о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной пенсии



К делу № 2-7946-11                                  Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 декабря 2011 года                   

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

Председательствующего судьи Полиёвой О.М.,

при секретаре Яровой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хегай М.Г. к ГУ УПФ РФ в г. Таганроге о включении периодов работы в специальный стаж с применением льготного порядка исчисления и назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Хегай М.Г. обратилась в суд с иском к ответчику о включении периодов работы в специальный стаж с применением льготного порядка исчисления и назначении досрочной трудовой пенсии. В обоснование заявленного требования указала, что <дата> она обратилась с заявлением в ГУ УПФ РФ г. Таганрога о назначении ей пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». <дата> был вынесен протокол об отказе в назначении пенсии за выслугу лет. Согласно протоколу специальный стаж истца составил <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяц <данные изъяты> дней, что не соответствует действительности. В специальный стаж включены только по фактической продолжительности без применения льготного исчисления 1 год работы, как 1 год и 6 месяцев периоды работы в <данные изъяты> с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> - в должности акушерки родильного отделения послеродовых заболеваний, т.к. наименование структурного подразделения не соответствует Перечню № 781; период работы с <дата> по <дата> в <данные изъяты> <адрес> в должности акушерки в физиологическом отделении, т.к. наименование отделения не соответствует Перечню № 781, поскольку в нем предусмотрено отделение «акушерское физиологическое»; с <дата> по <дата> - период получения пособия по беременности и родам.

Истец считает, что своим отказом ответчик нарушил ее право на льготную пенсию и просит суд включить в специальный стаж с применением льготного порядка исчисления 1 год работы как 1 год и 6 месяцев периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> и обязать ГУ УПФ РФ г. Таганрога назначить пенсию за выслугу лет с <дата>

В судебное заседание истец Хегай М.Г. не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, направила в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддержала. В отношении не явившегося истца дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель истца - Приходько В.И., действующий по доверенности от <дата>, исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.

Представитель ГУ УПФ РФ в г. Таганроге - Бублий А.А действующий по доверенности от <дата>, исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в Протоколе от <дата>, пояснив, что в указанные периоды истица работала в отделениях, не предусмотренном Списком № 781, что исключает возможность льготного исчисления периодов работы. Просил в удовлетворении иска отказать.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 Конституции РФ все граждане Российской Федерации имеют право на социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии с требованиями пп. 20 п. 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.

Согласно ст. 27 Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, а также Правила для исчисления периодов работы в этих должностях и учреждениях, которые засчитываются в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В п. 3 данных Правил указано, что наличие в наименовании перечисленных в Списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периодов работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на «медицинскую» пенсию.

Одновременно право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения по волеизъявлению застрахованного лица может определяться с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П, в соответствии с которым исчисление стажа на соответствующих видах работ, имевших место до нового правового регулирования, может производиться по ранее действующим нормативным правовым актам. До вступления в силу постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 право на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников определялось в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066.

Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитывались периоды работы до 01.11.1999 г. в соответствии со Списком утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464. В соответствии с этим Списком право на пенсию за выслугу лет (в настоящее время именуется - досрочная трудовая пенсия по старости) предоставлялось врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Согласно абз. 3 п. 2 среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров и т.д. один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения России от 24.02.1998 г. № 48 в перечень отделений хирургического профиля стационаров входят (по данному профилю) акушерское, гинекологическое, родильные и т.д.

Согласно п.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555, основным документом, подтверждающим период работы является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Истицей представлена трудовая книжка, в соответствии с которой <дата> она была принята на работу в <данные изъяты> <адрес> на должность акушерки (приказ от <дата>) и проработала в этой должности по <дата> (приказ /ук от <дата>).

Периоды работы с <дата> по <дата>, с <дата> о <дата>, с <дата> по <дата> не были включены в специальный стаж истицы в льготном исчислении по той причине, что наименование отделения, в котором работала истица, «отделение послеродовых заболеваний» не предусмотрено Списком № 781.

В соответствии с Правилами льготный порядок исчисления стажа применяется к периодам работы лиц, работающих в структурных подразделениях учреждений здравоохранения, поименованных Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, и в соответствующих должностях, указанных в Перечне. Перечень таких должностей и структурных подразделений (учреждений), дающих право на льготы при подсчете медицинского стажа, содержится в приложении к Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном постановлением № 1066 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 г. № 130), которые применялись при подсчете указанной выслуги (с 01.01.2002 г. стажа на соответствующих видах работ) за периоды, начиная с 01.11.1999 г., а также в абзаце третьем п.2 постановления № 464, применяющегося при подсчете выслуги (стажа) за период до 01.11.1999 г.

Перечень 2002 года составлен на основе перечня, являющегося приложением к Правилам 1999 года. Вместе с тем, в него внесены некоторые уточнения и дополнения. Так в перечень отделений хирургического профиля добавлено «акушерское отделение» (ранее были перечислены отделения акушерское физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности).

По новым правилам периоды работы в таких структурных подразделениях должны быть засчитаны в специальный стаж с учетом льготы (1 год работы засчитывается за 1 год и 6 месяцев).

Как указанно в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25, в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включать в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (п.1 ст. 27 и п.п. 2-13 ст. 28 названного Закона), период его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде, типе учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решатся судом исходя из характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.

Приведенная правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации в полной мере подтверждает и указывает, что законодатель предъявляет требования, в связи с которыми назначается пенсия по выслуге лет, это требование выражается в специфике работы, а не от наименования учреждения или должности, независимо от ведомственной подчиненности, а также формы собственности. Истицей выполнялись все обязанности медицинского работника, предусмотренные ее должностью.

Не полное соответствие наименования структурного подразделения, утвержденному Перечнем № 781, не является препятствием для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

При таких обстоятельствах, отказ ответчика во включении в специальный стаж истицы без применения льготного исчисления периодов ее работы в <данные изъяты> с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности акушерки отделении послеродовых заболеваний является необоснованным.

Разрешая вопрос о включении в специальный стаж истицы с применением льготного порядка исчисления периода работы с <дата> по <дата> суд исходит из следующего.

Из трудовой книжки истицы следует, что <дата> Хегай М.Г. поступила на работу в <данные изъяты> на должность акушерки физиологического отделения (приказ параграф 1 от <дата>) и проработала в этой должности по <дата> (приказ параграф 1 от <дата>).

Из представленной истицей справки от <дата> следует, что она работала в <данные изъяты> в должности акушерки на полную ставку в подразделении «акушерское физиологическое отделение».

Вопрос о включении данного периода в специальный стаж истицы с применением льготного порядка исчисления решается аналогичным образом, в связи с чем, данный период подлежит включению в специальный стаж истицы с применением льготного порядка исчисления 1 год работы как за 1 год и 6 месяцев.

Относительно включения в специальный стаж Хегай М.Г. с применением льготного порядка исчисления периода получения ею пособия по беременности и родам с <дата> по <дата> суд также считает отказ ГУ УПФ РФ в г. Таганроге неправомерным по следующим причинам.

Информационным письмом Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 4 ноября 2002 года № 7392-юл/лч-25-25/10067 разъяснено, что поскольку в период указанного отпуска производится выплата пособия по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам, и основания для назначения этого пособия является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности. Период такого отпуска следует рассматривать как период получения пособия по государственному социальному страхованию (пособия по беременности и родам) в период временной нетрудоспособности и соответственно засчитывается в стаж на соответствующих видах работ, т.е. аналогично предшествующему - в должности акушерки в акушерском физиологическом отделении (1 год работы как 1 год и 6 месяцев).

Согласно трудовой книжке Хегай М.Г. в указанный период она работала акушеркой в <данные изъяты> , т.е. в должности, прямо предусмотренной Перечнем № 781, т.е. указанный период подлежит включению в специальный стаж с применением льготного порядка исчисления 1 год работы как за 1 год и 6 месяцев.

В результате суммирования включенных судом периодов с периодами работы, которые зачтены ГУ УПФ РФ, специальный стаж истицы на <дата> составлял <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней.

В настоящее времяистица продолжает работать в должности врача акушера-гинеколога операционного отделения в родильном отделении МУЗ «<данные изъяты>», продолжает пользоваться льготой 1 год работы как за 1 год 6 месяцев, в связи с чем, на <дата> ее общий специальный стаж в льготном исчислении достиг необходимой продолжительности 30 лет, чего достаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Хегай М.Г. к ГУ УПФ РФ в г. Таганроге о включении периодов работы в специальный стаж с применением льготного порядка исчисления и назначении досрочной трудовой пенсии, - удовлетворить.

Включить в специальный стаж с применением льготного порядка исчисления 1 год работы как за 1 год 6 месяцев для исчисления пенсии Хегай М.Г. периоды:

с <дата> по <дата>;

с <дата> по <дата>;

с <дата> по <дата>;

с <дата> по <дата>;

с <дата> по <дата>

Обязать ГУ УПФ РФ в г. Таганроге назначить и выплачивать пенсию Хегай М.Г. с <дата>

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение 10 дней.

Председательствующий