взыскание незаконно полученной пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Гор. Сызрань                                                                      01 июля 2011 года

Сызранский городской суд Самарской области в составе:

Председательствующего судьи Сапего О.В.

при секретаре судебного заседания Ратниковой Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2362/11 по иску военного комиссариата Самарской области к Чивилевой А.Н. о взыскании неосновательного обогащения, возникшего в результате незаконно полученной пенсии,

У с т а н о в и л :

Истец обратился с названными выше требованиями, в обоснование которых указал, что военным комиссариатом <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ была назначена ФИО2 пенсия по случаю потери кормильца за умершего отца пенсионера Минобороны России- ФИО14.

    Решением Сызранского городского Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ над ФИО2, признанной недееспособной, была установлена опека. Опекуном была назначена её мать – Чивилева А.Н..

    На основании заявления опекуна Чивилевой А.Н. и решения Сызранского городского Совета народных депутатов об установлении опеки над ФИО2, выплата пенсии, предназначенной для ФИО2, производилась опекуну Чивилевой А.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    Назначение и выплата пенсии с ДД.ММ.ГГГГ производилась в соответствии с ФЗ РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту «Закон»).

    В соответствии со статьей 56 названного Закона выплата пенсии Чивилевой А.Н. на дочь ФИО2 производилась по месту жительства опекуна пенсионным органом федерального органа исполнительной власти, к которому относится военный комиссариат <адрес>, через соответствующее учреждение Поволжского банка Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм пенсии за текущий месяц во вклады Сберегательного банка РФ, открытые Чивилевой А.Н.

    В соответствии со статьей 56 Закона суммы пенсии, перечисленные на соответствующий счет после смерти пенсионера, подлежат возврату в федеральный бюджет.

    ФИО2, имевшая право на пенсию, умерла ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ утратила право на пенсию по случаю потери кормильца от Минобороны России в связи со смертью.

    Опекун Чивилева А.Н. не исполнила взятые на себя при оформлении опеки над ФИО2 и пенсионных документов на получение пенсии обязанности по своевременному извещению органов опеки и учреждений, выплачивающих пенсию о прекращении опеки в связи со смертью подопечной и продолжала получать пенсию после смерти ФИО2 до ДД.ММ.ГГГГ (ст. 29,30 Федерального закона от 24.04.2008 г. №48-ФЗ «Об опеки и попечительстве»).

    В связи с несообщением опекуном о смерти ФИО2 военный комиссариат <адрес> (пенсионный орган, выплачивающий пенсию) перечислял пенсию после смерти в учреждение Сберегательного банка по месту зачисления пенсии на лицевой счет, а опекун Чивилева А.Н. продолжала снимать суммы пенсии, перечисляемые на счет Чивилевой А.Н. после ее смерти. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконно снятая сумма пенсии составила 219 302 рублей 46 копеек.

    По сообщению Поволжского банка Сберегательного банка Российской Федерации (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) вернуть пенсию Чивилевой А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 219 302 рублей 46 коп. не представляется возможным ввиду отсутствия средств на счете пенсионера.

    О факте смерти ФИО2 военному комиссариату <адрес> стало известно ДД.ММ.ГГГГ после представления Отделом военного комиссариата <адрес> по городам Сызрань, Октябрьск, Сызранскому и <адрес>м документов для прекращения выплаты ФИО2 пенсии в связи с ее смертью.

    Военным комиссариатом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Чивилевой А.Н. направлялось уведомление, в котором сообщалось о незаконно полученной ею пенсии за умершую дочь в сумме 219 302 руб. 46 коп. и предлагалось в добровольном порядке погасить указанную сумму незаконно полученной пенсии из федерального бюджета.

    Чивилева А.Н. в добровольном порядке отказалась погасить незаконно полученную пенсию за подопечную ФИО2 после ее смерти.

    В соответствии со ст. 62 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в случае прекращения выплаты пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам пенсии или пособия оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

С учетом изложенного, просит взыскать с Чивилевой А.Н. незаконно полученную пенсию после смерти ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 219 302 рублей 60 копеек с перечислением взысканных средств в доход Федерального бюджета.

В суде представитель истца ФИО8 иск поддержала, сославшись на изложенные выше доводы.

         Ответчица Чивилева А.Н. в суд не явилась, представила письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие и представлении интересов в суде ее дочерью ФИО9, которая против иска возражала и пояснила, что Чивилева А.Н. ДД.ММ.ГГГГ получила письмо из Военного комиссариата <адрес> по городу Сызрани за /ОСиПО от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, по поручению Чивилевой А.Н. – ФИО17. позвонила исполнителю письма ФИО10 и ответила на все заданные ею вопросы: в том числе, что ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

За время получения пенсии с ДД.ММ.ГГГГ никаких документов из военкомата не поступало. Супруг ответчицы ФИО5, участник Великой Отечественной войны, умер ДД.ММ.ГГГГ. После его смерти она получала пенсию по удостоверению серия на дочерей: ФИО6, рождения ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО2, рождения ДД.ММ.ГГГГ.

     ФИО2, инвалид детства, страдала врожденным расщеплением неба и дебильностью. Ответчица, как мать, приложила все усилия, чтобы вылечить дочь и прошла все лучшие клиники Советского Союза по направлениям Министерства здравоохранения, но все ее попытки вылечить дочь оказались напрасными. В результате она вынуждена была отдать дочь Ольгу в дом-интернат для психических больных <адрес>.

<адрес> Военный Комиссариат периодически напоминал о пенсии ( исх. от ДД.ММ.ГГГГ)

В 1986 году решением Сызранского городского Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГее назначили опекуном над ФИО2. Неоднократные заявления о выплате пенсии в Куйбышевский Облвоенкомат, в том числе и от ДД.ММ.ГГГГ, остались без ответа.

В январе 1991 года по линии Министерства обороны назначили пенсию в размере 14 рублей ( исх. от ДД.ММ.ГГГГ) без всякого объяснения и условий её получения.

Утверждение, что она получает пенсию с ДД.ММ.ГГГГ по вкладам Сберегательного банка РФ, открытым на ее счет, не соответствует действительности. Пенсию она получает только через почтовое отделение. Никаких вкладов в Сбербанке РФ у Чивилевой А.Н. нет, что и подтверждает Поволжский банк письмом от ДД.ММ.ГГГГ, а не письмом от ДД.ММ.ГГГГ, как указано в заявлении истца.

Кроме того, ответчица была эвакуирована из Ленинграда в конце ДД.ММ.ГГГГ с 3-им Ленинградским пехотным училищем, в <адрес>. В этом училище она и проработала всю Великую Отечественную войну, за что была награждена медалями за участие в Великой Отечественной войне, и за ее труд ей выплачивается пенсия в размере 8 525 рублей 86 копеек.

Также ответчица заявила о применении срока исковой давности, в связи с чем просила иск отклонить.

Суд, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.

     Судом установлено, что ФИО2, рождения ДД.ММ.ГГГГ, и умершая ДД.ММ.ГГГГ, доводится ответчице Чивилевой А.Н. родной дочерью.

    С ДД.ММ.ГГГГ военным комиссариатом <адрес> ФИО2, как инвалиду 1 группы, была пожизненно назначена пенсия по случаю потери кормильца за умершего отца, пенсионера Минобороны ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

        Решением Сызранского городского Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ над ФИО2, признанной недееспособной, была установлена опека. Опекуном была назначена её мать – Чивилева А.Н., которой производилась выплата пенсии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

        Также судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ года ФИО2 находилась на полном государственном обеспечении, поскольку пребывала в Больше-Раковском пансионате для инвалидов (дом-интернат для психических больных) по адресу: <адрес>, с.Б.Раковка, где ДД.ММ.ГГГГ умерла и там же была захоронена.

        И поскольку ФИО2, имевшая право на пенсию, умерла ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, утратила право на пенсию по случаю потери кормильца от Минобороны России в связи со смертью.

        Ответчица Чивилева А.Н., как опекун ФИО2, не исполнила обязанности по своевременному извещению органов опеки и учреждений, выплачивающих пенсию, о прекращении опеки в связи со смертью подопечной и продолжала получать пенсию после смерти ФИО11 до ДД.ММ.ГГГГ.

        В связи с несообщением опекуном о смерти ФИО2 военный комиссариат <адрес> (пенсионный орган, выплачивающий пенсию) перечислял пенсию после смерти в учреждение Сберегательного банка по месту зачисления пенсии на лицевой счет, а затем отправлял пенсию почтовыми переводами, которые опекун Чивилева А.Н. продолжала получать после смерти ФИО2. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ такая сумма пенсии составила 219 302 рублей 46 копеек.

    По сообщению Поволжского банка Сберегательного банка Российской Федерации (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) вернуть пенсию, выплаченную Чивилевой А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 219 302 рублей 46 коп. не представляется возможным ввиду отсутствия средств на счете пенсионера.

Таким образом, Чивилева А.Н. незаконно получала денежные средства, выплачиваемые ФИО2 в качестве пенсии по потере кормильца.

    Исходя из п.1ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными нормативными актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество ( приобретатель) за счет другого лица ( потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

    В соответствии со ст. 62 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в случае прекращения выплаты пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам пенсии или пособия оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

Исходя из установленных судом обстоятельств и приведенных норм закона, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу федерального бюджета в качестве неосновательного обогащения денежную сумму, полученную ею в качестве пенсии по потере кормильца, которая предназначалась для ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ.

    Вместе с тем, стороной ответчика заявлено о применении срока исковой давности. Однако, в соответствии с требованиями ст.ст.195-200 ГК РФ, суд полагает, что истцом не пропущен срок исковой давности для обращения в суд, поскольку течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. О смерти ФИО2 военному комиссариату <адрес> стало известно в январе 2011 года после представления Отделом военного комиссариата <адрес> по городам Сызрань, Октябрьск, Сызранскому и <адрес>м документов для прекращения выплаты ФИО2 пенсии в связи с ее смертью.

При этом суд полагает, что возврат пенсии следует произвести с июня 2009 года, то есть в пределах трехлетнего срока исковой давности, и названная сумма составляет 187 379 рублей 91 копейку согласно расчету, представленному истцом.

Кроме того, суд считает несостоятельным доводы ответчицы о том, чтоей была неизвестна правовая природа получаемых ею денежных сумм по линии МО РФ, поскольку она является вдовой участника ВОв, ветераном Вов и полагала, что денежные средства являются ее пенсией.

Названный довод опровергается перепиской ( которая хранится в личном деле военнослужащего ФИО5) между сторонами, из которой следует, что именно по инициативе Чивилевой А.Н. назначалась пенсия по случаю потери кормильца на дочь ФИО2, которую получала Чивилева А.Н.,несмотря на то, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ находится на полном государственном обеспечении.

Кроме того, ФИО1 действительно имела право как на получение пенсии как вдова участника ВОв, так и на пенсию, как ветеран ВОв, однако она выбрала и получала повышенную пенсию как ветеран ВОв. При этом МО РФ ей не выплачивало никакой пенсии, пенсия ей выплачивалась ПФ РФ и органами социальной защиты населения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Исковое заявление военного комиссариата <адрес> к Чивилевой А.Н. о взыскании неосновательного обогащения, возникшего в результате незаконно полученной пенсии, удовлетворить.

Взыскать с Чивилевой А.Н. в доход федерального бюджета сумму неосновательного обогащения, возникшего в результате незаконно полученной пенсии, в сумме 187 379 рублей 91 копейку.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней через Сызранский городской суд.

Судья: