№ 2 -5194/11 Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ «20» сентября 2011 года г. Таганрог Ростовской области Таганрогский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Мелащенко Е.В. при секретаре судебного заседания Погореловой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Строкина Г.М. к Администрации города Таганрога о выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора: Строкин Г.Г., установил: Строкин Г.М. обратился в Таганрогский городской суд с иском к Администрации города Таганрога о переселении из аварийного жилищного фонда, указав в обоснование иска следующее. Он является собственником и проживает в комнате, площадью 17,8 кв.м., коммунальной квартиры, состоящей из двух комнат, с бывшей женой. Жилой дом, в котором расположена его коммунальная квартира, является аварийным, его техническое состояние создает реальную угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан. В связи с этим этот жилой дом по адресу: <адрес>, включен в областную адресную программу по переселению граждан, утвержденную Постановлением <адрес> от <дата> №. Для его отселения и членов его семьи Администрация г. Таганрога предоставляла однокомнатную квартиру, жилой площадью 17 кв.м., в жилом <адрес>. Однако он не согласился, так как считает, что как собственник комнаты, площадью 17,8 кв.м., должен переселиться один без других сособственников коммунальной квартиры, поскольку в соседней комнате проживают две семьи (6 человек), у них самостоятельное право на эту комнату, отдельный счет на оплату коммунальных услуг, и они все не являются членами одной семьи, в том числе в его комнате проживают также две разные семьи, а именно: он и его бывшая супруга. На основании изложенного Строкин Г.М. просил признать за ним право на получение равноценной жилой комнаты при переселении из аварийного дома по адресу: <адрес>, ст. Марцево, 4, в однокомнатную квартиру, жилой площадью 17 кв.м. по адресу: <адрес>, без подселения других семей. В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования и со ссылкой на ст. 32 ЖК РФ просил о возложении обязанности на Администрацию г. Таганрога по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения по адресу: <адрес>, комната №, площадью 17,8 кв.м., так как он является собственником этой комнаты, а дом признан аварийным и подлежащим сносу. Выкупная стоимость его комнаты при ее изъятии составляет <данные изъяты> копеек. В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Строкин Г.Г., являющийся совладельцем жилого помещения № по адресу: <адрес>. В судебном заседании истец Строкин Г.М. уточненные исковые требования поддержал и суду пояснил, что отказался от предоставляемой Администрацией города Таганрога однокомнатной квартиры по адресу: <адрес>, так как не желает переселяться в эту квартиру в составе 8 человек, проживающих в настоящее время в двух комнатах коммунальной квартиры. В комнате, площадью 17,8 кв.м., проживает он и его бывшая жена и они составляют две разные семьи, в другой комнате его коммунальной квартиры также проживают две разные семьи в составе 6 человек. С учетом изложенного и того, что дом признан аварийным и подлежащим сносу просит возложить на Администрацию <адрес> обязанность по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения по адресу: <адрес>., в сумме <данные изъяты> копеек. Представители Администрации города Таганрога Демирчян Г.В. и Караченцев А.Н., действующие на основании доверенностей от <дата> №№, иск не признали, в его удовлетворении просили отказать, пояснив суду, что коммунальная квартира истца состоит из двух комнат и является единой, и если квартира включается в программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, то часть квартиры не может быть включена в эту программу, состав семьи в данном случае не учитывается. Истец отказался от предоставляемой ему однокомнатной квартиры, отдельное жилье ему не может быть предоставлено, так как в программу может быть включена только вся квартира, а не ее часть, а квартира истца находится в общей долевой собственности. Уточненные исковые требования противоречат действующему законодательству, переселение граждан из аварийного жилья относится к полномочиям субъекта РФ. Семья истца на учете граждан, нуждающихся в получении жилья по договору социального найма, не значится, и в списках граждан малоимущих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, также не значится, истец не обращался в Администрацию города Таганрога с заявлением о признании его нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, а значится в Областной целевой программе по переселению граждан, следовательно, у Администрации города Таганрога нет обязательств перед истцом в обеспечении его жильем и проживающих в этой квартире граждан. С требованием о выселении Администрация к истцу не обращалась. Вопрос о предоставлении жилья по договору мены собственникам указанной квартиры или выкупа возможно только в программах последующих лет. В настоящее время направлено письмо в Администрацию Ростовской области об исключении истца из областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в <дата> году», утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от <дата> №, в связи с тем, что он отказался от переселения в <адрес> по адресу: <адрес>. В рамках Программы квартира истцу предоставлялась не в связи с улучшением жилищных условий, а с целью обеспечения безопасным жильем. Кроме того, истец подарил своему сыну 1/2 долю коммунальной квартиры после того, как были закуплены квартиры для переселения граждан. Выкупная стоимость изымаемого жилого помещения предусматривается Программой, вместе с тем, Программой переселения граждан в <данные изъяты> году не была предусмотрена выплата выкупной стоимости изымаемого жилья, а предусматривалось предоставление нового жилья с зачетом стоимости отселяемой квартиры по договору мены, кроме того, истцом не предоставлено заключение независимого оценщика. Истец не указал, за счет каких источников желает получить выплату выкупной стоимости, при этом выплата выкупной стоимости к полномочиям Администрации города Таганрога не относится. Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора: Строкин Г.Г., в судебном заседании не присутствует, извещен о времени и месте судебного заседания, что подтверждается распиской. В поданном в суд заявлении просит дело рассмотреть в его отсутствие. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска в силу следующего. В судебном заседании установлено, что истец проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес> 1. Жилое помещение №, общей площадью 29,9 кв.м., по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности по 1/2 доле истцу Строкину Г.М. и его сыну Строкину Г.Г.. Указанное жилое помещение расположено на 1 этаже, состоит из двух комнат: комнаты №, площадью 17,8 кв.м., и комнаты №, площадью 12,1 кв.м. В квартире, расположенной по адресу: <адрес>, зарегистрированы 4 человека: истец Строкин Г.М., ФИО8, Строкин Г.Г., ФИО9 Постановлением <адрес> от <дата> № утверждена областная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в <данные изъяты> году». Указанная программа определяет перечень многоквартирных домов, которые признаны в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Постановлением <данные изъяты> от <дата> № утверждены акт и заключение МВК о признании многоквартирного железнодорожного <адрес> на ст. Марцево непригодным для проживания - аварийным, подлежащим сносу, в связи с чем жилой <адрес> на <данные изъяты> включен в областную адресную Программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в <данные изъяты> году», утвержденную постановлением <адрес> от <дата> №. Основными целями Программы является переселение граждан из аварийного жилищного фонда и создание безопасных, благоприятных условий для их проживания. Согласно подпункту «а» пункта 4 постановления <адрес> от <дата> № переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется путем предоставления взамен жилого помещения, подлежащего изъятию, собственнику такого помещения иного жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по договору мены. При этом выкупная цена формируется в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РФ на основании заключения специализированной организации, осуществляющей оценочную деятельность. В соответствии с положениями ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено обязательное соблюдение определенной процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ). Таким образом, в силу положений ст. 32 Жилищного кодекса РФ иск о выкупе жилого помещения могут предъявить в суд только орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение (ч. 9 ст. 32 ЖК РФ). Однако в настоящее время выкуп жилого помещения у собственника Программой, утвержденной постановлением <адрес> от <дата> №, не предусмотрен. Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено, что процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника, ответчиком по отношению к истцу не осуществлялась, такое решение не принималось, между сторонами не заключалось соглашение о выкупе жилого помещения. Администрацией города Таганрога не ставится в судебном порядке вопрос о переселении истца и его семьи. В соответствии с Программой, утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от <дата> №, для отселения истца и членов его семьи из <адрес> аварийного многоквартирного железнодорожного <адрес>, принадлежащей истцу на праве собственности, Администрацией Ростовской области была приобретена <адрес> общей площадью 36,39 кв.м. в новом жилом <адрес>, расположенная на 1 этаже, для передачи собственникам по договору мены. Данная квартира приобретена в рамках аукциона по Программе за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ РФ и передана в муниципальную собственность для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. На предложение Администрации города Таганрога заключить договор мены жилого помещении, находящегося в собственности истца на квартиру по адресу: <адрес>, приобретенную в рамках программы, истец Строкин Г.М. отказался, полагая, что в связи с переселением из аварийного жилья ему и членам его семьи должно быть предоставлено два отдельных жилых помещения. Однако предоставление жилого помещения взамен занимаемого в соответствии со ст. 32 ЖК РФ в целях улучшения жилищных условий, учитывая состав семьи собственника, законом не предусмотрено. Также в ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривается сторонами, что истец Строкин Г.М. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях не состоит, малоимущим не признан и не поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории малоимущих граждан. Областной адресной программой «О переселении граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в <дата> году» в отношении собственника жилого помещения, подлежащего изъятию, предусмотрено предоставление взамен такого помещения иного жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную стоимость, выплата выкупной стоимости изымаемого жилья не предусмотрена. Принимая во внимание изложенное суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности по выплате выкупной цены жилого помещения истца, поскольку заявленное истцом требование не основано на законе (ст. 32 ЖК РФ). Истцом выбран неверный способ защиты права. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Иск Строкина Г.М. к Администрации города Таганрога о выкупе жилого помещения, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора: Строкин Г.Г. - оставить без удовлетворения. Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 26 сентября 2011 года. Судья: подпись Копия верна: судья Е.В. Мелащенко