о признании права собственности на земельный участок



Решение

Именем Российской Федерации

           31 января 2011 года                                                    город Сызрань

Сызранский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Сапего О.В.

при секретаре судебного заседания Ратниковой Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** по иску Окунева Н.А. к Марченко В.М. и Железниковой О.Г. о признании права собственности на земельный участок и размещенный на нем жилой дом в порядке наследования по закону, признании недействительными свидетельств о государственной регистрации права собственности на земельный участок и жилой дом,

У с т а н о в и л :

Истец Окунев Н.А. обратился в суд к ответчикам с требованиями о признании за ним права собственности на земельный участок и размещенный на нем жилой дом по адресу: ***, в порядке наследования по закону после умершей *** А***, признании недействительными свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок и жилой дом. В обоснование требований указал, что жилой дом, расположенный по адресу: *** принадлежал на праве собственности А***, которая доводилась истцу двоюродной сестрой. А*** умерла ***, после ее смерти единственным наследником по закону является он - Окунев Н.А.. Наследственное дело после смерти А*** не заводилось. Наследников первой очереди после смерти А*** нет, истец является единственным наследником, поскольку его отец О*** - дядя наследодателя А*** умер ***.

После того, как истцу стало известно о денежных вкладах А***., он узнал о существовании недвижимого имущества: жилого дома и земельного участка по адресу: ***, принадлежащего двоюродной сестре А*** Из ответа на запрос в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по объекту права, истцу стало известно, что жилой дом, расположенный по адресу: ***, в настоящее время принадлежит на праве общей долевой собственности Марченко В.М. и Железниковой О.Г.. По каким основаниям они стали собственниками имущества, которое принадлежало А*** до момента ее смерти истцу, неизвестно.

*** истец частично принял наследство своей двоюродной сестры -решением Сызранского городского суда ***, вступившим в законную силу ***, был восстановлен срок для принятия наследства, он был признан принявшим наследство после смерти А***, за ним было признано право собственности на денежные вклады с причитающимися по вкладам компенсациями в порядке наследования по закону после смерти *** А***.

Согласно адресной справки Отдела адресно-справочной работы УФМС России по Самарской области от *** А***, *** года рождения, была зарегистрирована по адресу:г.Сызрань, ***, снята с регистрационного учета по месту жительства в связи со смертью.

На основании сведений с Сызранского филиала ГУП *** «Центр технической инвентаризации» от *** известно, что жилой дом по адресу: *** числится по данным на *** за А***

В суде представитель истца Тимаева Р.А. иск поддержала, сославшись на изложенные выше доводы.

Ответчица Марченко В.М. и ее представитель Сидоров Ю.Е. исковые требования не признали и пояснили, что право собственности на 1\2 доли земельного участка и жилого дома приобрела в установленном законом порядке - в порядке наследования после смерти Т***, с которым в период с *** по *** находилась в браке и после его смерти обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства на 1\2 долю земельного участка с 1\2долей жилого дома расположенного по адресу: ***. Т*** являлся собственником земельного участка и жилого дома на основании решений Сызранского городского суда от *** по гражданскому делу *** и от *** по гражданскому делу ***.

Также Марченко В.М. пояснила, что с А*** были подругами, дружили семьями. Ко дню смерти А*** она была уже вдовой, в связи с чем вскоре после смерти А*** стала проживать с Т***, а затем *** брак с ним был зарегистрирован в ЗАГСе.

При своей жизни А*** просила вызвать ей домой нотариуса, хотела составить завещание в отношении Т***, поскольку близких родственников у нее не было, а с дальними родственниками она не поддерживала отношений. В отношении Окунев Н.А. она говорила « Окунев К. меня за родню не считает».

Похороны А*** были организованы ею, Т*** и его тетками. Окунев Н.А. присутствовал на ее похоронах, но в отношении ее имущества ( в том числе дома) никакого разговора не велось. Дом был приобретен А*** совместно с Т***, и достроен ими совместно, поэтому и предполагалась, что дом останется Т***.

Кроме Окунева Н.А. у А*** имеются еще и другие родственники:

- Е*** - двоюродная сестра по отцу,

- сестра Е*** - Т.Д. - двоюродная сестра по отцу,

- А*** - двоюродный брат по отцу,

- еще две сестры по линии матери Н*** и Л***, проживают в ***.

Также пояснила, что в течении 10 лет после смерти А***, Окунев Н.А. ни одного раза не приезжал, не интересовался домом. О смерти Т*** ему не сообщили, поскольку не имели его телефона.

Ответчица Железникова О.Г. против иска возражала и пояснила, что добросовестным собственником 1\2 доли земельного участка и жилого дома она является в силу договора купли-продажи от ***, заключенного с Т***, который, в свою очередь, приобрел право собственности в порядке наследования после смерти отца Т***

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что А*** на момент своей смерти *** являлась собственницей недостроенного жилого ***, что подтверждается сведениями ГУП ЦТИ. Право собственности на достроенный жилой дом ею зарегистрировано не было.

Наследственное дело после смерти А*** не заводилось, что подтверждается сведениями нотариуса С***

Также судом установлено, что истец Окунев Н.А. доводится умершей А*** двоюродным братом : его отец О***, умерший ***, являлся дядей А***

Вместе с тем, судом установлено, что на момент открытия наследства - день смерти А*** - ***, и в период принятия наследства ( в течении шести месяцев с момента смерти, то есть с *** до ***) действовал Гражданский кодекс РСФСР, утвержденный ВС РСФСР ***), и в статье 532 ГК РСФСР ( действовавшей с *** по ***) в качестве наследников по закону не были указаны «двоюродные братья наследодателя». Такая категория наследников, как «дети братьев и сестер родителей наследодателя ( двоюродные братья и сестры наследодателя) стала значится в ГК РСФСР с *** вследствие принятия ФЗ от *** № 51-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 532 ГК РСФСР» ( принят ГД ФС РФ ***).

С учетом изложенной нормы закона, истец Окунев Н.А. на момент смерти наследодателя А*** и в 6-тимесячный период принятия наследства не входил в круг наследников по закону.

Более того, истец Окунев Н.А. знал об открытии наследства в виде жилого дома, однако никаких действий, предусмотренных законом, для принятия наследства не предпринял.

Кроме того, судом установлено, что право собственности на спорный жилой *** в *** в судебном порядке признано за Т***, что подтверждается решением Сызранского городского суда от ***, вступившим в законную силу ***, по гражданскому делу ***.

Право собственности на земельный участок по названному адресу за Т*** признано решением мирового судьи судебного участка *** *** от ***, вступившего в законного силу ***, по гражданскому делу ***.

При этом в силу ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные решения являются обязательными к исполнению и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Право собственности Т*** на земельный участок и жилой дом приобретено в разрешенном законом порядке - судебном порядке, никем не оспорено.

В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В силу названной нормы закона, после смерти *** Т***, право собственности на спорный жилой дом и земельный участок было приобретено его наследниками в установленном законом порядке - супруге Марченко В.М. и сыну Т*** *** нотариусом *** *** были выданы свидетельства о праве на наследство. А *** Т*** продал принадлежащую ему 1\2 долю земельного участка и жилого дома ответчице Железниковой О.Г.

При таких обстоятельствах, суд считает, что оснований к признанию права собственности на спорный земельный участок и жилой дом за истцом, не имеется. И как следствие, не имеется оснований для признания недействительными свидетельств о государственной регистрации права собственности на земельный участок и жилой дом, выданные на имя ответчиков Марченко В.М. и Железниковой О.Г.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования А*** к Марченко В.М. и Железниковой О.Г. о признании права собственности на земельный участок и размещенный на нем жилой дом по адресу: ***, в порядке наследования по закону после умершей *** А***, признании недействительными свидетельств о государственной регистрации права собственности на земельный участок и жилой дом, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 10 дней.

Судья:                                                                          Сапего О.В.