обжалование действий местного самоуправления



РЕШЕНИЕ

                                             Именем Российской Федерации

      08 июля 2011 года                                                                г. Сызрань

Сызранский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Сапего О.В.

при секретаре судебного заседания Ратниковой Т.В.

с участием прокурора Антоновой В.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2668/11 по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних учащихся ОУ СОШ г.о.Сызрань об обжаловании бездействия должностных лиц администрации городского округа Сызрань и понуждении Администрацию г.о.Сызрань устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства,

                       УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> в интересах несовершеннолетних учащихся ОУ СОШ г.о.Сызрань обратился в суд с заявлением об обжаловании действий (бездействия должностных лиц), ссылаясь на то, что прокуратурой <адрес> в рамках осуществления надзора за соблюдением за соблюдением требований ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», проведена проверка соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в общеобразовательном учреждении - СОШ , расположенной по адресу: г.о. Сызрань, <адрес>, в целях создания безопасных условий воспитания, обучения, ухода, присмотра, оздоровления воспитанников и работающего персонала.

Согласно п. 5 ст. 12 Закона РФ «Об образовании», деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Согласно ст.32 ФЗ «Об образовании», к компетенции образовательного учреждения относится в числе прочих материально–техническое обеспечение и техническое оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

В соответствии со ст.51 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии со ст. 28 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников и выполняются требования санитарного законодательства.

В ходе проверки установлен ряд нарушений вышеозначенного законодательства.

Так, в СОШ <адрес> имеют место следующие нарушения санитарно – эпидемиологического законодательства: медицинский кабинет школы не соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», а именно отсутствует процедурный кабинет, самостоятельный санитарный узел, проводка холодной и горячей воды, что предусмотрено требованиями СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

Согласно п. 2.8.5. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» медицинский пункт располагается на первом этаже и включает кабинет врача и процедурную.

В соответствии с п.2.3.22. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» медицинский пункт общеобразовательного учреждения включает следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв. м; кабинет зубного врача, площадью 12 кв. м, оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет, площадью 14 кв. м; кабинет психолога, площадью 10 кв. м. При медпункте оборудуется самостоятельный санузел.

Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета дается в Приложении     к СанПиН 2.4.2.1178-02 «Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета».

    Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> в выданном руководителю ОУ СОШ <адрес> предписании ставился вопрос о приведении образовательного учреждения в надлежащее состояние в части выполнения мероприятий по устранению нарушений требований санитарно – эпидемиологического законодательства.

    В адрес руководителя ОУ СОШ <адрес> прокурором <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление об устранении нарушений санитарно – эпидемиологического законодательства и требованием привести в соответствие с санитарными нормами и правилами медицинский кабинет школы.

    Однако, до настоящего времени медицинский кабинет школы не соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», а именно отсутствует процедурный кабинет, самостоятельный санитарный узел, проводка холодной и горячей воды, что предусмотрено требованиями СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

    Несоответствие требованиям санитарных норм и правил медицинского кабинета ОУ СОШ препятствует получению данным учреждением образования лицензии на осуществление медицинской деятельности.

     Данное учреждение является общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой, осуществляющим образовательно – воспитательный процесс и реализующей общеобразовательные программы.

    Финансирование ОУ СОШ осуществляется учредителями: Министерством образования и науки <адрес> по нормативам, обеспечивающим материальное содержание обучающихся и образовательный процесс; и администрацией городского округа Сызрань по муниципальным программам, реализуемым ОУ, по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений, оплате коммунальных услуг, приобретению оборудования.

    Согласно п.п. 2.2. Договора о совместном учредительстве образовательных учреждений от ДД.ММ.ГГГГ между департаментом науки и образования <адрес> и администрации городского округа Сызрань – администрация городского округа Сызрань осуществляет финансирование муниципальных программ, реализуемых учреждениями; осуществляет реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений учреждений, оплату коммунальных услуг и приобретаемого для учреждений оборудования длительного пользования, содействует учреждениям в решении вопросов их материально-технического обеспечения.

    Руководителем ОУ СОШ в адрес Администрации городского округа Сызрань неоднократно направлялись заявки о выделении денежных средств на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

    Самостоятельно общеобразовательное учреждение СОШ не может устранить вышеуказанные нарушений санитарных норм и правил, поскольку требуется вложение значительных денежных средств, а также в связи с отсутствием собственных средств и бюджетным финансированием, а финансирование Администрацией г.о.Сызрань на устранение указанных нарушений санитарно – эпидемиологического законодательства осуществляется не достаточно.

Таким образом, прокурорская проверка показала, что Учредителем учреждения – Администрацией городского округа Сызрань не надлежащим образом и не в полном объеме выполняются обязанности по содержанию образовательного учреждения, игнорируя требования действующего законодательства.

Бездействие должностных лиц Администрации городского округа Сызрань способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних учащихся.

           С учетом изложенного прокурор просит суд признать бездействие органа местного самоуправления – Администрации городского округа Сызрань по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно – эпидемиологического законодательства в ОУ СОШ г.о.Сызрани незаконным, и обязать Администрацию городского округа Сызрань устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарно – эпидемиологического законодательства в ОУ СОШ г.о.Сызрани, и провести необходимые организационно – хозяйственные мероприятия по оборудованию медицинского пункта школы, а именно: выделить денежные средства на обустройство процедурного кабинета и самостоятельного санитарного узла, на подводку холодной и горячей воды в медицинском кабинете в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

В судебном заседании представитель заявителя в лице ст.помощника прокурора <адрес> ФИО2 заявление поддержала, сославшись на доводы, изложенные выше. Кроме того заявленные требования уточнила и просила обязать Администрацию г.о.Сызрань устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарно – эпидемиологического законодательства в ОУ СОШ г.о.Сызрани, и провести необходимые организационно – хозяйственные мероприятия в соответствие с действующим законодательством, а именно: оборудовать медицинский пункт в здании дошкольного учреждения согласно п.4.20, п.9.5, 5.1 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», то есть провести необходимые организационно – хозяйственные мероприятия по обустройству процедурного кабинета и самостоятельного санитарного узла, и подводке холодной и горячей воды в медицинском кабинете в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

Представитель Администрации г.о.Сызрань ФИО3 против заявления возражал, пояснив, что в соответствии со ст.29 п.1 пп.6.1 ФЗ «Об образовании» и ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относятся расходы на содержание зданий и коммунальных расходов.

Данные полномочия осуществляются Администрацией г.о.Сызрань в полной мере. При этом Администрация принимает меры по выделению денежных средств образовательным учреждениям по обеспечению требований санитарно – эпидемиологического законодательства, и поскольку процедура формирования бюджета занимает продолжительное время, что затрудняет незамедлительное выделение денег образовательным учреждениям по оборудованию медицинских кабинетов.

Кроме того, в соответствии с гражданским законодательством обязательства возникают в силу закона, либо договора (соглашения). На сегодняшний день существует договор о совместном учредительстве, заключенный между Администрацией г.о.Сызрань и Министерством образования и науки <адрес> в лице Западного управления. Данное соглашение не отменено и не оспорено и является действующим. Согласно данному соглашению, а также Уставу учреждения, как основному документу образовательного учреждения полномочия по созданию условий для выполнения норм и правил СанПиН возложены на обоих учредителей и финансирование осуществляется как из городского бюджета, так и из областного. Однако прокурор в своем заявлении обращается только к одному из учредителей.

           Представитель ОУ СОШ ФИО4 и представитель западного управления Министерства образования и науки <адрес> ФИО5 заявление прокурора <адрес> поддержали и пояснили, что все имущество и оборудование находится на балансе муниципалитета. Ни школе, ни Министерству образования и науки <адрес> данное оборудование не принадлежит. Министерство образования и науки <адрес> обеспечивает лишь учебный процесс, а именно обеспечивает учебниками, пособиями и т.п., но не мебелью либо иным оборудованием.

           Суд, заслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, полагает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.51 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников и выполняются требования санитарного законодательства.

          Судом установлено, что ОУ СОШ обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий развития личности ребенка и несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, работников учреждения во время учебного процесса.

    Финансирование школы осуществляется учредителями: Министерством образования и науки <адрес> по нормативам, обеспечивающим материальное содержание обучающихся и образовательный процесс; и администрацией городского округа Сызрань по муниципальным программам, реализуемым школой, по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений, оплате коммунальных услуг, приобретению оборудования.

    Так, в соответствии с Договором о совместном учредительстве образовательных учреждений от ДД.ММ.ГГГГ, Департамент науки и образования <адрес> и Администрация г.о.Сызрани являются учредителями муниципальных образовательных учреждений, находящихся в собственности муниципального образования <адрес>.

Согласно п. 2.1 данного Договора, Департамент науки и образования <адрес> осуществляет финансирование учреждений по нормативам, обеспечивающим материальное содержание обучающихся и образовательный процесс, за счет средств выделяемых из областного бюджета.

Согласно п.п. 2.2. названного Договора о совместном учредительстве образовательных учреждений от ДД.ММ.ГГГГ между департаментом науки и образования <адрес> и администрации городского округа Сызрань – администрация городского округа Сызрань осуществляет финансирование муниципальных программ, реализуемых учреждениями; осуществляет реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений учреждений, оплату коммунальных услуг и приобретаемого для учреждений оборудования длительного пользования, содействует учреждениям в решении вопросов их материально-технического обеспечения.

Также судом установлено, что в ОУ СОШ г.о.Сызрань была проведена проверка соблюдения санитарно – эпидемиологического законодательства, в результате которой были выявлены нарушения, которые следует устранить, а именно: до настоящего времени медицинский кабинет школы не соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»: отсутствует процедурный кабинет, самостоятельный санитарный узел, проводка холодной и горячей воды, что предусмотрено требованиями СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

    Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> в выданном руководителю школы ставился вопрос о приведении образовательного учреждения в надлежащее состояние в части выполнения мероприятий по устранению нарушений требований санитарно – эпидемиологического законодательства.

    Также судом установлено, что на момент рассмотрения дела названные нарушения не устранены.

Вместе с тем суд полагает, что обязанность по устранению названных выше нарушений относится к полномочиям органов местного самоуправления, что отражено в ст.29 ФЗ «Об образовании» и ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Органы государственной власти субъекта РФ в сфере образования -Министерство образования и науки <адрес> в лице Западного управления обеспечивают и финансируют лишь учебный процесс и все связанные с ним мероприятия ( финансируют расходы на оплату труда работников образовательных учреждений, расходы на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды).

    Кроме того, здание школы и находящееся в нем оборудование является муниципальной собственностью, и Администрация г.о.Сызрани, как собственник здания школы, и как его учредитель, в силу ст.210 ГК РФ несет бремя содержания данного имущества с обязанностью обеспечения требований санитарно – эпидемиологического законодательства.

          При таких обстоятельствах суд считает, что заявление подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

                                                           РЕШИЛ:

           Заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних учащихся ОУ СОШ г.о.Сызрани об обжаловании бездействия должностных лиц Администрации г.о.Сызрань и понуждении Администрацию г.о.Сызрань устранить нарушения требований санитарно – эпидемиологического законодательства – удовлетворить.

Признать бездействие должностных лиц Администрации г.о.Сызрань по обеспечению требований санитарно – эпидемиологического законодательства в ОУ СОШ г.о.Сызрани незаконным.

Обязать Администрацию г.о.Сызрань устранить нарушения законодательства по обеспечению требований санитарно – эпидемиологического законодательства в образовательном учреждении СОШ г.о.Сызрани, и провести необходимые организационно – хозяйственные мероприятия в соответствие с действующим законодательством – оборудовать медицинский пункт в здании дошкольного учреждения согласно п.4.20, п.9.5, 5.1 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», а именно: провести необходимые организационно – хозяйственные мероприятия по обустройству процедурного кабинета и самостоятельного санитарного узла, подводке холодной и горячей воды в медицинский кабинет.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 10 дней.

Судья: