Прокурор первая больница



                                                                                                                     Дело № 2-2452-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 декабря 2011 года                                                                                            г. Таганрог

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Исаева С.Н.,

при секретаре судебного заседания Магомедове С.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Таганрога в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «Первая городская больница», Администрации г. Таганрога, Управление Здравоохранения, 3-е лицо ОГПН по г. Таганрогу, Финансовое Управление г. Таганрога об обязании устранить нарушения закона.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Таганрога обратился с иском в Таганрогский городской суд в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «Первая городская больница», Администрации г.Таганрога, Управление Здравоохранения, 3-е лицо ОГПН по г.Таганрогу о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения закона. В соответствии с указанием прокуратуры Ростовской области, прокуратурой города Таганрога совместно с сотрудниками отделения ГПН по г. Таганрогу была проведена проверка исполнения законодательства РФ о пожарной безопасности в деятельности МУЗ «Первая городская больница» г. Таганрога. В ходе проведения проверки МУЗ «Первая городская больница», расположенного по адресу <адрес>, был выявлен ряд нарушений действующего законодательства РФ о пожарной безопасности.

В частности, согласно акту проверки от 15.03.2011 г. было установлено следующее:

        - Электрооборудование выполнено и эксплуатируется с нарушениями нормативных документов по электроэнергетике (эксплуатируются участки временной электропроводки, соединения жил электропроводов произведено вскрутку) в подвале стационара (№ 123-ФЗ, статья 4.; ППБ-01-03, п.3.;п.57.; ПУЭ п.7.4.12.);

- Сеть освещения, проложенная за подвесными потолками, выполнена не
в трубах (коробах) из негорючих материалов (стационар) (№123-Ф3, статья 4.; ППБ-01-03, п.З., п.57.; ПУЭ п.7.1.38.);

- Электросветильники не оборудованы колпаками, рассеивателями предусмотренными их конструкциями (подсобные помещения в кухне; 2,4,5 этажи стационара) (№123-Ф3, статья 4.; ППБ-ОЬОЗ, п.60.);

Двери, ведущие из поэтажных коридоров в лестничные клетки не оборудованы уплотнениями в притворах (лестницы стационара) (№123-Ф3, статья 4.; ППБ-01-03, п.3.; СНиП 21-01-97*, п.6.18*.);

Убрать из помещений подвального этажа стационара мастерские и кладовые (№123-Ф3, статья 4.; ППБ-01-03, п.40.);

На окнах первого и второго этажей здания стационара и на окнах лабораторного корпуса установлены глухие решетки (№123-Ф3, статья 4.; ППБ-01-03, п.40., п. 184.);

- Дверь выхода на кровлю здания ситационара не являются
противопожарной 2-го типа (№123-Ф3, статья 4.; ППБ-01-03, п.3.; СНиП 21- 01-97*, п.8.4*.);

Отсеки подвального этажа здания стационара не имеют окон шириной 0,9м и высотой 1,2м, в каждой секции (№123-Ф3, статья 4.; ППБ-01-03, п.3.; СНиП 2.08.02-89*, п. 1.12.);

В помещениях расположенных в подвале здания стационара и не имеющих окон отсутствует система дымоудаления при пожаре (№123-Ф3, статья 4.; ППБ -01-03, п.3.; СНиП 41-01-2003, п.82.);

Зазоры, образовавшиеся в противопожарных стенах и перекрытиях, в местах пересечения их коммуникациями (трубами) не заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости (подвал здания стационара) (№123-Ф3, статья 4.; ППБ-01-03, п.37.);

Двери рентгенкабинета, кладовых и складских помещений выполнены с заниженным пределом огнестойкости (менее 0,6 часа) (№123-Ф3, статья 4.; ППБ-01-03, п.3.; СНиП 2.08.02-89*, п.1.82.);

Не проведена проверка внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу и соответствие расхода воды на нужды пожаротушения в здании стационара (не предоставлены документы, подтверждающие проведение проверки и соответствие расхода воды от организации, имеющей лицензию на данный вид деятельности) (№123-Ф3, статья 4.; ППБ-01-03, п.89.);

Краны внутреннего противопожарного водопровода не заключены в сертифицированные шкафы в соответствии с требованиями НПБ-151-00 в здании стационара (№123-Ф3, статья 4.; ППБ-01-03, п.3.; НПБ-151-00, п.п.4.4.; 4.5.; п.4.6.; п.4.9.; СНиП 2.04.01-85*, п.п.6.13, 6.14.);

- Стены коридоров, являющихся путями эвакуации, облицованы горючими материалам и окрашены горючими красками (коридоры здания стационара, лабораторный корпус) (№123-Ф3, статья 4.; ППБ-01-03, п.53.); - Не проведена проверка огнезащитной обработки (пропитки) сценической коробки, горючих декораций, сценического оформления в конференц-зале здания стационара (не предоставлены документы, подтверждающие проведение проверки и качество обработки организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности) (№123-Ф3, статья 4.; ППБ-01-03, п.36.);

- Автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей
при пожаре не соответствуют проектной документации. Не предоставлены протоколы (акты) испытаний этих систем и соответствия их требованиям нормативных документов от организации, имеющей право на выполнение данных работ (здание стационара и лабораторный корпус) (№123-Ф3, статья 4.; ППБ-01-03, п.98.);

- Потолок коридоров, являющихся путями эвакуации, облицован горючими материалам (первый, пятый и шестой этажи здания стационара, лабораторный корпус) (№123-Ф3, статья 4.; ППБ-01-03, п.53.);

- Помещения больницы не обеспечены в полном объеме первичными средствами пожаротушения с нанесенными белой краской порядковыми номерами        (№123-Ф3, статья 4.; ПП&О1-03, п.108.; прил.3.);

- Краны внутреннего противопожарного водопровода в здании стационара не укомплектованы рукавами и стволами (ПК на первом этаже у столовой в Юго-Западной части, ПК №№6,8 на втором этаже, ПК №№ 11,12 на третьем этаже, ПК №14 на четвертом этаже, ПК №№15,17 на пятом этаже, ПК №20 на шестом этаже) (№123-Ф3, статья 4.; ППБ-01-03, п.91.);

- Пути эвакуации не оборудованы эвакуационным освещением в здании стационара (№123-Ф3, статья 4.; ППБ-01-03, п.3.; СНиП 21-01-97*, п.6.22.; СНиП 23-05-95, п.7.62.);

- Пятый и шестой этажи здания стационара не обеспечены индивидуальными спасательными устройствами (комплектом спасательного снаряжения или лестницей навесной спасательной) (№123-Ф3, статья 4.; ППБ-01-03, п.129.);

- В коридорах, палатах для больных и обслуживающего персонала для отделки применены материалы, выделяющие при горении токсичные вещества (№123-Ф3, статья 4.; ППБ-01-03, п.184.);

- Пути эвакуации не оборудованы знаками пожарной безопасности     (№123-Ф3, статья 4.; ППБ-01-03, п.51.);

- Высота горизонтального участка пути эвакуации в лабораторном корпусе у баклаборатории менее 1,9м в свету (№123-Ф3, статья 4.; ППБ-01-03, п.3.; СНиП 21-01-97*, п.6.27.);

- Для складских помещений не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по ПУЭ (не предоставлены подтверждающие документы). Категория и класс не указаны на дверях складских помещений (№123-Ф3, статья 4.; ППБ-01-03, п. 33.);

- Внутренняя дверь эвакуационного выхода ведущего наружу из конференцзала открывается не по направлению выхода из здания (№123-Ф3, статья 4.; ППБ-01-03, п.52.);

МУЗ «Первая городская больница» не обеспечено прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи г.Таганрога (№123-Ф3, статья 4.; ППБ-01-03, п.39.);

Не проведена очистка вентиляционных систем (камеры, фильтры) (не предоставлены подтверждающие документы) (№123-Ф3, статья 4.; ППБ-01-03, п.78.);

В подвальном этаже перед лифтом отсутствует тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре (№123-Ф3, статья 4.; ППБ-01-03, п.З.; СНиП 21-о!-97*,п.7.26.);

- Демонтирована дверь лестничной клетки ведущая в холл первого этажа (№123-Ф3, статья 4.; ППБ-01-03, п.40.).

В ходе судебного разбирательства нарушения частично были устранены, в связи с чем, прокурор требования уточнил и просил вынести решение об устранении нарушений в срок до 01.01.2013 г.

-     В коридорах, палатах для больных и обслуживающего персонала использовать материалы, не выделяющие при горении токсичные вещества (№123-Ф3, статья 4.; ППБ-01-03, п.184.);

- Обеспечить высоту горизонтального участка пути эвакуации в лабораторном корпусе в баклаборатории менее 1,9м в свету (№123-Ф3, статья 4.; ППБ-01-03, п.3.; СНиП 21-01-97*, п.6.27.);

В подвальном этаже перед лифтом отсутствует тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре (№123-Ф3, статья 4.; ППБ-01-03, п.З.; СНиП 21-01-97*,п.7.26.);

           В судебное заседание не явились представители ответчика Управление Здравоохранения г.Таганрога и Администрации г.Таганрога.

В судебном заседании прокурор Ищенко И.П. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика МУЗ «Первая городская больница» Ефросинин Е.В. иск не признал. Указал, что в настоящее время в больнице проводится ремонтные работы по демонтажу стеновых панелей и полового покрытия - линолиума. Указанные работы требует значительных материальных затрат, которые заложены в бюджет учреждения на 2012-2013 год. В части ремонта баклаборатории указал, что указанное строение дореволюционной постройки и любые ремонтные работы по увеличению высоты проема двери без угрозы обрушения не возможны. В части обустройства тамбура-шлюза указал, что согласно заключению ООО необходимости обустройства тамбур-шлюза не требуется. Обратил внимание суда на то, обстоятельство, что при проектировании и строительстве тамбур-шлюз не был предусмотрен.

Представитель 3-го лица ОНД по г.Таганрогу Семенец В.Л. указал, что предоставленных доказательств достаточно чтобы не возлагать обязанность на ответчика по обустройству не предусмотренного проектом тамбур-шлюза, в остальной части иска не возражал против его удовлетворения.

Представитель 3-го лица ФинУправления г.Таганрога просил отказать в удовлетворении иска. В обосновании своей позиции указал на бюджетное финансирование ответчика и отсутствие финансовой возможности учесть в полном объеме финансовые средства для устранения всей выявленных нарушений. Обратил внимание суда на поэтапное выделение средств для устранения нарушений. Требования прокурора об устранении всех нарушений до 01.01.2013 года являются неисполнимыми.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:

Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

Согласно п.5 ст. 2 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1 в ред. от 28.09.2010) - основными принципами охраны здоровья граждан являются: ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

В соответствии с указанием прокуратуры Ростовской области, прокуратурой города Таганрога совместно с сотрудниками отделения ГПН по г.Таганрогу была проведена проверка исполнения законодательства РФ о пожарной безопасности в деятельности МУЗ «Городская больница №1» г.Таганрога. В ходе проведения проверки были выявлен ряд нарушений действующего законодательства РФ о пожарной безопасности. Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения с указанным иском в суд. К моменту рассмотрения иска не устранены следующие нарушения и соответственно требования:

- В коридорах, палатах для больных и обслуживающего персонала, в здании баклаборатории,     не использовать при отделке материалы, выделяющие при горении токсичные вещества
          - Обеспечить высоту горизонтального участка пути эвакуации в лабораторном корпусе в баклаборатории не менее 1,9м в свету.

- В подвальном этаже перед лифтом оборудовать тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре.

     В ходе судебного разбирательства установлено, что технический подвал служит для прокладки сетей инженерного обеспечения здания больницы, не требующих постоянного присутствия в подвале людей;

здание больницы шестиэтажное, оснащено двумя лифтами. Первая остановка лифта располагается на 1-м этаже здания;

подвальная часть лифта, это приямок шахты лифта, служащий для установки закладных деталей для крепления отдельных несущих элементов самого лифта и каких либо проемов не имеет.

         В соответствии с п.20 ст. 88 ФЗ «ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» № 123-ФЗ от 22.07.2008 года в цокольных и подземных этажах зданий, сооружений и строений вход в лифт должен осуществляться через тамбур-шлюзы 1-го типа с избыточным давлением воздуха при пожаре.

         Учитывая отсутствие входа в лифтовую шахту через подвальное помещение, суд приходит к выводу о том, что указанное требование не основано на законе. Данный вывод суда подтвержден заключением специалиста ( л.д.222).

В части остальных требованиям суд приходит к выводу об их обоснованности и необходимости их удовлетворения, поскольку они основаны на норме права, закрепленной в ст. 4 ФЗ «ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» № 123-ФЗ и ППБ-01-03 п.53,129,184.

В силу ст. 120 ГК РФ при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества.

В соответствии со ст.37.2 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» - финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования.

Учредителем МУЗ «ГБ№1» является муниципальное образование «Город Таганрог», исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Город Таганрог», наделенным в соответствии с Уставом города, собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Таганрога федеральными и областными законами, является Администрация г. Таганрога (ч.1 ст. 34 Устава муниципального образования «Город Таганрог», утвержденного решением Городской Думы г. Таганрога от 01.12.2005 г. №153).

Функции Учредителя Учреждения по координации, регулированию и контролю от имени муниципального образования «Город Таганрог» выполняет Управление здравоохранения г. Таганрога в соответствии с Положением «Об Управлении здравоохранения г. Таганрога» и Уставом МУЗ «ГБ №1». Финансирование деятельности МУЗ «ГБ №1» осуществляется за счет городского бюджета).

Таким образом, МУЗ «ГБП №1» является бюджетным учреждением.

Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой (ч.1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ), получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии с п. 17 Положения «Об управлении здравоохранения г. Таганрога» (утв. Решением городской Думы г. Таганрога от 29.06.2006 № 266), а именно Управление здравоохранения обеспечивает финансирование муниципальных учреждений здравоохранения за счет средств бюджета города Таганрога.

В соответствии с п.п.4, п.п.5 ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями по осуществлению планирования соответствующих расходов бюджета, составлению обоснования бюджетных ассигнований; составлению, утверждению и ведению бюджетной росписи, распределению бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Таким образом, выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в МУЗ «ГБ №1» в соответствии с требованиями закона предполагает совместные согласованнее действия ответчиков.

Выявленные в МУЗ «ГБ №1» нарушения требований пожарной безопасности свидетельствуют о непринятии медицинским учреждением, Управлением здравоохранения г. Таганрога, Администрацией г. Таганрога достаточных мер по обеспечению требований пожарной безопасности в указанном медицинском учреждении, что создает угрозу пожарной безопасности, а значит жизни и здоровью неопределенному кругу лиц: лицам, проходящим лечение в данном учреждении, работникам МУЗ «ГП №2» и иным посетителям учреждения.

В соответствии со ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организации осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Статьей 38 данного Закона установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Пунктом 2 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о отсутствии оснований полагать, что выявленные нарушения являются исключительно в связи с бездействием руководителя МУЗ ГБ№1. В связи с чем, требования о признании незаконным бездействием главного врача МУЗ ГБ №1 выразившиеся в не устранении нарушений прав и норм пожарной безопасности не подлежат удовлетворению.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрен такой способ защиты права, как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Обязание выполнить предусмотренные законом обязанности также может являться способом защиты права.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о нарушениях законодательства о пожарной безопасности в деятельности МУЗ «ГБ №1», в частности при эксплуатации вышеуказанного помещения, что создаёт условия для возникновения пожара, а также угрозу для жизни и здоровья неопределенному кругу лиц, что может повлечь массовую гибель людей.

Часть 1 ст. 1065 ГК РФ устанавливает, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность, при этом, наличие установленных и указанных выше нарушений может повлечь наступление последствий в виде возникновения пожара, что создаст угрозу для жизни и здоровья граждан, проходящих лечение и может повлечь массовую гибель людей.

При этом необходимо учитывать, что отсутствие средств на выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности не соответствует законодательству РФ. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. Поскольку требования прокурора направлены на обеспечение реализации ответчиками полномочий, возложенных на них законом, а также направлены на защиту прав и безопасность неопределенного круга лиц.

Учитывая, что перечень граждан, которые могут находиться в здании больницы в тот или иной момент, определить невозможно, прокурор г. Таганрога обращается с иском в защиту неопределенного круга лиц, защиту интересов общества и государства в соответствии со ст. 45 ГПК РФ.

Прокурор в исковом заявлении простит обязать ответчиков совершить определенные действия по обеспечению пожарной безопасности в срок до 1.01.2013 года. Однако, по мнению суда, данный срок, не учитывает то обстоятельство, что для выполнения ряда мероприятий по обеспечению пожарной безопасности необходимо привлечение организаций, уполномоченных на производство работ, указанных в исковом заявлении в порядке установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости установления срока для выполнения указанных работ до 01 июля 2013 года.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                                            Р Е Ш И Л :

Исковые требования Прокурора г. Таганрога в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить частично.

Обязать МУЗ «Городская больница №1», Управление Здравоохранения г. Таганрога и Администрацию г. Таганрогу в срок до 01.07.2013 г. устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности в здании по адресу <адрес>, а именно:

- В коридорах, палатах для больных и обслуживающего персонала, в помещении баклаборатории не использовать при отделке материалы, выделяющие при горении токсичные вещества
        - Обеспечить высоту горизонтального участка пути эвакуации в лабораторном корпусе в баклаборатории не менее 1,9м в свету

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение десяти дней после изготовления текста в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 11 января 2012 года.

                 Председательствующий:                     подпись                         Исаев С.Н.