об установлении кадастровой стоимости земельного участка



Дело №2-2710-12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 июля 2012 года        г. Таганрог

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

Председательствующего судьи Гриценко Ю.А.,

при секретаре судебного заседания Буза Г.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации <адрес>, Федеральному Государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости земельного участка, суд

УСТАНОВИЛ:

Мехтиев С.З. обратился в суд к Администрации <адрес>, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РО об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости земельного участка, расположенного по пер. <адрес> В обоснование исковых требований указано, что в <дата> им был получен отчёт об оценке рыночной стоимости земельного участка, кадастровый номер расположенного по <адрес>. Отчёт был подготовлен <адрес> Межрайонной Торгово-Промышленной Палатой. В соответствии с Отчётом рыночная стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от <дата> кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> Мехтиев С.З. просит суд вынести решение, которым установить кадастровую стоимость земельного участка (общей площадью <данные изъяты> кв.м.), кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес> равной рыночной стоимости земельного участка в размере <данные изъяты> рублей

Определением <адрес> городского суда от <дата> по делу была произведена замена ненадлежащего ответчика, а именно к рассмотрению настоящего спора в качестве ответчика привлечено - Федеральное Государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> из числа ответчиков исключено.

В судебном заседании представитель истца - Селезнев Е.О. действующий на основании доверенности №2д-1438 от 02.12.2011г. исковые требования поддержал в полном объёме, просил суд иск удовлетворить.

Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» - Косенко К.Ю., действующая на основании доверенности №61/2012-07 от 20.02.2012г. против удовлетворения исковых требований возражала.

Представитель Администрации <адрес> - Аскольский С.В., действующий на основании доверенности №800 от 13.02.2012 года против удовлетворения исковых требований возражал.

Истец - Мехтиев С.З., представитель УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Дело в отсутствии неявившихся рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ.

Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, при этом суд исходит из следующего:

На основании пункта 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Статьей 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации №316 от 08 апреля 2000 года утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

Согласно п.1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом содержатся в «Правилах проведения государственной кадастровой оценки земель» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.04.2006 №206, от 14.12.2006 №767, от 17.09.2007 №590, от 30.06.2010 №478). Согласно Правилам Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.04.2006 №206, от 14.12.2006 №767, от 17.09.2007 №590).

Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.

Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.04.2006 «206, от 30.06.2010 №478)

Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

В пункте 10 Правил указано, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.04.06 №206).

Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (п.11 в ред. Постановления Правительства РФ от 11.04.2006 №206) (п.11).

Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке (п.12).

При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (п.13 введен Постановлением Правительства РФ от 11.04.2006 №206).

Согласно ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» от 29 июля 1998 года №135-ФЗ - под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007г. №39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, а приказом от 28.06.2007г. №215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".

Согласно п.4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:

подготовку документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;

формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;

выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;

утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Мехтиев С.З. является собственником <данные изъяты> доли земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер расположенного по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о государственной регистрации права от <дата> регистрационная запись .

<дата> Мехтиевым С.3. был получен отчёт об оценке рыночной стоимости земельного участка (общей площадью <данные изъяты> кв.м.), кадастровый номер расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии с Отчётом рыночная стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> рублей.

В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от <дата> кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты>

В настоящее время истец ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка не может быть выше рыночной стоимости, тогда как необоснованное завышение кадастровой стоимости приводит к нарушению их прав.

Судом установлено, что после подготовки документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, формирования перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории РО истцом был заказан отчет в «Торгово-Промышленной Палате <адрес>», согласно которого рыночная стоимость земельного участка составляет <данные изъяты>.

Однако в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от <дата> - кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> с удельным показателем <данные изъяты> руб./кв.м..

Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка выше рыночной. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о нарушении предусмотренной действующим законодательством процедуры государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.

Анализ приведенных норм федерального законодательства прямо указывает, что функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, а также контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и проверка результатов работ, прямо возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, которая согласно п.5 Указа Президента РФ от 25.12.2008г. №1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» является правопреемником Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

Данная функция также закреплена в Положении о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009г. №457 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с ч.2 ст.66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения такого рода мероприятий устанавливается Правительством РФ. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000г. №316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п.4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п.5). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п.10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (п.11).

Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и её территориальных органов - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28 июня 2007 года №215.

Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту РФ отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие Методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту РФ вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту РФ представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте РФ) на утверждение в виде проекта акта названного органа исполнительной власти. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту РФ обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта РФ результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью. После этого происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Такая проверка осуществляется Роснедвижимостью путем проверки отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15.02.2007 года №39.

По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки: о соответствии отчета методическим указаниям, о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.

В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.

После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.

При этом, заявляя требования об изменении кадастровой стоимости земельного участка, истцы не указывают на ее неправильность, ссылаясь лишь на то обстоятельство, что оценка является завышенной, что нарушает их права, как налогоплательщиков.

Таким образом, только при условии соблюдения всех административных процедур государственная кадастровая оценка земель может быть признана проведенной, является правильным.

В ходе рассмотрения дела была проведена судебная оценочная экспертиза. Проведя исследования, эксперт пришел к выводу, что «наиболее вероятная рыночная стоимость оцениваемого объекта - Земельного участка, кадастровый , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на <дата>могла составлять (округлённо): <данные изъяты> руб.»

В связи с внесением изменений в ст.66 ЗК РФ, в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» №135-ФЗ от 29.07.1998г. была введена глава, посвященная кадастровой стоимости, в частности, определен порядок ее пересмотра и установления в размере рыночной стоимости.

Статьей 24.19 указанного закона установлено, что результаты кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или в комиссии по рассмотрению споров. При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, что также установлено данной нормой.

В данном случае, сведения о размере кадастровой стоимости спорных земельных участков были внесены в кадастр 25.02.2010 года, следовательно, установленный шестимесячный срок прошел, и на территории <адрес> результаты кадастровой стоимости в комиссии оспорены быть не могут, чем Министерством экономического развития РФ территориальным органам Росреестра Российской Федерации в письме от <дата><адрес> были даны разъяснения, в соответствии с которыми, во избежание неравенства правообладателей земельных участков, результаты определения кадастровой стоимости, полученные на основе результатов государственной кадастровой оценки, проведенной до вступления в силу Федерального закона №167-ФЗ, не могут быть оспорены в комиссии.

Кроме того, для предъявления требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, истцам, помимо отчета об определении рыночной стоимости, наряду с другими документами, необходимо представлять положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в типовых требованиях к порядку создания и работы комиссии, как это предусмотрено требованиями статьи 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ» №135-ФЗ от 29.07.1998. Данное требование предусматривает точение представления сведений, не соответствующих действительности, как следствие злоупотребления правообладателями участков, предоставленными им правами.

Методические указания и Технические рекомендации ориентированы на ведение расчетов кадастровой стоимости и на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Статьей 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ» предусмотрены основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, одним из которых является: установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Необходимость установления рыночной стоимости на дату установления его кадастровой стоимости обусловлена возможностью их сопоставления как показателей, действующих на определенный период времени.

Согласно заключению эксперта от <дата> - рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на <дата>может составлять (округлённо) - <данные изъяты> рублей.

Согласно правилам п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд-

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Администрации <адрес>, Федеральному Государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости земельного участка - удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка (общей площадью <данные изъяты> кв.м.) кадастровый номер расположенного по адресу: РО, <адрес> равной рыночной стоимости земельного участка в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд, через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья (подпись)     Гриценко Ю.А.

Решение в окончательной форме изготовлено - 30 июля 2012 года.