Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 марта 2010 г. с. Хучни
Судья Табасаранского районного суда Республики Дагестан Абдуризаев Г.А.
с участием заместителя прокурора Табасаранского района Магомедова Д.Н.,
при секретаре Фейзуллаеве Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Табасаранского района РД в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации СП «Сельсовет Халагский» о признании незаконным бездействия, обязании организовать очистку территории от мусора, сбору и вывозу и др.,
у с т а н о в и л :
прокурор Табасаранского района в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации СП «Сельсовет Халагский» о признании незаконным бездействия, обязании организовать очистку территории от мусора, сбору и вывозу и др.
В судебном заседании заместитель прокурора Табасаранского района Магомедов Д.Н. исковые требования поддержал полностью и пояснил, что проведенной прокуратурой проверкой выявлен ряд нарушений требований природоохранного законодательства и санитарно-эпидемиологического законодательства при сборе, вывозе и размещении бытовых отходов на указанной территории.
Так, в нарушение ч.1 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч.1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ч.2 ст.21 ч.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарных правил и норм СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88 и ГОСТа Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", принятого постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000 N 158-СТ, в СП «с/с Халагский» Табасаранского района в местах массового скопления населения отсутствуют контейнера для сбора отходов. При въезде в село и в самом населенном пункте допускается несанкционированное размещение бытовых отходов. Планово-санитарная очистка территории населенного пункта не налажена, вывоз мусора с территории села не организован. Тем самим на территории поселения не осуществляется надлежащий сбор и вывоз отходов потребления в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Нет соответствующего нормативного акта по отводу земель для размещения и складирования ТБО. Характеристика отходов представляют собой: твёрдые бытовые отходы, строительный мусор, полиэтиленовые бутылки, бой стекла и др.
Вышеуказанное подтверждается актами совместной проверки соответствующих контрольных органов.
Просит суд удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика Лихачев А.Н., глава СП «Сельсовет Халагский», исковые требования признал полностью и пояснил суду, что Администрацией проделана определенная работа по устранению недостатков и наведению порядка на территории администрации сельского поселения. Причиной ненадлежащей организации работы по сбору и вывозу мусора, его размещению и оборудованию полигона является отсутствие финансовых средств, в бюджете муниципального образования. Обещает в ближайшие сроки изыскать средства и устранить выявленные недостатки.
Суд, выслушав пояснения сторон, проверив материалы дела, считает иск прокурора Табасаранского района подлежащим удовлетворению.
Подпунктами 18,19 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.1 ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», подпунктом 18 п.1 ст. 13 Закона РД «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселений и др.
Нормами ст.ст.4,22 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
Пунктом 1.4 СанПиН 42-128-4690-88 от 05.08.1998 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» определено, что организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяется на основании решений органов местного самоуправления.
Таким образом, законодатель установил, что на территории поселения органы местного самоуправления должны организовать очистку территории поселения, сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора.
Ссылка представителя ответчика на отсутствие средств для проведения указанных мероприятий суд считает необоснованным.
Между тем, в соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Для решения указанных вопросов органам местного самоуправления поселения подпунктами 1, 2 и 3 п.1 ст.14, подп.З п.1 и п.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и подпунктами 1,2 и 3 п.1 ст. 13 Закона РД «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» предоставлены соответствующие полномочия: формирование, утверждение и исполнение бюджета; владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом; создание муниципальных предприятий и учреждений, размещение муниципального заказа; установление местных налогов и сборов; принятие решения о привлечении граждан к выполнению социально значимых для поселения вопросов и т.д.
Вследствие нарушения правил обращения с отходами потребления и мусора загрязняется почва, атмосферный воздух, создается угроза загрязнения подземных вод, т.е. ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Согласно ст.З ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 15 Закона РФ «О недрах» и ст.ст.11,20,24 ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения», хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, обязательности проведения проверки проектов и иной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия которых непредсказуемы для окружающей среды, а государственная система лицензирования и разрешения деятельности обеспечивает социальные, экологические и другие интересы населения, проживающие на данной территории, и всех граждан РФ.
Таким образом, бездействием администрации СП «Сельсовет Халагский» Табасаранского района, нарушаются предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и принятыми в ее исполнение законами права неограниченного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни и здоровья, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно статье 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Как следует из ст.80 ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность, осуществляемая с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды, подлежит приостановлению или прекращению по решению суда.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
По характеру данный иск касается вопросов прекращения экологически вредной деятельности на территории муниципального образования за совершение экологических правонарушений, нарушающих права неопределенного круга лиц и не связан с экономической деятельностью.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан являются нематериальными благами.
Спор возник из экологических правоотношений в связи с обращением прокурора в суд в защиту права неопределенного круга лиц на жизнь, благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением.
Неопределенный круг лиц включает в себя физических лиц, количество которых установить невозможно. Эти лица не являются участниками предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые заявления по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
иск прокурора Табасаранского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации СП «Сельсовет Халагский» Табасаранского района, которое заключается в отсутствии надлежащей организации санитарной очистки территории от мусора, сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора в границах поселения.
Обязать администрацию СП «Сельсовет Халагский» Табасаранского района организовать санитарную очистку территории от мусора, сбору и вывозу бытовых отходов и мусора в границах поселения в соответствии с действующим законодательством:
-организовать уборку территории СП «Сельсовет Халагский» Табасаранского района от твердых бытовых отходов и мусора и обеспечить сбор и их вывоз.
-в двухмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда разработать порядок сбора и вывоза отходов потребления и мусора с территории СП «Сельсовет Халагский» Табасаранского района;
-в шестимесячный срок с момента вступления в силу решения суда организовать оборудованный полигон для временного размещения отходов потребления и мусора в соответствии с СанПиН 2.1.7.1038-01" и СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003г.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение 10 дней.
Решение изготовлено и отпечатано в совещательной комнате.
Судья Г. Абдуризаев.