об оспаривании решения УПФ РФ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

гор. Сызрань                                                                                               9 февраля 2011 года

Сызранский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Кислянниковой Т.П.

при секретаре Зиборовой М.С.                              

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** по иску Беллиной Н.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в гор. Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области о назначении досрочной пенсии,

У с т а н о в и л:

*** истица обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в гор. Сызрани с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей. В назначении пенсии ей было отказано решением УПФ от *** по причине отсутствия требуемой 25-летней педагогической деятельности в учреждениях для детей. В специальный педагогический стаж ей не были включены следующие периоды работы: период отпуска по уходу за ребенком *** года рождения свыше полутора лет с *** по ***, - период работы с *** по *** в должности учителя физики в средней общеобразовательной школе ***. Истица обратилась в суд с иском о включении вышеуказанных периодов работы в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, ссылаясь на то, что в указанные периоды она выполняла педагогические обязанности, кроме того, согласно ч.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до его введения только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом, при таких обстоятельствах период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не препятствует зачислению в стаж работы указанных выше периодов. Период работы в должности учителя физики в средней общеобразовательной школе *** с *** по *** она работала, получала заработную плату, с которой производились отчисления в пенсионный фонд, сведения индивидуального персонифицированного учета поступили в УПФ РФ.

В судебном заседании истица исковые требования поддержала, привела доводы, изложенные выше и в исковом заявлении.

Представитель УПФ РФ в гор. Сызрани, и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области (далее УПФ) по доверенности - Щербаков С.А. иск не признал, сослался на доводы, изложенные в Протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных пав граждан от ***.

Проверив дело, заслушав объяснения сторон, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Беллина Н.А. *** обратилась в УПФ с заявлением о сохранении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.

В силу п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» для сохранения права на досрочное назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью требуется не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Решением УПФ от *** истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемой 25-летней педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Периоды работы истицы с *** по *** - нахождение в отпуске по уходу за ребенком *** года рождения свыше полутора лет, период работы с *** по *** в должности учителя физики в средней общеобразовательной школе *** не засчитаны УПФ в стаж на соответствующих видах работ, т.к. не предусмотрены Разъяснением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от ***, Разъяснением Минтруда России от *** *** и Постановлением *** от ***, период работы с *** т.к. факт работы и особые условия труда не подтверждены сведениями индивидуального персонифицированного учета.

Судом установлено, что истица с *** по *** работала в должности учителя математики и физики в Красновишерской средней школе ***, в период с *** по *** находилась в отпуске по уходу за ребенком *** года рождения свыше полутора лет.

Указанные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки истицы, справкой с места работы.

Учитывая, что статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ, по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком свыше полутора лет подлежит включению в специальный педагогический стаж при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в российской Федерации», утверждены постановлением Правительства РФ от *** ***. Согласно п.4 названного постановления в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В соответствии с п.5 этого же постановления в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию и период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных отпусков, включая дополнительные.

Вместе с тем, согласно ст. 167 КЗоТ РСФСР (в редакции 1971 года, действовавшей до ***) женщине по ее заявлению предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста полутора лет. Дополнительный отпуск засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Пункт 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от *** *** «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, предусматривал, что с *** повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж работы по специальности.

Законом РФ от *** *** «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» внесено изменение в ст. 167 КЗоТ РСФСР, которое исключает возможность зачета в льготный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Согласно ч.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

В силу вышеназванных норм Конституции РФ период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком *** г.р. свыше полутора лет с *** по *** подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

На момент нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком свыше полутора лет действовал закон, предусматривающий возможность зачета в общий и непрерывный стаж работы по специальности периода отпуска по уходу за ребенком свыше полутора лет.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости включения в стаж работы истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком и после достижения им возраста полутора лет с *** по ***, предоставленного до ***, поскольку до этого времени никаких ограничений по включению указанного периода в специальный стаж для назначения пенсии независимо от ее вида установлено не было.

Ссылку представителя ответчика на Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от *** ***, которыми якобы не предусмотрено включение в специальный стаж исчисления пенсии на льготных условиях периода нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком, суд считает необоснованной, т.к. это положение Правил не соответствует требованиям ст.4 ГК РФ и Конституции РФ.

Судом установлено, что истица с *** и по настоящее время работает в должности учителя физики в средней общеобразовательной школе ***. УПФ РФ не включил истице в специальный педагогический стаж работы период работы истицы с *** по *** поскольку факт работы и особые условия труда не подтверждены сведениями индивидуального персонифицированного учета.

Согласно сведениям представленным истицей сведения индивидуального персонифицированного учета о работе за 2010 год представлены в УПФ РФ *** и ***.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать УФП РФ засчитать истице в специальный педагогический стаж период работы истицы с *** по *** в должности учителя физики в средней общеобразовательной школе ***.

Таким образом, суд считает, что, исключив из специального педагогического стажа период работы истицы с *** по ***, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком *** года рождения свыше полутора лет - с *** по *** УПФ нарушило право Беллиной Н.А. на получение досрочной пенсии за выслугу лет.

Поскольку с учетом включения в специальный педагогический стаж работы вышеназванных периодов, истица на момент обращения в УПФ имела стаж работы 25 лет педагогической деятельности, то ответчика следует обязать назначить истице пенсию досрочно с момента первичного обращения - с ***.

      На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Беллиной Н.А. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в гор. Сызрани, и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области засчитать Беллиной Н.А. в специальный педагогический стаж для назначения пенсии досрочно периоды работы:

- период отпуска по уходу за ребенком *** года рождения свыше полутора лет с *** по ***,

- период работы с *** по *** в должности учителя физики в средней общеобразовательной школе ***.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в гор. Сызрани, и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области назначить Беллиной Н.А. пенсию досрочно с ***.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 10 дней.


          Судья:                                                                               Кислянникова Т.П.