Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 июля 2011 года
г.Сызрань
Судья Сызранского городского суда Самарской области Зуморина Л.В.,
с участием пом.прокурора Антоновой В.М.,
при секретаре Павловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2691/11 по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних воспитанников Дошкольного образовательного учреждения детский сад № комбинированного вида <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления – Администрации <адрес> <адрес> к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства,
У С Т А Н О В И Л :
Прокуратурой <адрес> в рамках осуществления надзора за соблюдением требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проведена проверка соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в Дошкольном образовательном учреждении детский сад № комбинированного вида <адрес> /далее ДОУ детский сад № <адрес>/, расположенном по адресу: <адрес>, в целях создания безопасных условий воспитания, обучения, ухода, присмотра, оздоровления воспитанников и работающего персонала.
Согласно п.5 ст.12 Закона РФ «Об образовании» деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
Согласно ст.32 ФЗ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится в числе прочих материально – техническое обеспечение и техническое оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
В соответствии со ст.51 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.
Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.
В соответствии с п.3 ч.3 ст.32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
В соответствии со ст.28 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников и выполняться требования санитарного законодательства.
В ходе проверки установлено, что медицинский кабинет ДОУ детский сад № <адрес> не соответствует требованиям, предъявляемым санитарно – эпидемиологическим законодательством, а именно, отсутствуют: изолятор, санитарный узел, канцелярский шкаф, медицинский столик со стеклянной крышкой, холодильник, ростомер, стулья в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
Согласно п.1.1. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» данные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с п.1.4. СанПиН 2.4.1.2660-10«Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» настоящие санитарные правила распространяются на дошкольные организации, реализующие как основную общеобразовательную программу дошкольного образования (дошкольные образовательные организации), так и на дошкольные организации, оказывающие услуги по уходу и присмотру за детьми, не связанные с оказанием образовательных услуг.
В соответствии с п.4.20. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» помещения медицинского назначения для обслуживания детей размещают на первом этаже дошкольной организации единым блоком. Медицинский кабинет должен иметь самостоятельный вход из коридора и размещаться смежно с палатой (одной из палат) изолятора.
В дошкольных организациях вместимостью 280 и более детей изолятор проектируют не менее чем на 2 инфекции (2 отдельных помещения).
В Приложении 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» в таблице № 1 приведены состав и площади медицинских помещений.
В адрес руководителя ДОУ детский сад № <адрес> прокурором <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление об устранении нарушений санитарно – эпидемиологического законодательства и требованием привести в соответствие с санитарными нормами и правилами медицинский кабинет детского сада.
Однако, до настоящего времени медицинский кабинет ДОУ детский сад № <адрес> не приведен в соответствие с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
Несоответствие требованиям санитарных норм и правил медицинского кабинета ДОУ детский сад № <адрес> препятствует получению данным учреждением образования лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Данное учреждение является дошкольным образовательным учреждением, осуществляющим образовательно – воспитательный процесс.
Финансирование ДОУ детский сад № <адрес> осуществляется учредителями: Министерством образования и науки <адрес> по нормативам, обеспечивающим материальное содержание воспитанников и образовательный процесс; Администрацией городского округа Сызрань по муниципальным программам, реализуемым ДОУ, по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений, оплате коммунальных услуг, приобретению оборудования.
Согласно п.п.2.2. Договора о совместном учредительстве образовательных учреждений от ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом науки и образования <адрес> и Администрацией городского округа <адрес> – Администрация городского округа <адрес> осуществляет финансирование муниципальных программ, реализуемых учреждениями; осуществляет реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений учреждений, оплату коммунальных услуг и приобретаемого для учреждений оборудования длительного пользования, содействует учреждениям в решении вопросов их материально-технического обеспечения.
Руководителем дошкольного образовательного учреждения детский сад № <адрес> в адрес Администрации городского округа <адрес> неоднократно направлялись заявки о выделении денежных средств на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Самостоятельно дошкольное образовательное учреждение детский сад № <адрес> не может устранить вышеуказанные нарушения санитарных норм и правил, поскольку требуется вложение значительных денежных средств, а также в связи с отсутствием собственных средств и бюджетным финансированием, а финансирование Администрацией <адрес> на устранение указанных нарушений санитарно – эпидемиологического законодательства осуществляется недостаточно.
Таким образом, прокурорская проверка показала, что учредителем учреждения – Администрацией городского округа <адрес> ненадлежащим образом и не в полном объеме выполняются обязанности по содержанию образовательного учреждения, игнорируя требования действующего законодательства.
Бездействие должностных лиц Администрации городского округа <адрес> способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников дошкольного учреждения.
Предъявленные прокуратурой <адрес> заявления об обжаловании действий (бездействий) должностных лиц в интересах воспитанников образовательного учреждения обусловлено тем, что согласно п.3 ст.35 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.22, 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.31 ч.1 п.4 ФЗ РФ «Об образовании», ст.ст.131, 254, 255 ГПК РФ, прокурор просит признать бездействие органа местного самоуправления – Администрации городского округа <адрес> по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно – эпидемиологического законодательства в ДОУ детский сад № <адрес> незаконным; обязать Администрацию городского округа <адрес> устранить нарушения требований санитарно – эпидемиологического законодательства в Дошкольном образовательном учреждении детский сад № <адрес> и провести необходимые организационно – хозяйственные мероприятия по оборудованию медицинского пункта детского сада, а именно выделить денежные средства на приобретение канцелярского шкафа, медицинского столика со стеклянной крышкой, холодильника, ростомера, стульев, обустроить изолятор и санитарный узел в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
В судебном заседании пом.прокурора <адрес> Антонова *** исковые требования уточнила, отказалась от поддержания требований по обустройству изолятора и санитарного узла.
Представитель Администрации <адрес> <адрес> – Балаченков *** /по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ/ - с заявлением не согласился.
Представитель Дошкольного образовательного учреждения детский сад № комбинированного вида <адрес> – Титов *** /по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ/ - поддержал заявление прокурора и доводы прокурора <адрес> подтвердил.
Суд, заслушав пом.прокурора <адрес> Антонову ***, представителей Администрации <адрес> <адрес> – Балаченкова <адрес> Дошкольного образовательного учреждения детский сад № комбинированного вида <адрес> – Титова ***, полагает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно п.2 Постановления от 10.02.2009 года № 2 Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий), органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится невыполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативно – правовыми актами, определяющими полномочия этих лиц должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами.
В п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 года указано, что исходя из положений ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному акту.
Согласно п.3 ст.35 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> в рамках осуществления надзора за соблюдением требований Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проведена проверка соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в Дошкольном образовательном учреждении детский сад № комбинированного вида, расположенном по адресу: <адрес>, в целях создания безопасных условий воспитания, обучения, ухода, присмотра, оздоровления воспитанников и работающего персонала.
Согласно п.5 ст.12 Закона РФ «Об образовании» деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
Согласно ст.32 ФЗ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится в числе прочих материально – техническое обеспечение и техническое оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
В соответствии со ст.51 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.
Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.
В соответствии с п.3 ч.3 ст.32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
В соответствии со ст.28 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников и выполняться требования санитарного законодательства.
В ходе проверки установлено, что медицинский кабинет ДОУ детский сад № <адрес> не соответствует требованиям, предъявляемым санитарно – эпидемиологическим законодательством, а именно, отсутствуют: изолятор, санитарный узел, канцелярский шкаф, медицинский столик со стеклянной крышкой, холодильник, ростомер, стулья в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
Согласно п.1.1. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» данные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с п.1.4. СанПиН 2.4.1.2660-10«Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» настоящие санитарные правила распространяются на дошкольные организации, реализующие как основную общеобразовательную программу дошкольного образования (дошкольные образовательные организации), так и на дошкольные организации, оказывающие услуги по уходу и присмотру за детьми, не связанные с оказанием образовательных услуг.
В соответствии с п.4.20. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» помещения медицинского назначения для обслуживания детей размещают на первом этаже дошкольной организации единым блоком. Медицинский кабинет должен иметь самостоятельный вход из коридора и размещаться смежно с палатой (одной из палат) изолятора.
В дошкольных организациях вместимостью 280 и более детей изолятор проектируют не менее чем на 2 инфекции (2 отдельных помещения).
В Приложении 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» в таблице № 1 приведены состав и площади медицинских помещений.
В адрес руководителя ДОУ детский сад № <адрес> прокурором <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление об устранении нарушений санитарно – эпидемиологического законодательства и требованием привести в соответствие с санитарными нормами и правилами медицинский кабинет детского сада.
Однако, до настоящего времени медицинский кабинет ДОУ детский сад № <адрес> не приведен в соответствие с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
Несоответствие требованиям санитарных норм и правил медицинского кабинета ДОУ детский сад № <адрес> препятствует получению данным учреждением образования лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Данное учреждение является дошкольным образовательным учреждением, осуществляющим образовательно – воспитательный процесс.
Финансирование ДОУ детский сад № <адрес> осуществляется учредителями: Министерством образования и науки <адрес> по нормативам, обеспечивающим материальное содержание воспитанников и образовательный процесс; Администрацией городского округа Сызрань по муниципальным программам, реализуемым ДОУ, по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений, оплате коммунальных услуг, приобретению оборудования.
Согласно п.п.2.2. Договора о совместном учредительстве образовательных учреждений от ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом науки и образования <адрес> и Администрацией городского округа <адрес> – Администрация городского округа <адрес> осуществляет финансирование муниципальных программ, реализуемых учреждениями; осуществляет реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений учреждений, оплату коммунальных услуг и приобретаемого для учреждений оборудования длительного пользования, содействует учреждениям в решении вопросов их материально-технического обеспечения.
Руководителем дошкольного образовательного учреждения детский сад № <адрес> в адрес Администрации городского округа Сызрань неоднократно направлялись заявки о выделении денежных средств на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Самостоятельно дошкольное образовательное учреждение детский сад № <адрес> не может устранить вышеуказанные нарушения санитарных норм и правил, поскольку требуется вложение значительных денежных средств, а также в связи с отсутствием собственных средств и бюджетным финансированием, а финансирование Администрацией г.о.Сызрань на устранение указанных нарушений санитарно – эпидемиологического законодательства осуществляется недостаточно.
Таким образом, прокурорская проверка показала, что учредителем учреждения – Администрацией городского округа <адрес> ненадлежащим образом и не в полном объеме выполняются обязанности по содержанию образовательного учреждения, игнорируя требования действующего законодательства.
Бездействие должностных лиц Администрации городского округа <адрес> способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников дошкольного учреждения.
Необходимость устранения нарушений требований санитарно – эпидемиологического законодательства в Дошкольном образовательном учреждении детский сад № <адрес> и проведения необходимых организационно – хозяйственных мероприятий по оборудованию медицинского пункта детского сада, а именно выделение денежных средств на приобретение канцелярского шкафа, медицинского столика со стеклянной крышкой, холодильника, ростомера, стульев в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» подтверждена письмом начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в городе <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, заявление прокурора <адрес> подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление прокурора <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления – Администрации городского округа <адрес> по непринятию мер к устранению нарушений требований санитарно – эпидемиологического законодательства в Дошкольном образовательном учреждении детский сад № <адрес> удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа <адрес> устранить нарушения требований санитарно – эпидемиологического законодательства в Дошкольном образовательном учреждении детский сад № <адрес> и провести необходимые организационно – хозяйственные мероприятия по оборудованию медицинского пункта детского сада, а именно выделить денежные средства на приобретение канцелярского шкафа, медицинского столика со стеклянной крышкой, холодильника, ростомера, стульев в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
Решение с правом обжалования в Самарский областной суд через Сызранский городской суд <адрес> в течение 10 дней.
С У Д Ь Я :