о понуждении выделения денежных средств для приобретения жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 02 » февраля 2011 года                                                                                                                г. Сызрань                                                                                                                    

Сызранский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Бабкина С.В.,

при секретаре Кочергиной Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** по иску Прокурора г. Сызрани в интересах Серякиной О.В., *** г.р., к Администрации г.о. Сызрань о понуждении выделения денежных средств для приобретения жилого помещения,

Установил :

Прокурор г. Сызрани обратился в суд с иском в интересах Серякиной Ольги Вадимовны, *** г.р., к Администрации г.о. Сызрань о понуждении выделения денежных средств для приобретения Серякиной О.В., *** г.р., отвечающим санитарным и техническим требованиям жилого помещения не ниже установленных социальных норм (предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения), ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что Серякина О.В., *** г.р., относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Серякиной О.В. *** г.р., - *** умерла ***, а отец Маслин В.Н. решением Сызранского городского суда от *** лишен родительских прав. Серякина О.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и в настоящее время имеет право на внеочередное и незамедлительное обеспечение со стороны Администрации г.о. Сызрань жилым помещением по договору социального найма не ниже социальных норм, установленных ст.5 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. № 87-ГД (в редакции от 09.02.2010 г. № 14-ГД), однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, чем нарушено её право на жилище, гарантированное Конституцией РФ.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора г. Сызрани Антонова В.М. заявление поддержала, привела доводы, изложенные в исковом заявлении.

Истец Серякина О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что она в настоящее время нигде не учится и не работает, жилья своего у нее нет, стоит в очереди на получение жилья, согласна на получение социальной выплаты за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Самарской области, на приобретение жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже установленных социальных норм.

Представитель ответчика Администрации г.о. Сызрань по доверенности Фаллер И.Н. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 8 вышеназванного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 5 Закона Самарской области от 07.07.2005 г. № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области. Предусмотренная вышеназванная мера по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам и поэтому Администрация городского округа Сызрань считает себя ненадлежащим ответчиком.

Представитель третьего лица Правительства Самарской области, Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области по доверенности Мавлютова Р.И. в судебное заседание не явилась, предоставив заявление о рассмотрении дела без ее участия и письменные возражения, из которых следует, что исковые требования не признала, полагает их необоснованными по тем основаниям, что в соответствии с абзацами 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон) дополнительные гарантии прав детей-сирот, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 5 Закона Самарской области от 07.07.2005 № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области. Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 г. № 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок), согласно которому учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан. Согласно части 1 статьи 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Согласно пункту 1.3 Положения о министерстве экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 г. № 83, финансирование деятельности министерства осуществляется за счет областного бюджета. Законом Самарской области от 30.11.2009 № 125-ГД «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в 2010 году предусмотрено 440 128 000,00 рублей. Средства распределены между муниципальными образованиями в соответствии с методикой расчета субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, утвержденной Законом № 115-ГД. В 2001 году городскому округу Сызрань предусмотрено 6 086 000,00 рублей. Требования Закона № 115-ГД ответчиком соблюдены в полном объеме. Однако денежных средств не достаточно, для того чтобы органы местного самоуправления имели возможность полностью и единовременно обеспечить жильем всех детей-сирот стоящих на учете на получение жилья.

Представитель третьего лица Управления по вопросам семьи, материнства и детства Администрации г.о. Сызрань по доверенности Ветлугина Т.В. в судебном заседании исковые требования оставила на усмотрение суда, пояснив, что Серякина О.В. принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи 1 человек, жильем не обеспечена, стоит в списке очередников под № 59, перед ней в очереди на получение жилья стоят еще 58 человека и тоже относятся к категории «дети-сироты».

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что мать Серякиной О.В. *** г.р., - *** умерла ***, а отец Маслин В.Н. решением Сызранского городского суда от *** лишен родительских прав. Серякина О.В., *** г.р., признана лицом, оставшимся без попечения родителей. Согласно копии диплома ***8 в 2008 году окончила ГОУ СПО «Сызранский политехнический колледж» по специальности Экономика и бухгалтерский учет, бухгалтер с углубленной подготовкой «Аудит». *** Серякина О.В. обратилась в Администрацию г. о. Сызрани с заявлением о постановке ее на очередь на внеочередное получение жилья, т.к. является сиротой. Закрепленного жилого помещения за Серякиной О.В. не имеется, зарегистрирована по адресу : ***. По сведениям ГУП ЦТИ Сызранского филиала и УФРС по *** Серякина (до брака Масалина) О.В. по состоянию на *** и на *** в реестре собственников недвижимого имущества не значится.

Согласно выписки из Постановления Администрации г.о. Сызрани *** от *** Серякина О.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как имеющая статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющая закрепленного за ней жилого помещения и имеющая право на внеочередное получение жилья.

Указанные обстоятельства подтверждаются копией свидетельства о рождении серии V-ЕР ***, выданным *** отделом ЗАГС ***, копией решения Сызранского городского суда от ***, копией диплома ***8 на имя Серякина О.В., копией заявления Серякиной О.В. в Администрацию г.о. Сызрань от ***, копией справки Управления по вопросам семьи, материнства и детства Администрации г.о. Сызрань от ***, копией справки ГУП ЦТИ Сызранского филиала от ***, копией Постановления Администрации г.о. Сызрань *** от ***

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей это лица в возрасте 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения: по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессиональной) образования, либо по окончании службы в рядах: Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.06 года № 87-ГД (в редакции от 09.02.2010 г. № 14-ГД) для указанной категории граждан - лиц из числа детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, норма предоставления жилой площади составляет 33 квадратных метра общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жилья.

В силу Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.

Согласно абз. 2 4.1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.

В силу п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 85 Бюджетного Кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.

Таким образом, федеральным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы государственной власти субъектов РФ, за счет средств их бюджетов.

Частью 3 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 27-ГД " Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленных ст. 5 настоящего Закона.

При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области гражданам. .. в соответствии с их письменного заявления может предоставляться социальная выплата. Порядок предоставления жилых помещений и социальных выплат гражданам... определяется Правительством Самарской области.

Согласно ст. 5 Закона Самарской области от 05.07.2005 г. № 152-ГД " Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ним жилого помещения, но окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.

Согласно п. 1.2, 3.1, 3.3, 5.3 Постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 г. № 421 "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области".

При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области детям-сиротам, на строительство или приобретение жилого помещения. Формирование списков детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется до 1 февраля органами местного самоуправления по месту жительства, исходя из даты обращения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет.

Органы местного самоуправления не позднее 15 февраля предоставляют в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом.

Судом также установлено, что в соответствии с приложением № 8 к Закону Самарской области «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2112 годов» распределены субвенции на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, городскому округу Сызрань на 2011 год выделено 6 086 000 рублей. Уполномоченным органом, осуществляющим формирование списков и организацию обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определено Управление по вопросам семьи, материнства и детства Администрации городского округа Сызрань. В соответствии со списком детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения и имеющих право на внеочередное получение жилья, на 2011 год, утвержденных Постановлением Администрации г.о. Сызрань *** от ***, Серякина О.В., *** г.р., имеет порядковый номер 59.

Таким образом, Серякина О.В., *** г.р., в настоящее время имеет право на внеочередное и незамедлительное обеспечение со стороны Администрации городского округа Сызрань жилым помещением по договору социального найма не ниже социальных норм установленных ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.06 года № 87-ГД (в редакции от 09.02.2010 г. № 14-ГД), однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, что нарушает её право на жилище, гарантированное Конституцией РФ.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать Администрацию г.о. Сызрань предоставить Серякиной О.В., *** г.р., социальную выплату за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Самарской области, после их выделения, на приобретение жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже установленных социальных норм.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Прокурора города Сызрани в интересах Серякиной О.В., *** г.р., удовлетворить.

Обязать Администрацию г.о. Сызрань предоставить Серякиной О.В., *** г.р., социальную выплату за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Самарской области, на приобретение жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже установленных социальных норм.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 10 дней.

Судья :                                                                                                                 Бабкин С.В.

Мотивированное решение составлено ***.

Судья :                                                                                                                 Бабкин С.В.