за состоянием атмосферного воздуха, почвы в зоне влияния АЗС, иск не признал, пояснил, что программа разработана в соответствии с СанПин.

Представитель третьего лица Галушкин Г.Н. полагал иск прокурора г. Таганрога подлежащим удовлетворению, поскольку представленный представителем ответчика план мероприятий по проведению производственного контроля за состоянием атмосферного воздуха не соответствует требованиям СанПиН.

Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, судья находит требования подлежащими удовлетворению по следующим мотивам:

Из материалов дела следует, что прокуратурой города Таганрога по поручению прокуратуры Ростовской области проведены проверки соблюдения требований природоохранного законодательства при эксплуатации АЗС на территории г. Таганрога. По результатам проведенной проверки выявлен ряд нарушений законодательства в деятельности ООО «МАГС», выразившихся в несоблюдении требований природоохранного законодательства.

Федеральным законом от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» регулируются отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации.

Из преамбулы вышеназванного Закона следует, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей среды.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (статья 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха»), выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В силу ст.ст. 22, 25, 30 Федерального закона от 04.05.1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и доработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, а также осуществлять производственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него подлежат государственному учету в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (ст. 21 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).

Пунктом 9 Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2000 № 373, установлено, что организации обязаны вести первичный учет состава и количества выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также видов и размеров вредных физических воздействий на него по установленным формам.

Согласно ст. 11. Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции, своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания, осуществлять гигиеническое обучение работников, (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

В силу ч.2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ размещение отходов производства и потребления является видом негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно требованиям ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасны для окружающей среды и регулироваться Российским законодательством. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.1 Устава ООО «МАГС» одной из основных целей создания Общества является осуществление предпринимательской деятельности для извлечения прибыли в сфере строительства и эксплуатации автозаправочных станций, оптовая и розничная продажа ГСМ.

В нарушение указанных требований законодательства, проведенной прокуратурой города проверкой установлены следующие нарушения в деятельности ООО «МАГС»:

представлен проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, однако утилизация промышленных отходов за период 2010 г.- 2011 г. не проводилась:

отсутствуют акты приёма-сдачи промышленных отходов, что является нарушением п.3.1. СанПин 2.1.7.1322-03 « Гигиенические требования к размещению, обезвреживанию отходов производства и потребления»;

отсутствует проект обоснования предельно-допустимых выбросов и влияния на окружающую среду данного объекта, истек срок разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (до 31.12.2009 г.), что является нарушением п.4.1. СанПин 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»;

не проводится производственный контроль за состоянием атмосферного воздуха, почвы в зоне влияния АЗС, что является нарушением п.2.1. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля над соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;

истек срок действия договора на вывоз твердых бытовых отходов, отсутствуют документы - акты выполненных работ по вывозу ТБО за 2011 год, что является нарушением п.6.3. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»;

контейнер сбора ТБО размещен на земле, отсутствует оборудованная площадка, что является нарушением ст.22 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении», п.6.3. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания населенных мест».

Анализ причин и условий допущенных нарушений свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ответственных должностных лиц ООО «МАГС» обязанностей по осуществлению предусмотренных законодательством мероприятий, следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о наличии плана мероприятий по проведению производственного контроля за состоянием атмосферного воздуха, почвы в зоне влияния АЗС соответствующего требованиям СанПин опровергаются объяснениями представителя третьего лица.

Оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению, предусмотренных ст. 211, 212 ГПК РФ не имеется.

Определением судьи Таганрогского городского суда от 30.11.2011 года прекращено производство по данному делу в части обязания ответчика заключить договор на вывоз ТБО; подготовить документы по актам выполненных работ по вывозу ТБО за истекший период 2011 года; оборудовать площадку для контейнера сбора ТБО, ввиду неподдержания истцом указанных требований.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, судья

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать ООО «МАГС» провести утилизацию промышленных отходов за период 2010-2011 годы; разработать проект основания предельно-допустимых выбросов и влияния на окружающую среду; получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разработать план мероприятий по проведению производственного контроля за состоянием атмосферного воздуха, почвы в зоне влияния автозаправочной станции.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Таганрогский городской суд Ростовской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 05.12.2011 года.

Судья                                           подпись                                             А.В. Семеяняченко

Копия верно

    Судья А.В. Семеняченко