Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июля 2011 года
Сызранский городской суд Самарской области
в составе: председательствующего Зумориной Л.В.,
с участием представителя прокуратуры г.Сызрани Антоновой В.М.,
при секретаре Павловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2927/11 по иску прокурора <адрес> в интересах Пузанковой *** к Администрации городского округа <адрес> о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже установленных социальных норм,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г<адрес> в интересах Пузанковой *** обратился к Администрации городского округа <адрес> с иском о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже установленных социальных норм, ссылаясь на то, что Пузанкова ***, ДД.ММ.ГГГГ г.р., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым федеральным законодательством вне очереди предоставляются жилые помещения органами государственной власти субъектов РФ, за счет средств их бюджетов.
В судебном заседании представитель истца в лице помощника прокурора Антоновой *** исковые требования поддержала, привела доводы, изложенные выше, дополнила, что жилое помещение за Пузанковой *** на настоящее время не закреплено, личного жилья для проживания она не имеет. Уточнила исковые требования и просила предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте городского округа <адрес> согласно действующему законодательству за счет средств Самарской области.
Представитель истца Пузанковой *** - Денисова *** /опекун/ - иск в интересах Пузанковой *** поддержала по доводам, заявленным прокурором <адрес> в исковом заявлении.
Третье лицо - орган опеки и попечительства Управления по вопросам семьи, материнства и детства Администрации г<адрес> в лице Ветлугиной *** /по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ/ - иск прокурора <адрес> оставила на усмотрение суда.
Третье лицо - жилищный отдел КЖКХ Администрации <адрес> в лице Кузнецовой *** /по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ/ - в судебное заседание не явилась, в заявлении просит рассмотреть дело в ее отсутствие по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель ответчика - Администрации городского округа <адрес> в лице Артюшина *** /по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ/ - исковые требования не признал, полагал, что Администрация городского округа <адрес> является ненадлежащим ответчиком, поскольку в соответствии со ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Предусмотренная вышеназванная мера по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам.
В судебное заседание представители третьих лиц - Правительства Самарской области и Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, поэтому суд определил рассмотреть дело без их участия.
Заслушав стороны, третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Категориям граждан, указанным в ч.3 ст.49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
В силу ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессиональной) образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
В соответствии с Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" от 11.07.2006 г. № 87-Д обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот осуществляется путем предоставления субвенций на предоставление социальных выплат, а также путем выделения денежных средств на строительство и приобретение жилья для дальнейшего предоставления жилых помещений лицам данной категории.
В соответствии с ч.1 ст.1 Закона Самарской области от 24.10.2006 г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
Согласно ст.5 Закона Самарской области от 7.07.2005 г. № 152 ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.
Согласно Постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 г. № 421 "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом.
Согласно указанному Порядку учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.
Согласно ст.ст.5, 6, 8 Закона 77-ГД органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
Судом установлено, что инвалид с детства 1 группы инвалидности Пузанкова ***, ДД.ММ.ГГГГ г.р., признанная решением Сызранского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ недееспособной, является сиротой, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, что подтверждается справкой УВСМиД Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, копиями свидетельств о смерти родителей Пузанковой *** - ДД.ММ.ГГГГ Пузанковой *** и ДД.ММ.ГГГГ Пузанкова ***
За Пузанковой *** закреплялось жилое помещение по <адрес> в <адрес> на основании постановления Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, однако решением Сызранского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ право собственности Пузанковой *** на 1/14 доли в праве на данный жилой дом было прекращено, личного жилья для проживания она на настоящее время не имеет, Пузанкова *** проживает и зарегистрирована в данном жилом доме по <адрес>, № «а» <адрес>, постановлением Главы Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ отменено сохранение права пользования Пузанковой *** вышеназванным жилым домом ввиду прекращения права собственности на него; постановлением Главы Администрации г<адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Пузанкова *** принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения и имеющих право на внеочередное получение жилья с составом 1 человек.
На основании заявления Денисовой *** /опекун по постановлениям Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №/ в интересах Пузанковой *** от ДД.ММ.ГГГГ Пузанкова *** включена в список граждан - детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения и имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма по городскому округу <адрес>, сформированный Управлением по вопросам семьи, материнства и детства Администрации городского округа <адрес>, утвержденный постановлением Главы Администрации г.о.Сызрань № от ДД.ММ.ГГГГ под порядковым номером № с датой подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ
До настоящего времени социальная выплата на приобретение жилья Пузанковой *** не предоставлена, таким образом, иск прокурора подлежит удовлетворению.
Доводы представителя Администрации городского округа <адрес> о том, что Администрация городского округа <адрес> является не надлежащим ответчиком судом не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу абз.2 4.1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в том числе и дети-сироты обеспечиваются жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства.
В соответствии с Уставом городского округа Сызрань именно органы местного самоуправления при разрешении вопросов о предоставлении жилых помещений и социальных выплат лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, наделены на различных этапах соответствующими полномочиями.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать Администрацию <адрес> предоставить Пузанковой *** социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте городского округа Сызрань согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области.
На основании изложенного и руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Пузанковой ***, ДД.ММ.ГГГГ г.р., удовлетворить.
Обязать Администрацию г<адрес> <адрес> предоставить Пузанковой ***, ДД.ММ.ГГГГ г.р., социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте городского округа Сызрань согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 10 дней.
Судья :