РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июля 2011 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Сапего О.В.
при секретаре судебного заседания Ратниковой Т.В.
с участием прокурора Антоновой В.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2272/11 по заявлению прокурора города Сызрани в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области о понуждении устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в ГУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Сызрани обратился в суд с требованиями о понуждении Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области и Министерства имущественных отношений Самарской области провести необходимые организационно – финансовые мероприятия с целью приведения ГУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г.о.Сызрань» в соответствие с требованиями законодательства о безопасности, а именно:
- произвести капитальный ремонт кровли здания ГУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г.о.Сызрань», расположенного по адресу: <адрес>, а именно выполнить следующие виды работ: по всей площади здания ГУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г.о.Сызрань» снять старую кровлю полностью до цементной стяжки, восстановить уклон кровли, выполнить цементную стяжку, загрунтовать и уложить направляемую кровлю не менее, чем в 2 слоя.
- произвести текущий ремонт помещений гостиницы, имеющих следы протечек, расположенных на втором этаже учреждения, а именно спальной комнаты №, ванной комнаты и санитарного узла в соответствии с требованиями п.2.3.2. СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».
В обоснование требований прокурор сослался на то, что прокуратурой города Сызрани в рамках осуществления надзора за соблюдением требований федерального законодательства, а также в связи с заданием прокуратуры Самарской области, в целях создания безопасных условий воспитания, ухода, присмотра оздоровления воспитанников и работающего персонала в учреждениях социальной реабилитации для детей, проведена проверка в Государственном учреждении Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г.о.Сызрань», расположенном в <адрес>.
ГУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г.о.Сызрань» предназначено для временного проживания и оказания социальной реабилитации ( услуг, помощи) несовершеннолетним детям в возрасте от 3 до 7 лет, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, нуждающимся в экстренной социальной помощи, а также для оказания социальной помощи ( услуг) различных видов беременным женщинам и женщинам с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе, пострадавшим от физического и психического насилия, которые принимаются в учреждение круглосуточно. ГУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г.о.Сызрань» оказывает услуги в стационарной форме.
Учредителями ГУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г.о.Сызрань» являются Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области и Министерство имущественных отношений Самарской области. ГУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г.о.Сызрань» является государственным бюджетным учреждением и, согласно п.4.8. Устава финансирование Учреждения осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области.
Имущество ГУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г.о.Сызрань» закреплено за учреждением на праве оперативного управления Министерством имущественных отношений Самарской области и является собственностью Самарской области.
В ходе настоящей проверки в ГУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г.о.Сызрань» установлены нарушения законодательства о безопасности, в частности нарушения санитарных норм и правил.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка.
Часть 1 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» к социальной инфраструктуре для детей относит систему объектов, необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, воспитания и оздоровления…
Согласно п.1 пп.1 ст.13 ФЗ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защиты населения относятся социально – реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Согласно п.2 ст.13 ФЗ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей или законных представителей; проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении; заблудившиеся или подкинутые; самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; не имеющие места жительства, места пребывания и ( или ) средств к существованию; оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и ( или) реабилитации.
В соответствии со ст.2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-эпидемиологических мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Проведенной прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ проверкой с привлечением специалиста территориального отдела Роспотребнадзора, установлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, которые заключаются в следующем:
- в помещениях социальной гостиницы (ванной комнате, туалете, спальне) на стенах и потолке имеются следы протечек, в нарушение требований п.2.3.2. СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».
Согласно требованиям п.2.3.2. СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» поверхности стен, потолков, полов основных помещений должны быть гладкими, позволяющими проводить их уборку (мытье) и дезинфекцию. Панели окрашивают масляными красками светлых тонов на высоту 1,8 м с коэффициентом отражения 0,7 - 0,6. Стены и потолки окрашивают красками с коэффициентом отражения 0,8 - 0,7 с использованием водоэмульсионных красок, меловой или известковой побелки.
В связи с чем, прокурором <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора ГУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г.о.Сызрань» Ч*** возбуждено дело об административном правонарушении по ст.6.7. КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого ДД.ММ.ГГГГ главным санитарным врачом <адрес> ей назначено наказание в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
Одновременно, т.е. ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> в адрес директора учреждения внесено представление № об устранении нарушений закона.
Проверкой установлено, что нарушения гигиенического покрытия стен и потолков в отдельных помещениях центра социального обслуживания, расположенных на втором этаже двухэтажного здания, образовались в результате протечек кровли здания ГУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г.о.Сызрань». В свою очередь, протечка кровли здания центра социального обслуживания образовались ввиду длительного отсутствия капитального ремонта кровли. Последний ремонт кровли здания, в котором расположено ГУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г.о.Сызрань» проводился в 2003 году. В 2010 году администрацией учреждения было проведено обследование кровли с привлечением представителей проектной организации ОАО «Волгомашпроект». По результатам проведенного обследования установлено, что кровля здания учреждения имеет множественные вздутия и протечки в местах примыкания кровли к торцевым и продольным стенам здания, а также вентиляционным вытяжным шахтам и трубам, выходящим на кровлю. В начале февраля 2011 года во время шторма и обильного снегопада, ветром сорвало часть мягкого рулонного покрытия крыши здания, в результате чего частично оголились наружные потолочные панели перекрытия. В результате чего, в настоящее время вода протекает через межпанельные швы в помещения ГУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г.о.Сызрань».
Вследствие чего, происходит протекание в помещения здания атмосферных осадков.
Согласно сметному расчету стоимость капитального ремонта кровли здания ГУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г.о.Сызрань» составляет 834 890,97 рублей. Текущий ремонт помещений учреждения, пострадавших вследствие протечки кровли здания, также требует значительных финансовых затрат.
При этом текущий ремонт помещений учреждения целесообразно проводить только после капитального ремонта кровли здания.
Самостоятельно ГУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г.о.Сызрань» не может устранить указанные нарушения требований законодательства, поскольку требуется вложение значительных денежных средств, а также в связи с отсутствием собственных средств и бюджетным финансированием.
Указанное помещение относится к категории объектов с массовым пребыванием людей, в частности детей, а допущенные нарушения требований санитарно - эпидемиологического создают угрозу их здоровью. Постоянное нахождение в сырых помещениях может привести к заболеванию несовершеннолетних воспитанников и других лиц, проживающих в учреждении, поэтому требуется устранение вышеозначенных нарушений санитарных норм и правил в кратчайшие сроки.
Игнорирование учредителями ГУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г.о.Сызрань» действующего законодательства в области безопасности способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе детей, проживающих в центре социального обслуживания, работающего персонала, а также будущих воспитанников данного учреждения, что явилось основанием для прокурорского реагирования и обращения в суд.
В судебном заседании старший помощник прокурора ФИО3 заявленные требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные выше.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в суд не явился, представил письменные возражения, согласно которым возражает против иска по следующим основаниям:
Правительство Самарской области является высшим исполнительным органом государственной власти Самарской области, возглавляемым Губернатором Самарской области. Правительство является коллегиальным органом государственной власти.
В соответствии со статьей 83 Устава Самарской области Правительство Самарской области состоит из вице-губернатора - первого заместителя председателя Правительства Самарской области, семи заместителей председателя Правительства Самарской области, министров Самарской области и иных членов Правительства Самарской области.
Система органов исполнительной власти Самарской области образуется из министров Самарской области, осуществляющих государственное управление в сферах, имеющих приоритетное значение для развития Самарской области.
Таким образом, органы исполнительной власти Самарской области не могут осуществлять одни и те же полномочия. В противном случае, один орган исполнительной власти сможет подменять полномочия другого, что будет противоречить Уставу Самарской области.
Кроме того, согласно уставу Учреждения учредителями являются органы исполнительной власти Самарской области - министерство здравоохранения и социального развития Самарской области и министерство имущественных отношений Самарской области.
В соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было утверждено Постановление <адрес> № «Об утверждении Порядков осуществления органами исполнительной власти <адрес> функций и полномочий учредителя государственного бюджетного учреждения <адрес>, государственного казенного учреждения <адрес> и о внесении изменений в Порядок осуществления органами исполнительной власти <адрес> функций и полномочий учредителя государственного автономного учреждения <адрес>, утвержденный постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №» (далее - Порядок).
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что отраслевой орган исполнительной власти Самарской области в отношении бюджетного учреждения осуществляет финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня главных распорядителей средств областного бюджета» также предусмотрено, что министерство здравоохранения и социального развития <адрес> является главным распорядителем средств областного бюджета в отношении данного Учреждения.
Согласно пункту 2.2 Положения о министерстве здравоохранения исоциального развития <адрес>, утвержденногопостановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, врамках закрепленных предметов ведения министерство осуществляетполномочия соучредителя государственных учреждений здравоохранения, социального обслуживания, включая учреждения семьи и детей, средних медицинских учебных заведений области и учреждений, создаваемых для реализации отдельных функций государственного управления в сфере здравоохранения и социального развития в соответствии с законодательством <адрес>, а также организует материально-техническое обеспечение учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения <адрес>.
Учитывая изложенное, требования прокурора <адрес> о понуждении Министерства имущественных отношений <адрес> провести организационно-финансовые мероприятия, с целью приведения в соответствие с требования санитарно-эпидемиологического законодательства в здании Учреждения являются незаконными и необоснованными.
Более того, в соответствии с Положением о министерстве имущественных отношений <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, министерство обеспечивает в соответствии с действующим законодательством осуществление капитального ремонта объектов недвижимого имущества <адрес>, закрепленных на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за государственными унитарными (казенными) предприятиями и учреждениями <адрес> (кроме учреждений, подведомственных отраслевым и иным органам исполнительной власти <адрес>).
По существу заявленных требований прокурора <адрес> необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «О некоммерческих организациях» учредительные документы некоммерческой организации могут содержать не противоречащие законодательству положения.
В связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений с ДД.ММ.ГГГГ введены в действие изменения в отдельные законодательные акты, внесенные Федеральным закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ.
В частности, ФЗ от 08.05.2010 № 83-ФЗ были также внесены изменения в пункт 2 статьи 120 ГК РФ, согласно которым бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Таким образом, пункт 2.7 Устава Учреждения не соответствует действующему законодательству.
На основании изложенного требования прокурора <адрес> об обязании министерства, как учредителя, устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства путем проведения текущего и капитального ремонта в здании Учреждения являются незаконными, необоснованными.
Представитель Министерства здравоохранения и социального развития <адрес> в суд не явился, представил отзыв, согласно которому возражает против требований прокурора ссылаясь на то, что государственное учреждение <адрес> «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г.о. Сызрань (далее -учреждение) является юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, который в соответствии с Уставом осуществляет организационно-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности.
Учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утверждаемой им самостоятельно (пункт 3.1 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет министерства здравоохранения и социального развития <адрес> и подведомственных ему бюджетных учреждений, утвержденного приказом министерства здравоохранения и социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №).
В соответствии с Уставом администрация учреждения самостоятельно организует соблюдение правил и норм противопожарной безопасности. Предписания и акты проверок Отдела надзорной деятельности г.о. <адрес> также адресуются непосредственно учреждению.
Согласно постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня главных распорядителей средств областного бюджета» министерство является главным распорядителем средств областного бюджета в отношении учреждения, однако, финансирование деятельности учреждения, в том числе мероприятий по обеспечению мер противопожарной безопасности осуществляется в соответствии с заявками учреждения.
В 2009 году в целях обеспечения пожарной безопасности в подведомственных учреждениях министерством были разработаны мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в государственных учреждениях здравоохранения и социального обслуживания населения <адрес>, утвержденные постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Общая сумма средств, предусмотренная на реализацию данных мероприятий, составила 253 323 тыс. руб., в том числе 98 378 тыс. руб. - на учреждения здравоохранения.
По предписанию № от ДД.ММ.ГГГГ ОГПН все нарушения устранены в срок до ДД.ММ.ГГГГ и исполнительное производство № в отношении МУ «Социальная гостиница для женщин и детей» окончено (Постановление об окончании исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, АКТ совершения исполнительных действий от ДД.ММ.ГГГГ к и/п №). На устранение нарушений требований пожарной безопасности выделены средства в полном объеме, предусмотренные постановлением Правительства Самарской № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в государственных учреждениях здравоохранения и социального обслуживания населения <адрес> на 2009 год» в сумме 424 тыс. рублей.
По предписанию № от ДД.ММ.ГГГГ ОГПН все нарушения устранены досрочно. На устранение нарушений требований пожарной безопасности выделены средства в полном объеме, предусмотренные постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении отдельных расходных обязательств <адрес> в сфере здравоохранения и социального обслуживания населения» в сумме 160 тыс. рублей.
По представлению от ДД.ММ.ГГГГ исх. № устранены следующие нарушения:
в спальне учреждения установлена перегородка, несовершеннолетние вспальнях размещены по 4 человека (Договор № от ДД.ММ.ГГГГ, Актвыполненных работ № от ДД.ММ.ГГГГ);
выполнены работы по установке деревянных решеток на приборысистемы отопления (Договор № от ДД.ММ.ГГГГ, Акт выполненных работ № от ДД.ММ.ГГГГп);
в мойках установлены гибкие шланги с душевой насадкой дляополаскивания посуды (Договор № от ДД.ММ.ГГГГ, товарная накладная № от ДД.ММ.ГГГГ);
- закуплена и используется в питании йодированная соль (Договор №от ДД.ММ.ГГГГ, товарная накладная № от ДД.ММ.ГГГГ);
- приведена в соответствие накопительная ведомость основных продуктовпитания;
- внесены изменения в санитарно-эпидемиологическое заключение наосуществление медицинской деятельности
(Заключение №.СЦ.05.000.М.001247.06.11 от ДД.ММ.ГГГГ).
Не выполненным остается один пункт представления: «в помещениях социальной гостиницы (ванной комнате, туалете, спальне) на стенах и потолке имеются следы протечек».
Таким образом, министерство не может согласиться с требованиями о признании его действий бездействием, нарушающим права неопределенного круга лиц из числа проживающих в приюте, в связи с чем в удовлетворении заявления просит отказать.
Представитель ГУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» в лице директора Ч*** иск поддержала и пояснила, что для проведения работ по устранению требований пожарной безопасности в 2010 годубыло проведено обследование здания, включая кровлю с привлечением проектнойорганизации ОАО «Волгомашпроект». По результатам проведенного обследованияустановлено, что кровля здания учреждения находится в рабочем состоянии, однако имеетмножественные вздутия и протечки в местах примыкания кровли к торцевым ипродольным стенам здания. После чего администрацией учреждения была составленасметная документация для проведения капитального ремонта кровли и направлена вМинистерство здравоохранения и социального развития <адрес>, а так жеглавному распределителю денежных средств - Управлению по вопросам семьиматеринства и детства.
В начале февраля 2011 года во время шторма и обильного снегопада ветром сорвало часть мягкого рулонного покрытия крыши здания, в результате чего частично оголились наружные потолочные панели перекрытия. Администрацией учреждения направлялись письма-заявки в Министерство здравоохранения и социального развития <адрес> с просьбой о выделении денежных средств на ремонт кровли.
Также указала, что самостоятельно ГУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г.о. Сызрань» не может устранить указанное нарушения требования законодательства, поскольку требуется вложение значительных денежных средств.
Согласно Уставу центра финансирование осуществляется министерством здравоохранения и социального развития <адрес> (п.4.8 Устава). Учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами, при недостаточности денежных средств, субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества в порядке, установленном Законодательством РФ, собственником имущества учреждения является <адрес> (п.2.7 Устава).
Суд, заслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, полагает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка.
Часть 1 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» к социальной инфраструктуре для детей относит систему объектов, необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, воспитания и оздоровления…
Согласно п.2 ст.13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей или законных представителей; проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении; заблудившиеся или подкинутые; самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; не имеющие места жительства, места пребывания и ( или ) средств к существованию; оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и ( или) реабилитации.
ГУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г.о.Сызрань» предназначено для временного проживания и оказания социальной реабилитации ( услуг, помощи) несовершеннолетним детям в возрасте от 3 до 7 лет, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, нуждающимся в экстренной социальной помощи, а также для оказания социальной помощи ( услуг) различных видов беременным женщинам и женщинам с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе, пострадавшим от физического и психического насилия, которые принимаются в учреждение круглосуточно. ГУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г.о.Сызрань» оказывает услуги в стационарной форме.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> проведена проверка с привлечением специалиста территориального отдела Роспотребнадзора, установлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, которые заключаются в следующем:
- в помещениях социальной гостиницы (ванной комнате, туалете, спальне) на стенах и потолке имеются следы протечек, в нарушение требований п.2.3.2. СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».
Согласно указанным требованиям п.2.3.2. СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» поверхности стен, потолков, полов основных помещений должны быть гладкими, позволяющими проводить их уборку (мытье) и дезинфекцию. Панели окрашивают масляными красками светлых тонов на высоту 1,8 м с коэффициентом отражения 0,7 - 0,6. Стены и потолки окрашивают красками с коэффициентом отражения 0,8 - 0,7 с использованием водоэмульсионных красок, меловой или известковой побелки.
Также проверкой установлено, что нарушения гигиенического покрытия стен и потолков в отдельных помещениях центра социального обслуживания, расположенных на втором этаже двухэтажного здания, образовались в результате протечек кровли здания ГУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г.о.Сызрань». В свою очередь, протечка кровли здания центра социального обслуживания образовались ввиду длительного отсутствия капитального ремонта кровли. Последний ремонт кровли здания, в котором расположено ГУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г.о.Сызрань» проводился в 2003 году.
В 2010 году администрацией учреждения было проведено обследование кровли с привлечением представителей проектной организации ОАО «Волгомашпроект». По результатам проведенного обследования установлено, что кровля здания учреждения имеет множественные вздутия и протечки в местах примыкания кровли к торцевым и продольным стенам здания, а также вентиляционным вытяжным шахтам и трубам, выходящим на кровлю. В начале февраля 2011 года во время шторма и обильного снегопада, ветром сорвало часть мягкого рулонного покрытия крыши здания, в результате чего частично оголились наружные потолочные панели перекрытия. В результате чего, в настоящее время вода протекает через межпанельные швы в помещения ГУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г.о.Сызрань».И как следствие, происходит протекание атмосферных осадков в помещения здания.
Необходимость проведения капитального ремонта кровли здания и текущего ремонта помещений подтверждается техническим заключением ОАО «Волгамашпроект», ого следует, что рулонная кровля на битумной основе находится в ограниченноработоспособном состоянии. Кровля имеет множественные вздутия и протечки в местах примыкания кровли к торцевым и продольным стенам здания, а также вентиляционным вытяжным шахтам и фановым трубам, выходящим на кровлю. На оголовках фановых труб и половины, из 11 вентиляционных вытяжных шахт, отсутствуют защитные зонты. В результате чего происходит замачивание помещений здания атмосферными осадками.
Согласно сметному расчету стоимость капитального ремонта кровли здания ГУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г.о.Сызрань» составляет 834 890,97 рублей. Текущий ремонт помещений учреждения, пострадавших вследствие протечки кровли здания, также требует значительных финансовых затрат.
При этом текущий ремонт помещений учреждения целесообразно проводить только после капитального ремонта кровли здания.
Самостоятельно ГУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г.о.Сызрань» не может устранить указанные нарушения требований законодательства, поскольку требуется вложение значительных денежных средств, а также в связи с отсутствием собственных средств и бюджетным финансированием.
Учредителями ГУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г.о.Сызрань» являются Министерство здравоохранения и социального развития <адрес> и Министерство имущественных отношений <адрес>. ГУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г.о.Сызрань» является государственным бюджетным учреждением и, согласно п.4.8. Устава финансирование Учреждения осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития <адрес>.
Имущество ГУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г.о.Сызрань» закреплено за учреждением на праве оперативного управления Министерством имущественных отношений <адрес> и является собственностью <адрес>.
Статья 2 ФЗ № 53-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов РФ.
В соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было утверждено Постановление <адрес> № «Об утверждении Порядков осуществления органами исполнительной власти <адрес> функций и полномочий учредителя государственного бюджетного учреждения <адрес>, государственного казенного учреждения <адрес> и о внесении изменений в Порядок осуществления органами исполнительной власти <адрес> функций и полномочий учредителя государственного автономного учреждения <адрес>, утвержденный постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №» (далее - Порядок).
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что отраслевой орган исполнительной власти <адрес> в отношении бюджетного учреждения осуществляет финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня главных распорядителей средств областного бюджета» также предусмотрено, что Министерство здравоохранения и социального развития <адрес> является главным распорядителем средств областного бюджета в отношении данного Учреждения.
Согласно пункту 2.2 Положения о министерстве здравоохранения исоциального развития <адрес>, утвержденногопостановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, врамках закрепленных предметов ведения министерство осуществляетполномочия соучредителя государственных учреждений здравоохранения, социального обслуживания, включая учреждения семьи и детей, средних медицинских учебных заведений области и учреждений, создаваемых для реализации отдельных функций государственного управления в сфере здравоохранения и социального развития в соответствии с законодательством <адрес>, а также организует материально-техническое обеспечение учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения <адрес>.
Кроме того, согласно пп.1.4,1.2,2.2,3.1 названного Положения, в полномочия Министерства здравоохранения и социального развития <адрес> входит государственное управление подведомственными учреждениями, а также размещение заказов на капитальное строительство, реконструкцию и ремонт зданий и сооружений ГУ, находящихся в собственности <адрес>.
При этом указанные полномочия, а также осуществление функций главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели, согласно Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, является Министерство здравоохранения и социального развития <адрес>. На Министерство имущественных отношений <адрес> исполнение таких полномочий не возложено.
В рамках закрепленных предметов ведения Министерство здравоохранения и социального развития <адрес> наделяется полномочиями по формированию в установленном действующим законодательством порядке бюджетных заявок на финансирование находящихся в ведении Министерства расходов из областного и федерального бюджетов.
В силу представленных полномочий Министерство здравоохранения и социального развития <адрес>, как орган государственной власти, обязано в пределах бюджетных ассигнований самостоятельно определять приоритетные направления формирования и размещения заказов, а также расходования денежных средств.
Вместе с тем, из представленных доказательств, суд приходит к мнению, что Министерством здравоохранения и социального развития <адрес> принимались и принимаются меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологической безопасности. В то же время, Министерством не уделяется должного внимания и не финансируются мероприятия, направленные на устранение нарушений, указанных прокурором.
Исходя из изложенного, обязанность по проведению ремонта возложена на Министерство здравоохранения и социального развития <адрес>, которое суд полагает возможным обязать устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в ГУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина».
Кроме того, здание, в котором размещается ГУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина», относится к категории объектов с массовым пребыванием людей, в частности детей, а допущенные нарушения требований санитарно - эпидемиологического создают угрозу их здоровью. Постоянное нахождение в сырых помещениях может привести к заболеванию несовершеннолетних воспитанников и других лиц, проживающих в учреждении, поэтому требуется устранение вышеозначенных нарушений санитарных норм и правил в кратчайшие сроки.
При таких обстоятельствах суд считает, что заявление подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения и социального развития <адрес>, Министерству имущественных отношений <адрес> о понуждении устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в ГУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина»,удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения и социального развития <адрес> провести необходимые организационно – финансовые мероприятия с целью приведения ГУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г.о.Сызрань» в соответствие с требованиями законодательства о безопасности, а именно:
- произвести капитальный ремонт кровли здания ГУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г.о.Сызрань», расположенного по адресу: <адрес>, а именно выполнить следующие виды работ: по всей площади здания ГУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» г.о.Сызрань» демонтировать старую кровлю полностью до цементной стяжки, восстановить уклон кровли, выполнить цементную стяжку, загрунтовать и уложить направляемую кровлю не менее, чем в 2 слоя.
- произвести текущий ремонт помещений гостиницы, имеющих следы протечек, расположенных на втором этаже учреждения, а именно: спальной комнаты №, ванной комнаты и санитарного узла в соответствии с требованиями № СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 10 дней.
Судья: