К делу № 2-3485-12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 июня 2012 года Таганрогский городской суд Ростовской области в составе: Председательствующего судьи Полиёвой О.М., при секретаре Яровой А.К., рассмотрев в открытом судебном заведении гражданское дело по иску Пивоварова Е.И. к Администрации Ростовской области, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, 3-е лицо Управление социальной защиты населения г. Таганрога о признании незаконным отказа в оформлении удостоверения единого образца, признании права на меры социальной поддержки, полагающиеся пострадавшему от радиационного воздействия ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выдаче удостоверения соответствующего образца, взыскании денежной компенсации морального вреда, У С Т А Н О В И Л: Пивоваров Е.И. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения г. Таганрога, Администрации Ростовской области, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, Министерству здравоохранения и социального развития РФ о признании незаконным отказа в оформлении удостоверения единого образца, признании права на меры социальной поддержки, полагающиеся пострадавшему от радиационного воздействия ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обязать уполномоченный орган субъекта РФ произвести расчет и выплатить единовременно компенсацию в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, за последние <данные изъяты> года с момента обращения. В обоснование своих требований указал, что в период с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> он проживал в <адрес> ССР. За время своего проживания и работы в зонах повышенного радиационного риска, он получил суммарную дозу радиации, эквивалентную <данные изъяты> Зв (<данные изъяты>) сЗв. Проживая в Республике <адрес> в <дата> он получил удостоверение серии СП №, подтверждающее его право на льготы как пострадавшего вследствие воздействия ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Переехав в Россию и став гражданином Российской Федерации, он, как имеющий право на компенсационные выплаты вследствие воздействия радиации в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, стал обращаться в различные инстанции с целью оформления удостоверения Российского образца и получения ежемесячной денежной компенсации, но ему было отказано, со ссылкой на то, что обмен выданных Республикой <адрес> удостоверений о праве на льготы на удостоверение Российского образца не предусмотрен и что перечень населенных пунктов бывшей <адрес> ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне определен распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г. № 356-р и отличается от перечня аналогичных территорий, утвержденного законодательством Республики <адрес>. Также указали, что <адрес> не включен в перечень населенных пунктов <адрес>, население которых подверглось радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а вопросы, связанные с отнесением территорий к зоне радиационного загрязнения, а граждан к категории лиц, подвергшихся радиационного воздействию в результате испытаний на <адрес>, находятся в компетенции МЧС России. Пострадавшим гражданам федеральным законом № 2-ФЗ от 10.01.2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне» предусмотрены меры социальной поддержки. В связи с чем, истец просит признать незаконными и необоснованными отказы от признания за ним права на получение мер социальной поддержки вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, признать за ним право на получение мер социальной поддержки, обязать уполномоченный орган выдать ему удостоверение соответствующего образца и произвести расчет и выплатить единовременно компенсацию за последние <данные изъяты> года с момента обращения. В ходе рассмотрения дела истец Пивоваров Е.И. в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования и просил суд о признании незаконным отказа в оформлении удостоверения единого образца, признании права на меры социальной поддержки, полагающиеся пострадавшему от радиационного воздействия ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выдаче удостоверения соответствующего образца, взыскании денежной компенсации морального вреда. <дата> определением Таганрогского городского суда с согласия истца Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Управление социальной защиты населения г. Таганрога исключены из числа ответчиков, УСЗН г. Таганрога привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. В судебном заседании Пивоваров Е.И. и его представитель Железняк А.А., допущенный судом к участию в деле в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, поддержали уточненные исковые требования, пояснив, что в УСЗН г. Таганрога ему отказали в выдаче удостоверения, указав, что с данным вопросом ему следует обращаться в Администрацию Ростовской области, МЧС России, что он и сделал. Из Администрации Ростовской области ему ответили, что ему выдача удостоверения единого образца, как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не положена, поскольку <адрес>, в котором он проживал, не включен в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г. № 356-р. Считают данный отказ незаконным, поскольку проживая в <адрес> он получил достаточно большую дозу облучения, получал в связи с этим льготы на основании удостоверения, у него есть медицинская справка, подтверждающая радиологический маршрут проживания в зонах повышенного радиационного риска и суммарную эффективную эквивалентную дозу облучения. Просили суд иск удовлетворить. Ответчики - Администрация Ростовской области и Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, своих представителей в судебное заседание не направили, о слушании дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении дела не просили. Представитель Администрации Ростовской области направил в суд возражения, в которых просил в удовлетворении иска Пивоварову Е.И. отказать, т.к. в настоящее время правовой основой для социальной защиты граждан Российской Федерации, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне является Федеральный Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10 января 2002 года №2-ФЗ. Действие этого закона распространяется на граждан, проживавших в 1949 г. и 1962 г.в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне. <адрес>, в котором проживал истец, не включен в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г. № 356-р. Просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В отношении не явившихся ответчиков дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ. Представить 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления социальной защиты населения г. Таганрога - Дубовской С.С., действующий по доверенности № от <дата> исковые требования не признал, пояснил, что УСЗН г. Таганрога является ненадлежащим ответчиком по данному спору, поскольку порядок выдачи удостоверений, о котором просит истец, определяется Правительством РФ, МЧС РФ и выдача осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ. На обращения истца ему был разъяснен порядок получения удостоверения. УСЗН г. Таганрога полномочий на выдачу разрешений не имеет. В обоснование своих доводов указал, что согласно статье 5 Федерального закона №2 от 10.01.2002г. "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), федеральным органом исполнительной властивыдаются удостоверения единого образца. Порядок выдачи этих удостоверений определяется Правительством РФ. Указанный порядок содержится в Правилах выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 849. Согласно пунктам 3-5 Правил, для получения удостоверения гражданин представляет по месту жительства (регистрации) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФсоответствующее заявление с приложением необходимых документов. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФосуществляет прием данных документов, их проверку, вносит сведения в реестр учета граждан, готовит представление о выдаче удостоверения и направляет его в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ). Выдача удостоверений осуществляется МЧС РФ. УСЗН г.Таганрога не является органом исполнительной власти субъекта РФ. Полномочия по осуществлению указанных функций в УСЗН г.Таганрога от органа исполнительной власти субъекта РФ не передавались, в связи с чем, не имеет никакого отношения ни к выдаче удостоверений, ни к подготовке представлений на их выдачу. Просил в иске отказать. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 22 ФЗ № 3 от 09.01.1996 года «О радиационной безопасности населения», граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, имеют право на радиационную безопасность. В соответствии со ст. 26 ФЗ № 3 от 09.01.1996 года «О радиационной безопасности населения», граждане имеют право на возмещение вреда причиненного их жизни и здоровью и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением сверх установленных настоящим Федеральным законом основных пределов доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом. Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством с учетом правовых позиций, изложенных в ряде Постановлений Конституционного суда Российской Федерации основным условием предоставления гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, мер социальной поддержки является получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр), а также проживание в период 1949 - 1963 годов в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию. В соответствии со ст. 5 названного закона гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В силу пункта 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 года N 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке. Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке. Подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункты 3 и 5 Правил). Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 г. N 356-р. Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29 августа 1949 г. и 7 августа 1962 г. Предоставление в Российской Федерации мер социальной поддержки на основании Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" возможно только в соответствии с международными договорами. Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 ГК РФ). Однако, международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не имеется, следовательно, нет законных оснований для применения при рассмотрении оспариваемого дела норм права иностранного государства, Республики Казахстан, на территории Российской Федерации. Судом установлено, что Пивоваров Е.И. проживал в период с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в <адрес>, что подтверждается справкой Научно-исследовательского института радиационной медицины и экологии Министерства здравоохранения <адрес> (л.д. 8), и не оспаривается ответчиками. <дата> Администрацией <адрес> <адрес> Пивоварову Е.И. было выдано удостоверение серия СП №, подтверждающее право на льготы как пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне (л.д.7). Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010 N 5 утверждены Методические указания МУ 2.6.1.2574-2010 об "Определении суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вступившие в действие с 04.05.2010 г. Орган, в компетенцию которого входит проведение медицинской экспертизы по определению суммарной эффективной дозы облучения, полученной гражданином, в настоящее время отсутствует. Однако, отсутствие органов, уполномоченных определять дозы облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выносить официальные заключения о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения само по себе не может служить препятствием к реализации права на получение мер социальной поддержки на основании Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне". Ответчиками, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что Пивоваров Е.И. в период проживания в <адрес>, получил суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения менее 5 сЗв (бэр). Порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержден Приказом МЧС РФ от 18.09.2009 года № 540 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний и получившие дозу облучения более 5 сЗв (бэр). Для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы), с соответствующим письменным заявлением, к которому прилагаются: паспорт гражданина Российской Федерации; документ - подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в периоды радиационного воздействия (выписки из похозяйственных или домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений (жилищно-коммунальных отделов), справки паспортных столов, справки, выданные архивами образовательных учреждений, или другие документы, подтверждающие факт проживания в населенных пунктах, включенных в перечни). Доводы истца подтверждаются представленными суду документами Научно-исследовательского института Радиационной медицины и экологии <адрес>, который имеет соответствующую и необходимую научную базу и методику для определения дозы полученного радиационного воздействия, исходя из периодов и населенных пунктов проживания гражданина на территории РФ и за ее пределами, подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Изучив представленные истцом документы, учитывая радиологический маршрут проживания в зоне повышенного и максимального радиационного риска, специалисты Научно-исследовательского института радиационной медицины и экологии <адрес> рассчитали, что суммарная эффективная эквивалентная доза Пивоварова Е.И. составляет <данные изъяты> Зв (<данные изъяты> сЗв (бэр), что подтвердили Справкой №, выданной <дата> (л.д.8). Из статей 1,2,7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом конституционная обязанность РФ как социального правового государства. В соответствии со ст.26 Федерального Закона РФ от 09.01.1996 года «О радиационной безопасности населения» граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных указанным законом федеральным основных пределов доз, статьей 9 которого предусматривается максимально допустимая средняя годовая эффективная доза облучения на территории РФ в результате использования источников ионизирующею облучения от 0.001 зиверта до 0.02 зиверта. В соответствии со ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены учреждением или специально уполномоченным на то лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других договаривающихся стран без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из договаривающихся стран рассматриваются как официальные документы, пользуются на территории других договаривающихся сторон доказательственной силой официальных документов, т.е. удостоверения, справки, выданные на территории Республики Казахстан, являются официальным документом для Российской Федерации и, следовательно, отсутствуют основания ставить под сомнение указанные в них сведения, в том числе о полученной суммарной эффективной дозе облучения истицы. Доводы представителя ответчика о том, что проживание в <адрес> в указанные истцом периоды не дает ему права на получение льгот, т.к. <адрес> не включен в перечень населенных пунктов, на которые распространяются меры социальной поддержки, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку такая позиция лишает права на социальную поддержку лиц, действительно пострадавших от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и нуждающихся в такой поддержке. Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционной Суда РФ от 04.12.2007 года № 960-ОП, Определениях Конституционного суда РФ № 845-0-0 от 20.11.2008 года и № 1084-О-О от 25.12.2008 года субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причиненного государством вреда здоровью, реализуемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом 10.01.2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, данный статус лица определяется с учетом положений Конституции РФ, объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний; поэтому само по себе не включение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством РФ перечень не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. При этом, вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством РФ в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, либо не в установленный федеральным законом период, с которым связано предоставление льгот и компенсаций, вправе решить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих или опровергающих получение лицом суммарной дозы облучения свыше 5 бэр. Таким образом, суд пришел к выводу о том, что обстоятельства, требующие доказательств по заявленным истцом требованиям, нашли свое подтверждение в судебном заседании. Для получения удостоверения единого образца истец обратился в УСЗН г. Таганрога с соответствующим заявлением, предоставив все необходимые документы. <дата> Пивоварову Е.И. было отказано в выдаче удостоверения, и разъяснено, что в соответствии с Правилами выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 849, решение о выдаче удостоверения принимается после принятия уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, в данном случае - Администрацией Ростовской области (л.д.14). <дата> Администрацией Ростовской области Пивоварову Е.И. также было отказано, со ссылкой на то, что при наличии необходимых документов, выдача удостоверений осуществляется Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (л.д.16). <дата> Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий отказало истцу в распространении на него действия Федерального закона от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», со ссылкой на отсутствие <адрес> в Перечне населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (л.д.19). Уполномоченным органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим прием документов, является Администрация Ростовской области, которая в рамках своей компетенции, проводит проверку представленных документов, вносит сведения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, форма и правила ведения которого утверждаются МЧС России, направляют в МЧС России в месячный срок со дня подачи документов, указанных в п. 3 настоящих Правил, представления о выдаче удостоверений, к которым прилагаются заверенные в установленном порядке выписки из реестра, а также копии представленных документов. Как следует из положений действующего законодательства, выдача удостоверений единого образца, осуществляется Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий. Тем не менее, суд находит установленным, что никаких правовых препятствий для выдачи Пивоварову Е.И. удостоверения единого образца не имеется. Что касается требования о взыскании компенсации морального вреда, то в данной части суд находит иск не подлежащим удовлетворению, при этом исходит из следующего. В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность размеров компенсации указанного вреда. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 года № 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью гражданина", причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. Независимо от вины причинителя вреда осуществляется компенсация морального вреда, если вред жизни или здоровью гражданина причинен источником повышенной опасности (статья 1100 ГК РФ). Однако истцом не представлено суду каких-либо убедительных доказательств причинения ему действиями ответчиков нравственных и физических страданий, а также вины в действиях ответчиков, из чего следует, что заявленное им требование не подлежит удовлетворению. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителя (ст.94 ГПК РФ), объем возмещения которых предусмотрен ст. 100 ГПК РФ, установившей, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Истец просит взыскать с ответчиков расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> руб., однако доказательств в подтверждение понесенных им расходов суду не представлено, в связи с чем, суд полагает, что расходы на оплату услуг представителя не подлежат взысканию с ответчиков. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Пивоварова Е.И. к Администрации Ростовской области, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, 3-е лицо Управление социальной защиты населения г. Таганрога о признании незаконным отказа в оформлении удостоверения единого образца, признании права на меры социальной поддержки, полагающиеся пострадавшему от радиационного воздействия ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выдаче удостоверения соответствующего образца, взыскании денежной компенсации морального вреда, - удовлетворить частично. Признать за Пивоваровым Е.И. право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Обязать Администрацию Ростовской области принять документы и внести Пивоварова Е.И. в списки граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, на получение удостоверения единого образца. Обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий выдать Пивоварову Е.И. удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ РФ от 10.01.2002 года «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». В удовлетворении остальной части исковых требований Пивоварову Е.И., - отказать. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий Решение суда в окончательной форме изготовлено 19 июня 2012 года.