Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
29 марта 2011 года г.Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
Председательствующего судьи Сапего О.В.
при секретаре судебного заседания Ратниковой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** по иску Степанова Д.Н. к Территориальному управлению Росимущества по Самарской области, ФБУ *** ГУФСИН России по ***, Степанов Н.Е., Степановой Л.М. о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в Сызранский городской суд с требованиями о признании за ним права собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***, в порядке приватизации. В обоснование требований указал, что в соответствии с договором социального найма жилого помещения от *** *** между его отцом - Степанов Н.Е. и ФБУ ИЗ – *** ГУФСИН России по ***, Степанов Н.Е. является нанимателем квартиры, расположенной по адресу: ***.
Данная квартира была предоставлена его семье: отцу Степанову Н.Е. и матери Степановой Л.М. и ему, на основании ордера на служебное жилое помещение, выданного *** исполнительным комитетом Совета народных депутатов ***.
Вышеназванный ордер выдан на основании Постановления Администрации *** от *** ***, принятого, в свою очередь, на основании Протокола заседания жилищно-бытовой комиссии Учреждения *** (в настоящее время – ФБУ ИЗ – *** ГУФСИН России по ***) от *** ***.
В ходе заседания ЖБК Учреждения ИЗ-*** *** был рассмотрен вопрос о распределении квартиры, расположенной по адресу: ***, между лицами, стоящими в очереди на получение жилой площади в Учреждении ИЗ-*** ГУИН Минюста России по *** и по итогам рассмотрения было принято решение о распределении вышеназванной квартиры, Степанову Н.Е.. Хотя в соответствии с ответом ФБУ ИЗ – *** ГУФСИН России по *** от *** сведения о принадлежности вышеназванной квартиры к жилым помещениям специализированного жилищного фонда отсутствуют.
Вышеназванная квартира является собственностью Российской Федерации и находится в оперативном управлении ФБУ ИЗ – *** ГУФСИН России по ***, являющегося наймодателем по договору социального найма жилого помещения от *** ***.
Квартира состоит из двух жилых комнат, являющихся изолированными. Квартира имеет общую площадь 48,1 кв. метров.
В данной квартире по-прежнему проживают истец и его родители, которыми совместно было принято решение о приватизации занимаемой по договору социального найма квартиры с передачей ее в собственность истца. Родители не возражают против приватизации данной квартиры и отказываются от участия в приватизации в его пользу (заявление от *** на имя руководителя ТУ Росимущества по ***).
*** истец обратился к руководителю ТУ Росимущества по *** с заявлением о передаче вышеназванной квартиры в собственность в порядке приватизации в соответствии с Законом РФ от *** *** «О приватизации жилищного фонда в РФ».
В соответствии с уведомлением о получении данного заявления, отправленного мною *** заказным письмом, в ТУ Росимущества по ***, вышеназванное заявление получено ***.
В установленный 2-хмесячный срок заявление рассмотрено не было, ответа на обращение не последовало, в связи с чем истец считает, что бездействие ответчика нарушает его право на приватизацию жилого помещения в соответствии с Законом РФ от *** *** «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», что повлекло обращение в суд. При этом, свое право на приватизацию жилого помещения истец ранее не использовал и имеет все основания на приобретение квартиры в собственность в порядке приватизации.
Таким образом, имея право на приватизацию, истец не может его реализовать вследствие бездействия государственных органов, что и повлекло обращение в суд.
В суде истец Степанов Д.Н. исковые требования поддержал, сославшись на изложенные выше доводы.
Ответчик – представитель Территориального управления Росимущества по Самарской области в суд не явился, о дате слушания дела уведомлен, причин неявки суду не сообщил, в связи с чем суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Представитель ФБУ *** ГУФСИН России по ***, Шинкаренко С.В. против иска возражала, и пояснила, что в соответствии с договором от *** между управлением капитального строительства администрации *** и *** УИН УВД ***, расположенная по адресу: ***, передана для заселения УИН УВД ***, в счет долевого участия в строительстве жилого дома, в собственность, в соответствии с постановлением администрации *** от *** *** о распределении указанной квартиры «в соответствии с заключенными договорами и перечисленными финансовыми средствами».
В последующем в соответствии с договором на участие в долевом строительстве *** от *** между УКС администрации *** и Следственным изолятором *** УИН УВД ***, последний был принят для участия в долевом строительстве жилья - ***.
Спорная квартира Постановлением администрации *** от *** *** распределена «в соответствии с перечисленными финансовыми средствами УИН Следственному изолятору *** УВД ***» согласно договору ***/ю от *** (при этом были отменены абзацы 1, 2 в п. 1 приложения к Постановлению администрации *** *** от *** «О распределении квартир в жилом ***» - «выделение администрации города двухкомнатных квартир *** и *** в ***», с отменой Постановления о придании данной квартире, изначально предназначавшейся администрации ***, статуса служебного жилого помещения).
Таким образом, спорная квартира администрацией г. Сызрань была передана УИН Следственному изолятору *** УВД *** не как служебная для заселения, а в собственность (с отменой предыдущего решения администрации *** о придании ей статуса служебного жилого помещения).
Также в соответствии со статьей 101 ЖК РСФСР, действовавшего на тот период, жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов (но Постановление о придании квартире статуса служебного жилого помещения отменено Главой администрации *** вместе с Постановлением о распределении данной квартиры администрации г. Сызрань).
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от *** ***, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости. Тогда как такая информация по спорной квартире отсутствует.
Выдача администрацией г. Сызрань служебного ордера *** на спорное жилое помещение произошла на основании выписки из Протокола заседания жилищно-бытовой комиссии Учреждения *** от *** ***. В данной выписке речь идет о служебной квартире, но в самом Протоколе заседания информация об отнесении спорной квартиры к специализированному жилищному фонду либо иное упоминание о ее служебности отсутствует, как отсутствуют любые сведения о служебности спорной квартиры в материалах жилищно-бытовой комиссии ФБУ *** ГУФСИН России по ***.
В связи с чем, со Степановыми был заключен договор социального найма жилого помещения (не служебного), а также дан ответ от *** Степанову Д.Н. об отсутствии сведений о принадлежности данной квартиры к специализированному жилищному фонду.
В соответствии с актом приема-передачи от *** муниципальное учреждение «Управление капитального строительства» *** передало Учреждению исполнения наказания Следственному изолятору *** УВД *** (со *** Следственный изолятор Главного Управления исполнения наказания Министерства Юстиции РФ *** Учреждение ***) согласно Постановлению Главы администрации *** от *** *** указанную в договоре ***-ю от *** квартиру.
В акте также содержится информация о возникновении на основании этого акта права собственности Следственного изолятора Главного Управления исполнения наказания Министерства Юстиции РФ *** Учреждение *** на квартиру, а также о выполнении обязательств по указанному выше договору *** от *** в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ от *** № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 ФЗ от *** № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация возникшего до введения в действие данного Закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие указанного Закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие данного Закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Таким образом, на основании вышеизложенного, полагает, что в соответствии с договором от *** между управлением капитального строительства Администрации *** и *** УИН УВД *** право собственности на спорную квартиру возникло до момента вступления в силу Федерального закона от *** № 122-ФЗ ((дающего возможность не регистрировать соответствующее право на объект недвижимости) (что и объясняет отсутствие до сих пор регистрации права оперативного управления ФБУ ИЗ – *** ГУФСИН России по *** на спорную квартиру)).
Полномочия собственника в отношении спорной квартиры осуществляет ФСИН России в соответствии с п. 7 Указа Президента Российской Федерации от *** *** «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».
В соответствии с договором *** от *** о передаче учреждению, исполняющему наказания, федерального имущества в оперативное управление спорная квартира (инвентарная карточка учета основных средств ***) находится на балансе ФБУ ИЗ – *** ГУФСИН России по *** (что подтверждается ответами ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по *** от *** *** и от *** *** о том, что согласно сведениям территориальной государственной базы данных федерального имущества, которая велась ранее в соответствии с Положением об учете федерального имущества и ведения реестра федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от *** ***, утратившим силу в соответствии с п. 10 Постановления Правительства РФ «О совершенствовании учета федерального имущества» от *** ***, объект недвижимого имущества – ***, расположенная по адресу: ***, состоял в реестре федерального имущества, находился у ФБУ ИЗ – *** ГУФСИН России по *** на основании договора с ГУИН Минюста России *** от ***. Но, в настоящее время данная квартира в реестре федерального имущества не числится.
Таким образом, сведения о спорной квартире в реестре федеральной собственности до момента вступления в силу нового Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации «О совершенствовании учета федерального имущества» от *** *** (далее также – Положение), были.
В 9-месячный срок с даты утверждения Положения в отношении федерального имущества, принадлежащего на дату утверждения Положения, правообладатель на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или в силу закона, должен был представить в соответствующий территориальный орган документы, указанные в п. 14 Положения, в том числе копии документов, подтверждающих приобретение правообладателем объекта учета и возникновение соответствующего вещного права на объект учета (в том числе свидетельство о регистрации соответствующего права, которая у ФБУ ИЗ – *** ГУФСИН России по *** отсутствовала (что, в свою очередь, позволял Федеральный закон от *** № 122-ФЗ).
Соответственно, сведения о спорной квартире из реестра федеральной собственности в 2007 г. были исключены.
Все вышеизложенное, в свою очередь, подтверждает нахождение спорной квартиры на балансе ФБУ *** ГУФСИН России по *** по настоящее время, так как сделок со спорной квартирой учреждение осуществить не могло, - в соответствии с п. 1 ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» выписки из реестров федеральной, государственной и муниципальной собственности рассматриваются в качестве документов, подтверждающих наличие прав в отношении недвижимого имущества. Выписка необходима для заключения сделок с объектом недвижимости. Т.е спорная квартира продолжает находится на балансе учреждения (без оформления права оперативного управления).
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от *** *** «Об учреждения и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» «имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач… Имущество учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, территориальных органов уголовно-исполнительной системы, а также предприятий, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений закрепляется за ними на праве полного хозяйственного ведения либо передается им в оперативное управление федеральным органом уголовно-исполнительной системы.».
ФБУ ИЗ – *** ГУФСИН России по *** (далее также – Учреждение) в соответствии с п. 5.1. Положения о федеральном государственном учреждении «Следственный изолятор *** Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по ***», утвержденного приказом Федеральной службы исполнения наказаний от *** *** (с изменениями, внесенными приказом ФСИН России от *** ***), «владеет, пользуется и распоряжается имуществом (находящимся на его балансе), закрепленным на праве оперативного управления, в соответствии с назначением имущества, уставными целями деятельности, законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Приложением *** «Перечень объектов недвижимости» к договору *** от *** о передаче федеральному бюджетному учреждению уголовно-исполнительной системы федерального имущества в оперативное управление в оперативном управлении ФБУ ИЗ – *** ГУФСИН России по *** находится спорная квартира.
Таким образом, рассматриваемая квартира является собственностью Российской Федерации и находится в оперативном управлении ФБУ ИЗ – *** ГУФСИН России по *** в соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от *** *** «Об учреждения и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», с Договором о передаче федеральному бюджетному учреждению уголовно-исполнительной системы федерального имущества в оперативное управление от *** *** (в соответствии с ответом Комитета имущественных отношений Администрации г.о. Сызрань от *** *** спорная квартира в реестре муниципальной собственности не числится.
Ответчики Степанов Н.Е. и Степанова Л.М. иск признали и пояснили, что отказываются от участия в приватизации жилья в пользу сына – истца по делу.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно статье 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от *** *** «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что истец Степанов Д.Н. с родителями Степановыми Н.Е. и Л.М. зарегистрированы и проживают в квартире, расположенной по адресу: ***, с 2000 года. Данная квартира была предоставлена отцу истца Степанову Н.Е., как сотруднику учреждения ИЗ-*** на основании ордера *** от ***.
Названная квартира является собственностью Российской Федерации и находится в оперативном управлении ФБУ *** ГУФСИН России по ***, при этом ответчиками не представлено доказательств того, что спорная квартира до настоящего времени имеет статус «служебной», поскольку после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости. Таких доказательств ответчикам и не представлено. Спорная квартира не числится ни в реестре муниципальной собственности, ни в реестре федерального имущества, однако находится в управлении у ФБУ ИЗ-*** ГУФСИН России по ***.
*** между Степановым Н.Е. и ФБУ ИЗ-*** ГУФСИН России по *** был заключен договор найма *** на названную квартиру.
В процессе подготовки пакета документов для приватизации данной квартиры истец обратился в адрес ответчиков с просьбой передать данную квартиру в порядке приватизации в собственность, от передачи которой ответчики уклоняются.
Вместе с тем, в силу ст.6 и 8 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд в двухмесячный срок со дня подачи документов.
Таким образом, для реализации права истца на приватизацию указанного жилого помещения имеется препятствие в виде бездействия ответчиков, и истец, имея право на приватизацию, не может реализовать в силу не зависящих от него причин.
Также судом установлено, что родители истца Степановы Н.Е. и Л.М., отказались от участия в приватизации отказалась, а сам истец свое право на бесплатную приватизацию ранее не использовал, что подтверждается соответствующими справками, выданными ГУП «Центр технической инвентаризации» ***, Сызранского отдела РОСРЕЕСРа, сведения по прежнему его месту жительства.
При таких обстоятельства иск подлежит удовлетворению и за истцом следует признать право собственности на квартиру в порядке приватизации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Степановым Д.Н. право собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***, в порядке приватизации.
Решение подлежит регистрации в отделе «Сызранский» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР) Самарской области Министерства экономического развития РФ.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 10 дней.
Судья: