Д-2-6790/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01 декабря 2011 г. Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Ядыкин Ю.Н., с участием прокурора Одиноченко Д.О., при секретаре Савченко О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов муниципального образования и Российской Федерации к ОАО «Таганрогский металлургический завод» о запрещении использования земельного участка, обязании произвести рекультивацию, УСТАНОВИЛ: <адрес> межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ОАО «Таганрогский металлургический завод» о запрещении использования земельного участка, обязании произвести рекультивацию, указав третьим лицом Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЮФО, и ссылаясь на следующие обстоятельства: Природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Департамента Росприроднадзора по ЮФО проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности и эксплуатации шламонакопителя ОАО «Таганрогский металлургический завод». В ходе проверки установлено, что шламонакопитель ОАО «Тагмет» эксплуатируется с 1961 года, расположен в прибрежной зоне Таганрогского залива на заводском шлаковом отвале в 0,3 км. северо-восточнее насосной станции «Береговая», предназначен для приема производственных сточных вод и накопления шламовых осадков. Земельный участок, на территории которого расположен шламонакопитель имеет площадь 277523 кв.м., находится по адресу: Ссылаясь на положения ФЗ «Об охране окружающей среды», Земельного кодекса РФ, Водного кодекса РФ, ФЗ «Об отходах производства и потребления», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ «Об экологической экспертизе», Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, опубликованных в письме Минприроды РФ от 21 июля 1994 г. № l-15/29-2115, а также на положения статей 2, 42 Конституции РФ, прокурор просил суд запретить ОАО «Тагмет» использование земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер № в целях сброса шламовых вод и обязать ОАО «Тагмет» провести рекультивацию земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер № В ходе судебного разбирательства прокурор уточнилд исковые требования, просит суд: 1. Запретить ОАО «Тагмет» использование земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, гТаганрог, кадастровый номер № в целях сброса шламовых вод в срок по истечению двух лет с момента вступления решения суда в законную силу. 2. Обязать ОАО «Тагмет» провести рекультивацию земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер № в соответствии с требованиями «Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», утвержденных приказом Минприроды РФ №255, Роскомзема №67 от 22.12.1995г. в срок до трех лет с момента вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании помощник Ростовского межрайонного природоохранного прокурора ФИО5 уточненные исковые требования поддержал, ссылаясь на изложенные в исковом заявлении доводы. Пояснил, что исковые требования уточнены по срокам устранения нарушений природоохранного законодательства, с учетом представленных ответчиком документов, подтверждающих, что в настоящее время ОАО «Тагмет» принимает меры к ликвидации источников сброса шламовых вод в шламонакопитель, путем строительства электросталеплавильной печи ДСП-150 и нового блока очистных сооружений, с указанием конкретных сроков исполнения - 2013 год. Кроме того, между ОАО «Тагмет» и ООО «Профэкоконсалт» заключен договор № от 16.09.2011г. на проведение инженерных изысканий, проектных работ на объекте «Рекультивация шламонакопителя и ландшафтное планирование территории шлакоотвала ОАО «Тагмет». Реализация данного проекта будет вестись параллельно с ликвидацией источников сбросов в шламонакопитель и будет завершена в 2011 году. В силу того, что прекращение сброса шламовых вод в шламонакопитель и проведение рекультивации являются сложными, трудоемкими процессами, требующими значительных материальных затрат и продолжительного периода времени, в целях соблюдения принципа исполнимости судебного решения, необходимо определить конкретный срок устранения нарушений действующего законодательства. Представитель 3-го лица на стороне истца - Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу ФИО11. высказал мнение, что уточненные исковые требования являются законными и обоснованными, подтверждены материалами дела и подлежат удовлетворению. Представитель ответчика Большаков М.М., действующий по доверенности от 01.01.2011г., исковые требования не признал, в ходе судебного разбирательства представил подписанные начальником юридического отдела ОАО «ТАГМЕТ» ФИО9 возражения на исковое заявление. В возражениях указывается, что шламы относятся к малоопасным отходам 4 класса опасности для окружающей природной среды. Для завода разработаны и утверждены «Нормативы допустимого сброса в Таганрогский залив» загрязняющих веществ с дренажными водами из шламонакопителя. Получено «Разрешение о предоставлении водного объекта в пользование», выданное Донским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов на срок до 28.01.2012 года. Получено Разрешение №6 МТУ Ростехнадзора по ЮФО от 03.03.2009гю на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) на период с 01.01.2009г. по 28.01.2012г. В соответствии с этими документами предприятием ведется производственный контроль по утвержденной программе наблюдений. Лабораторный контроль качества дренажных вод из шламонакопителя осуществляется аккредитованными лабораториями: санитарно-промышленной лабораторией ЦЗЛ ОАО «ТАГМЕТ», контрольные проверки проводятся ИЦЛ филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в РО в г.<адрес> лабораторией ФБУ ЦЛАТИ по ЮФО - ЦЛАТИ по РО. Сточные воды, поступающие в накопитель и имеющие превышение по содержанию марганца и цинка не оказывают отрицательного воздействия на окружающую среду, так как согласно протоколов ФБУ «ЦЛАТИ» по ЮФО» - «ЦЛАТИ по РО» дренажные воды, поступающие в Таганрогский залив имеют содержание вредных веществ не превышающие допустимых нормативов. В иске приведен химический анализ стоков (протокола КХА № 553), поступающих в шламонакопитель, на которые не распространяются установленные для ОАО «ТАГМЕТ» нормативы сбросов в Таганрогский залив и нормативы ПДК для вод Таганрогского залива. Кроме того, в соответствии с 4-х сторонним соглашением о сотрудничестве между городской и областной администрациями, с одной стороны и дирекциями ГМК и ОАО «ТАГМЕТ», с другой стороны, завод с 2006 года ведет совместно с Управлением капитального строительства г<адрес> работы по берегоукреплению и благоустройству прибрежной полосы от заводскогошлакоотвала до школы в микрорайоне Михайловка. За счет средств предприятия разработан проект «Берегоукрепление и противооползневые мероприятия на побережье Азовского моря в <адрес>». Проект, выполненный Ростовской проектной организацией «Гидротехник» по типу Пушкинской набережной <адрес>, прошел государственную экологическую экспертизу и получил положительное заключение Росприроднадзора. Стоимость проектных и изыскательских работ составила более 7,5 млн. рублей.ОАО «ТАГМЕТ» выполнены благоустроительные работы в прибрежной зоне на протяжении 650 м, на сумму более 15 млн. руб. По заказу и за счет ОАО «ТАГМЕТ» в архитектурной творческой мастерской «Архиград» выполнены предпроектные предложения благоустройства побережья, согласно которым на месте шлакоотвала планируется строительство спортивных, торгово-развлекательных комплексов, бассейна, пляжа и т.д. Шламонакопитель завода был оборудован согласно проектному решению головного института по проектированию металлургических заводов «Укргипромез» г.Днепропетровск и начата его эксплуатация в 1961 году, а существует с конца 19 века (первоначально было доменное производство). Впоследствии заводом было принято решение о ликвидации с последующей рекультивацией используемой под шлакоотвал территории, в связи с чем был разработан поэтапный план и за период с 2005 года по 2010 год из 8 источников сброса в шламонакопитель сточных вод ликвидировано 6. При этом затрачены средства в размере свыше 100 млн. рублей. С целью полной ликвидации сброса сточных вод в шламонакопитель, ОАО «ТАГМЕТ» ведется реконструкция сталеплавильного производства - строительство электросталеплавильной печи ДСП-150, которая позволит вывести из эксплуатации мартеновскую печь №, при этом ликвидировать сброс в шламонакопитель шламовых вод от электрофильтра МП8. Последний источник шламовых вод, отводимых со станции нейтрализации ТСЦ№, планируется исключить по мере строительства нового блока очистных сооружений (подтверждающие документы прилагаются). Завод приступил к практической реализации инвестиционного проекта, завершение которого планируется в конце 2013 года. Кроме того, между ОАО «ТАГМЕТ» и ООО «Профэкоконсалт» заключен договор № № от 16.09.2011г. на проведение инженерных изысканий, проектных работ на объекте «Рекультивация шламонакопителя и ландшафтное планирование территории шлакоотвала ОАО «ТАГМЕТ». Реализация данного проекта будет вестись параллельно с ликвидацией источников сбросов в шламонакопитель и будет завершена в 2014г. Таким образом, ОАО «ТАГМЕТ» предпринимает максимальные усилия для исключения и предотвращения негативных источников воздействия на окружающую среду, берущих свое начало с конца 19 века. В судебном заседании после уточнения прокурором исковых требований представитель ответчика Большаков М.М. высказал мнение, что нет необходимости решением суда запрещать ОАО «ТАГМЕТ» через два года сброс шламовых вод и обязывать произвести рекультивацию земельного участка, поскольку работа про ликвидации источников сброса шламовых вод спланирована и ведется, разработан и будет реализован проект рекультивации земельного участка по <адрес> Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд признает уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: В ходе судебного разбирательства установлено и ответчиком не оспаривается, что осуществление сброса шламовых вод в шламонакопитель, находящийся водоохраной зоне Азовского моря, не соответствует требованиям действующего природоохранного законодательства. Изложенное прокурором правовое обоснование иска соответствует обстоятельствам дела. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» окружающая среда это совокупность компонентов природной среды, при этом земля - это компонент природной среды, обеспечивающий в совокупности с другими компонентами благоприятные условия для существования жизни на Земле. В свою очередь, охрана окружающей среды - это деятельность юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. При этом, под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. В соответствии со ст.4 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, почвы. Согласно ст.12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем. Целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Этот закон определяет хранение отходов, как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. В соответствии со ст.11 Федерального закона №89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Статья 12 этого закона устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; после окончания эксплуатации проводятся работы по восстановлению нарушенных; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Часть 5 указанной статьи установлен запрет захоронения отходов, в том числе в границах населенных пунктов, рекреационных зон, а также водоохранных зон. Согласно ст.51 Федерального закона №7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Пунктом 1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с ч.1 ст.34 ФЗ №7-ФЗ размещение и эксплуатация зданий, строений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом, должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. На основании ч.1 ст.39 этого закона юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Статьями 1, 3 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» определено: экологическая экспертиза установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Экологическая экспертиза основывается на принципах: презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы. Согласно п. 7.2 ч. 1 ст.11 Федерального закона от 23.11.l995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов 1 - V класса опасности. В соответствии с п. 2.11 действующих Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, опубликованных в письме Минприроды РФ от 21 июля 1994 г. № l-15/29-2115, объекты для размещения отходов должны быть обустроены и эксплуатироваться в соответствии с проектами, прошедшими государственную и геологическую экологическую экспертизу, экологическими, строительными и санитарными нормами и правилами. В соответствии с частями 1, 8 ст.65 Водного кодекса РФ водоохранными В силу ч.16 ст.65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. В границах водоохранных зон запрещается размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ. В силу ч.5 ст.12 Федерального закона №89-ФЗ захоронение отходов в границах населенных пунктов, рекреационных зонах, а также водоохранных зонах запрещается. Согласно ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В силу статей 13, 42 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель. Статьей 77 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. В соответствии с Приказом Минприроды РФ №525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» земли или земельные участки признаются нарушенными в случае, если они утратили свою хозяйственную ценность или являются источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности. Такие земли и земельные участки подлежат рекультивации. Рекультивация земель - это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды (п. 2 приложения к Приказу Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»). Этим нормативно-правовым актом также предусмотрено санитарно-гигиеническое направление рекультивации земель, то есть биологическая или техническая консервация нарушенных земель, оказывающих отрицательное воздействие на окружающую среду, рекультивация которых для использования в народном хозяйстве экономически не эффективна. Таким образом, в силу статей 13, 42 Земельного кодекса РФ, статей 77, 78 Согласно ст.2 Конституции РФ - человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Также согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, предусмотренное Конституцией РФ, обеспечивается посредством соблюдения природопользователями основных принципов охраны окружающей среды, закрепленных в ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7 -ФЗ «Об охране окружающей среды» - соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственность за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Экологической доктриной Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. №1225-р, установлено, что стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. К числу основных направлений государственной политики в области экологии относится сохранение и восстановление природной среды. В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Основанием для обращения в суд служит нарушение прав и интересов граждан в сфере трудовых отношений, охраны здоровья, обеспечения права на благоприятную окружающую среду и т.д. Поскольку установлено, что нарушения природоохранного законодательства эксплуатацией шламонакопителя и наличием шламоотвала на предоставленном ответчику в постоянное (бессрочное) пользование земельном участке, расположенном в водоохранной зоне Азовского моря, имеют место, природоохранный прокурор вправе требовать от ответчика устранения этих нарушений, а планированные ответчиком мероприятий по устранению этих нарушений не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска прокурора. В уточненных исковых требованиях сроки устранения нарушений указаны с учетом запланированных ответчиком мероприятий по устранению нарушений, поэтому при неисполнении ответчиком планов по ликвидации источников сброса шламовых вод и рекультивации земельного участка либо нарушении сроков проведения этих работ прокурор вправе потребовать принудительного исполнения решения суда. Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что требования прокурора являются законными и обоснованными, подтверждены материалами дела и подлежат удовлетворению. В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 4000 рублей. Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования <адрес> межрайонного природоохранного прокурора ОАО «ТАГМЕТ» удовлетворить. Запретить ОАО «ТАГМЕТ» использование земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты> в целях сброса шламовых вод в срок по истечению двух лет с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать ОАО «ТАГМЕТ» провести рекультивацию земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты> в соответствии с требованиями Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995, в срок до трех лет с момента вступления решения суда в законную силу. Взыскать с ОАО «ТАГМЕТ» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 4000 рублей. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 06 декабря 2011 года. Федеральный судья Ядыкин Ю.Н.
<адрес>, кадастровый №,выделен ОАО «Тагмет» в постоянное (бессрочное) пользование из земель населенных пунктов для использования в целях эксплуатации производственной базы на основании постановлений Администрации <адрес> № от 21.11.2003, № от 31.12.2003., на него имеется свидетельство о государственной регистрации права № серия № № от <дата> Шламонакопитель оборудован в карьере, образовавшемся при выборке шлака для строительных нужд, и отделен от Таганрогского залива дамбой шириной от 80 до 160 метров. Тело дамбы шламонакопителя сформировано из мартеновских шлаков (шлаковый отвал), отсыпавшихся с момента основания предприятия в 1896 году и до момента ввода в эксплуатацию в 1973 году участка переработки мартеновского шлака. Шлак мартеновский образован в результате выплавки стали в мартеновских печах, имеет 4 класс опасности для окружающей среды. Сейчас в шламонакопитель сбрасываются: нейтрализованный шлам и промывные воды от оцинковального отделения трубосварочного цеха (участок №) и шлам от газоочистки электрофильтра за мартеновской печью №. Шлам образуется в результате нейтрализации кислотных сточных вод производственных участков щелочным регламентом с последующим выделением продуктов реакции в виде осадка. Указанные отходы имеют 4 класс опасности для окружающей среды. Согласно свидетельствам о классе опасности отхода, основными компонентами минерального шлама от газоотчистки мартеновского производства и шлама нейтрализации травильных и промывочных вод ТСЦ-3 являются нефтепродукты, оксиды: кремния, железа, алюминия, кальция, магния, меди, цинка, фосфора, серы, марганца, хрома, никеля. Согласно результатам расчета предельного содержания химических элементов в шламе основным компонентом является железо 19-20 %, медь - 0,008 %, никель - 0,008 %, цинк - 1,5 %, хром - 0,27%, марганец - 0,04 %. Кроме перечисленных металлов в отходе могут присутствовать другие менее токсичные компоненты (нефтепродукты, кремний, фосфор, кальций и др.). Шлам минеральный от газоочистки является отходом минерального происхождения и имеет код по Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), утвержденному приказом МПР РФ № 786 от 02.12.2002, - №, металлургические шлаки согласно ФККО имеют код № №. В соответствии с пунктом 3.43 межгосударственного стандарта «Ресурсосбережение, обращение с отходами термины и определения» ГОСТ 30772-2001, введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 №607-CT шлам это мелкие отходы дробления при рудном или угольном обогащении размером зерна не менее 0,25 мм. Согласно пункта 3.44 указанного стандарта шлак - это отходы, получаемые в жидком (расплавленном) и твердом состоянии, например при плавке металлов при переделе чугуна в железо или сталь, представляющие собой при остывании каменистую или стекловидную массу. Установлен запрет захоронения отходов, в том числе в границах населенных пунктов, рекреационных зон, а также водоохранных зон. Следовательно, деятельность по размещению и захоронению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. В ходе обследования территории шламонакопителя, прибрежной полосы Таганрогского залива установлено, что сброс производственных сточных вод и шлама осуществляется по 2-м выпускам, в шламонакопитель поступают стоки бурого цвета с красноватым оттенком на поверхности воды, в отдельных местах наблюдается пленка нефтепродуктов, осадок в шламонакопителе красно-бурого цвета, глинистый. В прибрежной полосе Таганрогского залива, северо-восточной его части на участке протяженностью около 100 метров было выявлено 15 поверхностных выходов дренажной воды в Таганрогский залив. Зеркало сточных вод, находящихся в шламонакопителе, расположено от уреза воды в Таганрогском заливе на расстоянии от 60 метров (самое узкое место) до 250 метров. Северо-восточная часть шлакового отвала примыкает непосредственно к водному объекту и омывается водами Таганрогского залива Азовского моря. Шламонакопитель и шлаковый отвал находятся вблизи рекреационной зоны города Таганрог. Расстояние от шламонакопителя до начала Чеховской набережной (места отдыха граждан) составляет по прямой линии около 100 метров, пляжа - около 200 метров, расстояние до санатория- профилактория «Тополь» около 500 метров. Кроме того, проект на строительство и эксплуатацию шлакового отвала и шламонакопителя до настоящего времени не разработан, специальные геологические и гидрологические исследования не проводились, заключение государственной экологической экспертизы отсутствует, равно как и санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии объекта размещения отходов санитарным правилам. Во время проведения проверки специалистами ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по РО» произведен отбор проб: стоков, поступающих в шламонакопитель, воды из шламонакопителя, осадка из шламонакопителя, дренажной воды поступающей в Таганрогский залив, воды из Таганрогского залива в 2-х точках. Проведенный анализ качественного химического анализа (КХА) сточных вод, поступающих в шламонакопитель, воды в шламонакопителе, дренажных вод и воды в Таганрогском заливе, показал, что сточные воды, поступающие в шламонакопитель, имеют нейтральную реакцию среды. Содержание в сточной воде фосфатиона, железа общего, меди, ВПК 5/БПК полное не превышают предельно-допустимых концентраций (ПДК), установленных для Таганрогского залива - водного объекта рыбохозяйственного назначения высшей категории. При этом имеется 5-ти кратное превышение ПДК по содержанию марганца (0,34 мг/куб.дм) и 7-ми кратное - по цинку (0,214 мг/куб.дм). Иных превышений предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ не установлено. За период осуществления хозяйственной деятельности с 1896 года по 1973 год предприятие осуществляло размещение отходов (шлака) на земельном участке, расположенном фактически на границе водного объекта - Таганрогского залива Азовского моря (шлаковом отвале). В период времени с 1961 года по настоящее время на шлакоотвале осуществляется размещение шламовых вод (3-я карта шламонакопителя). Помимо нахождения указанных объектов в водоохраной зоне, они расположены в непосредственной близости от зоны рекреации <адрес>. В связи с тем, что период размещения отходов на указанном земельном участке составляет более 100 лет, имеются основания полагать, что на указанном земельном участке произведено захоронение отходов. Кроме того проверкой установлено, что работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством РФ, ОАО «Тагмет» не осуществляются. Отсутствует проект рекультивации. Размещение производственных отходов в водоохраной зоне, в границах населенного пункта оказывает высокую нагрузку на рекреационную зону Таганрогского залива, в связи с чем, происходит ухудшение физических, химических или биологических свойств почвы и воды, а также снижение природно-хозяйственной ценности земель и водного объекта. Нарушение требований природоохранного законодательства может оказать негативное влияние на состояние окружающей природной среды и благополучие человека.
зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 метров.
ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ОАО «ТАГМЕТ» обязано организовать проведение работ по рекультивации земельного участка, на котором находится шлаковый отвал и шламонакопитель.