о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочнйо пенсии



К делу № 2-6969-11                                 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 декабря 2011 года                   

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Полиёвой О.М.,

при секретаре Яровой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романова В.В. к ГУ УПФ РФ в г. Таганроге о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Романов В.В. обратился в суд с иском к ответчику о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии. В обоснование заявленных требований указал, что он обратился с заявлением в ГУ УПФ РФ г. Таганрога о назначении пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, однако Решением от <дата> ему было отказано в назначении досрочной пенсии по причине отсутствия необходимого специального стажа. В специальный стаж не был включен в льготном исчислении период его работы с <дата> по <дата> в должности санитарного врача <данные изъяты> <адрес> в рабочем поселке городского типа <адрес>.

Истец считает, что ответчик нарушил его право на получение государственной пенсии, в связи с чем, просит суд включить в специальный стаж период его работы с <дата> по <дата>, взыскать с ответчика недоплаченную сумму пенсии, обязать ответчика назначить ему пенсию согласно исчислению льготного периода; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., судебные расходы.

В ходе рассмотрения дела истец в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования, просил суд включить в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца период его работы с <дата> по <дата> в должности санитарного врача <данные изъяты> <адрес> в рабочем поселке <адрес>, засчитать в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, назначить пенсию с момента обращения в пенсионный фонд <дата>

В судебном заседание истец Романов В.В. уточненные исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме, пояснил, что в период с <дата> по <дата> он работал врачом скорой помощи <данные изъяты> <адрес>, в периоды с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> - врачом-эпидемиологом МУЗ «<данные изъяты>».

Представитель ГУ УПФ РФ в г. Таганроге - Бублий А.А., действующий по доверенности от <дата>, возражал против удовлетворения иска, пояснил, что период работы истца с <дата> по <дата> в должности санитарного врача <данные изъяты> <адрес> не был включен в специальный стаж истца по той причине, что отсутствует подтверждение того, что данная <данные изъяты> находилась в сельской местности, рабочем поселке, который являлся самостоятельным административно-территориальном образованием и имел статус обособленного населенного пункта, а не относился к району какого-либо населенного пункта (города). Что касается периодов с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, то они не были включены в специальный стаж т.к. в специальный стаж включаются периоды работы, а не нахождения на курсах повышения квалификации, в течение которых непосредственные трудовые обязанности истцом не исполнялись. Относительно назначения пенсии с <дата> он также возражал, поскольку с заявлением о назначении пенсии истец обратился в Пенсионный фонд только лишь <дата>

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 Конституции РФ все граждане Российской Федерации имеют право на социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии с требованиями подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.

Согласно ст. 27 Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, а также Правила для исчисления периодов работы в этих должностях и учреждениях, которые засчитываются в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Одновременно право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения по волеизъявлению застрахованного лица может определяться с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П, в соответствии с которым исчисление стажа на соответствующих видах работ, имевших место до нового правового регулирования, может производиться по ранее действующим нормативным правовым актам. До вступления в силу постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 право на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников определялось в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066.

Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитывались периоды работы до 01.11.1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464. В соответствии с этим Списком право на пенсию за выслугу лет (в настоящее время именуется - досрочная трудовая пенсия по старости) предоставлялось врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Согласно п. 2 указанного постановления предусмотрена льгота по исчислению за выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке: 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) как 1 год и 3 месяца.

Согласно п.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555, основным документом, подтверждающим период работы является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Истцом представлена трудовая книжка, в соответствии с которой <дата> он был принят на работу в <данные изъяты> на должность санитарного врача (приказ от <дата>) и проработал в этой должности по <дата>

Как следует из протокола Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в г. Таганроге от <дата>, указанный период работы не был включен в специальный стаж истца в льготном исчислении по той причине, что документально не подтвержден факт расположения <данные изъяты> в сельской местности.

Согласно справке ФБУЗ «<данные изъяты>» от <дата> <данные изъяты> <адрес> <дата> реорганизована в <данные изъяты> <адрес>, переименованный с <дата> в ГУ «<данные изъяты>», который с <дата> реорганизован в форме слияния в ФГУЗ «<данные изъяты>», а затем <дата> реорганизован в ФБУ «<данные изъяты>» (л.д. 38).

По сведениям ФБУЗ «<данные изъяты>» при подаче сведений в пенсионный фонд должность санитарного врача имела код льготы ЗП 81 СМ, стаж работы в этой должности засчитывался как работа в сельской местности (исх. от <дата>).

Из архивной справки от <дата> ГКУ <адрес> «Государственный архив <адрес>» следует, что в документах архивного фонда <адрес> статистического управления в списке хозяйств и наличного населения по сельским Советам и населенным пунктам <адрес> на <дата> значится <данные изъяты> поссовет; сведений об упразднении, образовании или переименовании населенных пунктов района за <дата> не имеется.

Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что период работы истца санитарным врачом <данные изъяты> подлежит зачету в специальный стаж Романова В.В. в льготном исчислении 1 год работы в сельской местности как 1 год и 3 месяца, что составляет <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> день.

Разрешая вопрос о включении в специальный стаж периодов работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из трудовой книжки Романова В.В. следует, что Романов В.В. в период времени с <дата> по <дата> работал врачом скорой помощи <данные изъяты> <адрес>, с <дата> работает врачом эпидемиологом в МУЗ «<данные изъяты>» <адрес> по настоящее время.

В периоды работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> истец находился на курсах повышения квалификации.

Так, прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности работника. В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. За время нахождения заявителя на курсах повышения квалификации работодателем производятся соответствующие отчисления (страховые выплаты) в пенсионный фонд.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Из изложенного следует, что периоды нахождения Романова В.В. с <дата> по <дата> (<данные изъяты> лет <данные изъяты> мес. <данные изъяты> дней), с <дата> по <дата> (<данные изъяты> лет <данные изъяты> мес. <данные изъяты> дней), с <дата> по <дата> (<данные изъяты> лет <данные изъяты> мес. <данные изъяты> мес.) на курсах повышения квалификации подлежит включению в страховой стаж, а, следовательно, и в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

При таких обстоятельствах, отказ ответчика во включении в специальный стаж истца периодов его работы в календарном исчислении с <дата> по <дата> (<данные изъяты> лет <данные изъяты> мес. <данные изъяты> дней), с <дата> по <дата> (<данные изъяты> лет <данные изъяты> мес. <данные изъяты> дней), с <дата> по <дата>, в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца периода с <дата> по <дата> является незаконным.

В результате суммирования включенных судом периодов с периодами работы, которые зачтены ГУ УПФ РФ в г. Таганроге, специальный стаж истца на <дата> составлял <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней, чего достаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Поскольку пенсия гражданину назначается по его заявлению о назначении пенсии, поданному им в соответствующий пенсионный орган, а истец с таким заявлением обратился в ГУ УПФ РФ в г. Таганроге <дата>, что подтверждается представленным представителем ответчика заявлением о назначении пенсии на имя Романова В.В., то пенсия истцу должна быть назначена с даты обращения с заявлением, т.е. с <дата>

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Романова В.В. к ГУ УПФ РФ в г. Таганроге о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии, - удовлетворить частично.

Включить в специальный стаж с применением льготного порядка исчисления 1 год работы как 1 год 3 месяца для исчисления пенсии Романову В.В. период с <дата> по <дата>

Включить в специальный стаж по фактической продолжительности для исчисления пенсии Романову В.В. периоды:

с <дата> по <дата>,

с <дата> по <дата>,

с <дата> по <дата>

Обязать ГУ УПФ РФ в г. Таганроге назначить и выплачивать пенсию Романову В.В. с <дата>

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение 10 дней.

Председательствующий