Дело № 2-12/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ с. Табуны
Табунский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Примака В.В.
при секретаре Гиревой Т.И.
с участием прокурора Семёновой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Табунского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «<адрес>» Табунского района Алтайского края и Администрации Табунского района о понуждении к совершению действий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «<адрес>» Табунского района Алтайского края и Администрации Табунского района о понуждении к совершению действий, указав, что в МОУ «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ Государственным инспектором Табунского района по пожарному надзору проведено мероприятие по контролю за соблюдением учреждением в здании школы правил пожарной безопасности. По результатам проверки учреждению было предписано устранить нарушения требований пожарной безопасности а именно: исключить применение горючих материалов для окраски стен, а также ступней и лестничных площадок на путях эвакуации; исключить эксплуатацию светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, установить двери на путях эвакуации открывающиеся по направлению выхода из помещения; наружные пожарные лестницы подвергнуть эксплуатационным испытаниям, установить высоту эвакуационных выходов в свету на менее 1,9 метра в соответствии с п.6.16 СНиП 21-01-97.
В ходе проверки, проведённой ДД.ММ.ГГГГ на предмет выполнения предписания, установлено, что названные нарушения не устранены. Их наличие создаёт угрозу жизни и здоровью обучающихся.
Поскольку собственником имущества учреждения является муниципальное образование Табунский район Алтайского края, оно несёт субсидиарную ответственность по обязательствам МОУ «<адрес>» в лице Администрации Табунского района. В связи с чем, прокурор просил обязать МОУ «<адрес>» устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, возложить на Администрацию Табунского района обязанность профинансировать мероприятия по устранению учреждением нарушений законодательства о пожарной безопасности, установить ответчикам срок для устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.
В судебном заседании помощник прокурора Семёнова С.А. требования поддержала, ссылаясь на доводы искового заявления, и что до настоящего времени нарушения правил пожарной безопасности учреждением не устранены.
Представитель МОУ «<адрес>» ФИО3 (директор учреждения) иск признал частично, пояснив, что поменять двери возможности нет, так как здание школы не стандартное, старое, двери установлены под бетонными несущими балками и что бы их поменять, необходимо заключение специалиста в этой области. При поступлении финансирования, учреждение незамедлительно предпримет меры к устранению нарушений правил пожарной безопасности, в отношении которых прокурором заявлен иск.
Представитель Администрации Табунского района ФИО4 в судебном заседании пояснила, что с исковыми требованиями прокурора района согласна.
Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В ходе судебного разбирательства установлено, что здание, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит МОУ «<адрес>» на праве оперативного управления, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 22 № от ДД.ММ.ГГГГ.
В указанном здании учреждения осуществляется образовательный процесс, в школе обучается 132 учащихся, штат работников состоит из 32 сотрудников.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором по пожарному району проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в МОУ «<адрес>», в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности ( п.60 ППБ 01-03; ППБ 01-03 п.3 НПБ 104-03 п.51 т.2 п.7; п.108 прил. № п.16 ППБ 01-03), в том числе не оборудованы светильники защитными колпаками, не оборудована система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, нет указателей по направлению к пожарному водоёму, высота дверей менее 1,9 метра, а так же иные нарушения. Указанное подтверждается актом № от ДД.ММ.ГГГГ Предписанием № по устранению нарушений требований пожарной безопасности, выданным директору МОУ «<адрес>» был установлен срок устранения нарушений – до ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки, проведённой органами пожарного надзора ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что нарушения требований пожарной безопасности учреждением устранены в полном объёме не были.
В ходе судебного разбирательства установлено, что на день рассмотрения дела в здании школы имеются нарушения требований пожарной безопасности: применение горючих материалов для окраски стен, а также ступней и лестничных площадок на путях эвакуации; эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, не установлены двери на путях эвакуации открывающиеся по направлению выхода из помещения; наружные пожарные лестницы не подвергнуты эксплуатационным испытаниям, высота эвакуационных выходов в свету менее 1,9 метра в соответствии с п.6.16 СНиП 21-01-97. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
В силу ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Ст. 20 указанного Закона предусматривает, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
Нормативное регулирование в области пожарной безопасности – установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Правила пожарной безопасности в Российской федерации (ППБ 01-03), утверждённые приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, устанавливают требования пожарной безопасности, которые обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (п.1 ППБ).
Пункт 3 ППБ 01-03 предусматривает, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утверждёнными в установленном порядке (п.3 ППБ).
Пунктом 6.18(К) СНиП установлено, что двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа. Так же согласно п.52 ППБ 01-03 двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, указанные правила МОУ нарушены, так как двери на путях эвакуации открываются не по направлению выхода из помещения.
В силу п. 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а так же ступней и лестничных площадок на путях эвакуации. В нарушение данных правил учреждением применены горючие материалы на путях эвакуации.
В нарушение п.6.16 СНиП 21-01-97 высота эвакуационных выходов в свету менее 1,9 метра.
Нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, которые установлены в деятельности МОУ «<адрес>», препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределённого круга лиц.
Поскольку судом установлено, что в здании школы имеются вышеназванные нарушения требований пожарной безопасности, которые до настоящего времени не устранены, суд находит исковые требования прокурора о возложении обязанности устранить данные нарушения подлежащими удовлетворению.
Статьёй 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны возлагает на руководителей организаций.
Исходя из положений ч.2 ст. 12 Федерального закона «Об образовании», ст. ст. 48, 120 ГК РФ и п.1.12, 1.20, 1.21 Устава МОУ «<адрес>», учреждение является юридическим лицом, имеет печать, может иметь самостоятельный баланс, и лицевой счёт. Учреждение вправе заключать от своего имени договоры, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести ответственность, быть истцом и ответчиком в суде.
Доказательств тому, что в финансировании было отказано, суду не представлено. В связи с чем, возложение спорной обязанности на учреждение соответствует требованиям закона, иск прокурора подлежит удовлетворению.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что срок для исполнения спорной обязанности надлежит установить до ДД.ММ.ГГГГ. При этом судом приняты к вниманию статус МОУ «<адрес>», специфика организации образовательного процесса, объём подлежащих выполнению работ, плановая их стоимость.
Учитывая результат рассмотрения дела, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика МОУ «<адрес>» надлежит взыскать в доход местного бюджета 200 рублей государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Табунского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «<адрес>» устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании школы, расположенном по адресу: <адрес>, а именно: исключить применение горючих материалов для окраски стен, а также ступней и лестничных площадок на путях эвакуации; исключить эксплуатацию светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, установить двери на путях эвакуации открывающиеся по направлению выхода из помещения; наружные пожарные лестницы подвергнуть эксплуатационным испытаниям, установить высоту эвакуационных выходов в свету на менее 1,9 метра в соответствии с п.6.16 СНиП 21-01-97, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «<адрес>» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Табунский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий: подпись
Верно: Судья Табунского районного суда В.В. Примак
Секретарь с/з Т.И. Гиревая
Решение вступило в законную силу: