о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной пенсии



К делу № 2-8066-11                                 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 декабря 2011 года                   

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

Председательствующего судьи Полиёвой О.М.,

при секретаре Яровой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Косовой Н.И. к ГУ УПФ РФ в г. Таганроге о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Косова Н.И. обратилась в суд с иском к ответчику о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной пенсии. В обоснование заявленных требований истица указала, что <дата> она обратилась в Управление Пенсионного Фонда в г. Таганроге с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». <дата> Комиссия ГУ УПФ в г. Таганроге, рассмотрев ее заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, отказала в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа. Согласно Протоколу Комиссии ГУ УПФР в ее специальный трудовой стаж не был включен период ее работы со <дата> по <дата> в должности воспитателя в «<данные изъяты>», так как наименование учреждения не предусмотрено Списком № 781.

С указанным решением ГУ УПФ в г. Таганроге истица не согласна, считает, что оно нарушает ее право на досрочное получение пенсии по старости. В связи с чем, истица просит суд обязать ГУ УПФ РФ в г. Таганроге включить в специальный стаж указанный ею период работы, признать за ней право на получение досрочной трудовой пенсии и обязать ГУ УПФ РФ в г. Таганроге назначить ей досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью с момента подачи заявления - <дата>

В судебном заседании истица Косова Н.И. доводы искового заявления поддержала, пояснила, что она имеет педагогическое образование. В Миусском детском соматическом санатории распорядок дня был такой же, как в детском саду. В данном санатории находились дети, которые подвергались частым заболеваниям, а также болели бронхиальной астмой. Она работала по 6 часов в день, общая продолжительность педагогической нагрузки составляла 36 часов в неделю, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ГУ УПФ в г. Таганроге - Бублий А.А., действующий по доверенности от <дата>, исковые требования не признал, пояснил, что отказ в назначении досрочной пенсии обусловлен отсутствием необходимой продолжительности педагогического стажа истицы, который составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней при требуемых 25 лет. В специальный стаж истицы не был включен период ее работы с <дата> по <дата> в должности воспитателя в <данные изъяты>, т.к. наименование «санатории» не предусмотрено Списком № 781. Данным списком предусмотрены оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении: санаторная школа-интернат, санаторно-лесная школа, учреждения здравоохранения: детские санатории всех наименований: для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические. Просил в иске отказать.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 Конституции РФ все граждане Российской Федерации имеют право на социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 2 этой же статьи Федерального закона установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.01.02 № 30 нормативные правовые акты, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» применяются в части не противоречащей указанным законам.

В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2002 года № 320-О, согласно которой, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.

Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет. Данный перечень действовал до 1993 г.

Пунктом 3 указанного перечня «Лечебные учреждения» раздела I предусмотрена возможность включения в педагогический стаж периодов работы в должности педагога-воспитателя в детских санаториях вне зависимости от профиля санатория.

Как следует из трудовой книжки Косовой Н.И., <дата> она была принята на работу воспитателем в <данные изъяты> (приказ «а» от <дата>), где проработала по <дата>

Согласно пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Как следует из архивной справки Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «<данные изъяты>» Косова Н.И. в период времени с <дата> по <дата> проходила обучение в <данные изъяты>, по окончании которого ей была присвоена квалификация «<данные изъяты>», после чего она была распределена в распоряжение Министерства здравоохранения РСФСР для работы в <адрес> в <данные изъяты> в должности воспитателя.

Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию № 306, Министерства здравоохранения СССР № 185, Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам № 33 от 04.05.1990 г. «Об утверждении положения о санаторном детском дошкольном учреждении (группе) для ослабленных и часто болеющих детей и типовых штатов санаторных детских дошкольных учреждений для ослабленных и часто болеющих детей» наряду с лечебно-оздоровительными мероприятиями санаторное дошкольное учреждение (группа) проводит воспитательно-образовательную работу с детьми в соответствии со скорректированной Программой воспитания и обучения в детском саду. В своей работе санаторные дошкольные учреждения (группы) руководствуются настоящим Положением, Положением о детском дошкольном учреждении, программно-методическими и нормативными документами, утвержденными Госкомитетом СССР по народному образованию, Министерством здравоохранения СССР, органами управления народного образования и здравоохранения республик, а также министерствами и ведомствами, в подчинении которых они находятся. Данным Положением предусмотрена должность воспитателя.

Таким образом, из представленных документов следует, что истица в период времени со <дата> по <дата> осуществляла педагогическую деятельность в лечебном детском дошкольном учреждении - санатории, в связи с чем, доводы ГУ УПФ РФ в г. Таганроге о том, что наименование учреждения, в котором работала истица, «<данные изъяты>» не соответствует наименованиям учреждений, предусмотренных Списком № 781, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, в связи с чем, спорный период не может быть включен в специальный стаж истицы, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку работа Косовой Н.И. в должности воспитателя осуществлялась в период, когда законодательством гарантировалось ее включение в льготный стаж при соблюдении определенных условий и имела место до установления Законом РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» нового правового регулирования в отношении назначения пенсии за выслугу лет педагогическим работникам.

Следовательно, период работы истицы со <дата> по <дата> подлежит включению в специальный стаж Косовой Н.И.

С учетом включенного судом периода со <дата> по <дата> (<данные изъяты> года <данные изъяты> мес. <данные изъяты> день) на <дата> специальный стаж истицы составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> мес. <данные изъяты> дня, поэтому пенсия ей должна была быть назначена с момента обращения.

По изложенным основаниям отказ ГУ УПФ РФ в г. Таганроге в назначении пенсии является незаконным, а исковые требования истицы обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Косовой Н.И. к ГУ УПФ РФ в г. Таганроге о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной пенсии, - удовлетворить.

Включить в специальный стаж работы для исчисления пенсии Косовой Н.И. период со <дата> по <дата>

Обязать ГУ УПФ РФ в г. Таганроге назначить и выплачивать пенсию Косовой Н.И. с <дата>

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий