Дело № 2-105/ 2012г. - № 2-110/2012г. Поступило в суд «31» мая 2012г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «22» июня 2012 года с. Табуны Табунский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Фроловой Л.В., при секретаре Гиревой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора района в интересах Никель Зинаиды Эмилевны, Антроповой Марии Давыдовны, Петерс Давида Корнеевича, Моор Виталия Густовича, Берш Анатолия Анатольевича, Гынсарь Владимира Ивановича к Управлению социальной защиты населения по Табунскому району Алтайского края о возложении обязанности производить расчёт денежного эквивалента и выплату компенсации 50% расходов на оплату твёрдого топлива, исходя из общей площади жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Табунского района обратился в суд с иском в интересах Никель З.Э., Антроповой М.Д., Петерс Д.К., Моор В.Г., Берш А.А., Гынсарь В.И. к ответчику - Управлению социальной защиты населения по Табунскому району Алтайского края о возложении обязанности производить расчёт денежного эквивалента и выплату компенсации 50% расходов на оплату твёрдого топлива, исходя из общей площади жилого помещения. В обосновании своих требований указал, что была проведена проверка доводов обращения Никель З.Э., Антроповой М.Д., Петерс Д.К., Моор В.Г., Берш А.А., Гынсарь В.И. о неправильном начислении и предоставлении компенсации на оплату твёрдого топлива. Данные лица являются реабилитированными лицами и проживают в жилых домах, для отопления которых ими приобретаются дрова и уголь. Согласно данных Управления социальной защиты населения по Табунскому району компенсация расходов на твёрдое топливо за 2010 год начислена и выплачена заявителям, исходя из социальной нормы площади жилья, что является неверным и противоречит действующему законодательству. В силу требований ст. 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», ст. 6 Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае и Правил определения размера выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, отдельным категориям граждан в Алтайском крае», утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 01.04.2008г., указанная категория граждан имеет право на меры социальной поддержки, денежные эквиваленты по оплате твердого топлива, в том числе его доставки (если это предусмотрено ФЗ или Законами Алтайского края) могут определяться органом социальной защиты населения на основании договоров купли-продажи при приобретении твердого топлива у индивидуальных предпринимателей, исходя из расходов (в пределах норм твердого топлива, установленных органами местного самоуправления для продажи населению). Постановлением администрации Табунского района от 03.02.2006г. «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Табунском районе» норматив: на дрова, достаточного для отопления 1 кв.м. отапливаемой площади жилья установлен в размере 0,052 куб.м. в год; на уголь, достаточного для отопления 1 кв.м. отапливаемой площади жилья, установлен в размере 66,0 кг в год. Финансирование расходов на выплату компенсации осуществляется из краевого бюджета через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа. Согласно п. 5 ст. 15 Жилищного кодекса РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении. По смыслу вышеуказанных норм права размер платы за отопление определяется, исходя из общей площади квартиры, и потому никак не связан с социальной нормой. Просит признать действия Управления социальной защиты населения по Табунскому району по расчёту компенсации расходов на оплату твёрдого топлива Никель З.Э., Антроповой М.Д., Петерс Д.К., Моор В.Г., Берш А.А., Гынсарь В.И. незаконными и обязать производить выплату 50% расходов на отопление, исходя из общей площади жилого помещения - соответственно <данные изъяты> В судебном заседании представитель истцов полностью поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в исковом заявлении, и просил обязать Управления социальной защиты населения по Табунскому району производить Никель З.Э., Антроповой М.Д., Петерс Д.К., Моор В.Г., Берш А.А., Гынсарь В.И. выплату 50% расходов на отопление, исходя из общей площади жилого помещения. Истец Гынсарь В.И. в судебном заседании поддержал заявленное требование в полном объеме, по основаниям, указанным в заявлении. Никель З.Э., Антропова М.Д., Петерс Д.К., Моор В.Г., Берш А.А. в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены, в деле имеется заявление о рассмотрении дела без их участия. Представитель Управления социальной защиты населения по Табунскому району ФИО9 исковые требования не признала, пояснив, что в соответствии с действующим законодательством, меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей, к которым относятся не любые лица, проживающие в одном помещении с реабилитированным. Поэтому меры социальной поддержки по оплате топлива определяются в пределах норм топлива, установленной органами местного самоуправления для продажи населению. При этом учитывается установленная соответствующими органами и утвержденная Методика определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг (Приказ Министерства коммунального хозяйства РФ от 22.11.1993г.), где под нормативами понималась группа показателей, характеризующих необходимый на текущий период минимальный объем потребления жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению, в пределах социальной нормы площади жилья, исходя из количества реабилитированных лиц и членов их семьи, проживающих в одном жилом помещении. Постановлением Правительства РФ от 17.02.1997г. «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг», действовавших до 2005 г., был установлен федеральный стандарт социальной нормы площади жилья, на одиноко проживающего гражданина 33 кв.м., на семью из двух лиц - 42 кв.м., на семью из трех и более лиц - по 18 кв.м. на каждого. Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики», действующий до 01.03.2005г. предусматривал, что оплата жилья и коммунальных услуг производится с применением социальной нормы площади жилья. Данный порядок и практика сохранилась по настоящее время при расчете органами социальной защиты населения компенсации расходов на приобретение твердого топлива в денежной форме. С учетом требований ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчиков. Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что истцы являются реабилитированными гражданами, указанное обстоятельство также подтверждается копиями свидетельств установленной формы. Проживают данные лица в жилых домах, не имеющих центрального отопления, для отопления которых, ими приобретается уголь и дрова. В соответствии со ст. 16 Закона Российской федерации от 18.10.1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъекта Российской федерации. Российская федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путём предоставления бюджетам субъектов Российской федерации субвенций, исходя из фактической численности, в пределах объёмов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год. Законом Алтайского края от 03.12.2004 года 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» (в ред. 31.10.2008г.) установлено, что реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в том числе: 1) компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг); 2) компенсация 50 процентов расходов на оплату топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, - лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Согласно ст. 2 Закона Алтайского края от 27.12.2007 года № 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии со ст. 4 данного Закона, компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в ст. 1 настоящего Закона. Нормативы потребления твёрдого топлива и электроэнергии, используемых на отопление жилья, утверждены постановлением администрации Табунского района от 03.02.2006 года. Так, на дрова, достаточного для отопления 1 кв.м отапливаемой площади жилья установлен норматив в размере 0,052 куб.м в год; на уголь, достаточного для отопления 1 кв.м отапливаемой площади жилья установлен норматив в размере 66,0 кг в год. Исходя из системного анализа вышеизложенных норм, размер компенсации произведён от нормативов потребления коммунальных услуг, но не ограничивается определённым размером площади занимаемого жилого помещения, и тем более, социальной нормой. Ссылки представителя ответчика на ранее действовавшие нормативно-правовые акты и методику подсчета компенсации, суд не принимает во внимание, как не основанную на законе и вытекающую из неверного его толкования. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования истцов об обязании Управления социальной защиты населения по Табунскому району рассчитывать и производить выплату компенсации 50% расходов на оплату твердого топлива, исходя из общей площади жилого помещения являются обоснованными и подлежат удовлетворению. На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования удовлетворить. Признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по Табунскому району по расчёту компенсации расходов на оплату твёрдого топлива Никель Зинаиде Эмилевне, Антроповой Марии Давыдовне, Петерс Давиду Корнеевичу, Моор Виталию Густовичу, Берш Анатолию Анатольевичу, Гынсарь Владимиру Ивановичу, исходя из социальной нормы жилой площади, незаконными. Обязать Управления социальной защиты населения по Табунскому району рассчитывать и производить выплату Никель Зинаиде Эмилевне, Антроповой Марии Давыдовне, Петерс Давиду Корнеевичу, Моор Виталию Густовичу, Берш Анатолию Анатольевичу, Гынсарь Владимиру Ивановичу денежного эквивалента компенсации 50% расходов на отопление, исходя из общей площади жилого помещения, в котором они проживают. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Табунский районный суд в течение месяца со дня вынесения. Судья Табунского районного суда подпись Л.В.Фролова Верно: Судья Л.В.Фролова Секретарь Т.И.Гиревая Решение вступило в законную силу: «______»_____________2012г.