оспаривание решения Росреестра



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 октября 2011 года Сызранский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Левиной С.А.

при секретаре Марукян Ю.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4065/11 по заявлению Дронова М.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным решения

Установил:

      Дронов М.В. обратился в суд с данным заявлением, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ он подал документы в Сызранский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с целью регистрации своего права собственности на земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, право собственности на который, возникло у него в порядке наследования после смерти матери А*** В ранее выданных документах была указана площадь данного земельного участка 507 кв.м., земельный налог оплачивается на эту площадь. Он знал, что его родители при жизни присоединили к своему участку еще часть заброшенной территории, так как за их участком находился овраг, а также визуально видно, что участок значительно больше, чем указано в документах. В связи с данными обстоятельствами он обратился в специализированную организацию, и её специалисты выполнили межевание земельного участка, по результатам которого, площадь участка составила 906 кв.м. Он подал заявление в ФГУ «Земельная кадастровая палата», и земельный участок был поставлен на учет с площадью 906 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация была приостановлена по тем основаниям, что решение Сызранского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу является правоустанавливающим документом. Полагает, что его право собственности на земельный участок возникло в момент смерти наследодателя, решение суда не является правоустанавливающим документом, а лишь подтверждает его право на то или иное наследство. Кроме того, в уведомлении о приостановлении государственной регистрации нет ссылки на требования Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости», согласно которому допускается регистрация права собственности на земельные участки, если не нарушены предельные допустимые размеры. В данном случае предельные размеры не нарушены и значительно меньше допуска. Просит отменить решение о приостановлении государственной регистрации и обязать регистратора Б*** провести регистрацию права собственности Дронова М.В. на земельный участок с местоположением <адрес>.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Авдеев В.В. заявленные требований поддержал, привел доводы, изложенные выше.

    Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области Устинов О.В. против заявления возражал, привел доводы, изложенные в письменном отзыве, пояснил, что Дронов М.В. обжалует приостановление государственной регистрации, о которой сам же заявлял в своем заявлении, приостановление государственной регистрации – право регистратора. Государственная регистрация приостановлена в связи с не соответствием технического описания земельного участка площадью 906 кв.м., указанного в кадастровом паспорте, решению суда, которым признано право собственности за заявителем на земельный участок площадью 507 кв.м. Полагает, что действия регистратора законные и обоснованные.

    Проверив дело, заслушав стороны, суд находит заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с п.1, 2 ст.16 Федерального Закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон о регистрации) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для её проведения.

         В соответствии с п.1 ст.18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее ЕГРП).

        Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Дронов М.В. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.

В качестве правоустанавливающего документа заявитель представил на государственную регистрацию прав решение Сызранского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому за Дроновым М.В. признано право собственности на земельный участок площадью 507 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, и кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок площадью 906 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация права собственности на вышеуказанный земельный участок приостановлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ на основании абз. 1 п.1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

ДД.ММ.ГГГГ заявителю было сообщено, что государственная регистрация права собственности на вышеуказанный земельный участок приостанавливается на основании поданного им заявления от ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ на основании п.3 ст.19 Закона о регистрации.

Согласно п.3. ст.1 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о государственном кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.

В соответствии с пунктами 2,4 ст.14 Закон о государственном кадастре, сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости, который представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения    об объекте недвижимости.

    Согласно ст.12 Закона о регистрации, права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в ЕГРП. ЕГРП состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Каждый раздел состоит из трех подразделов.

      В подразделе I содержится краткое описание каждого объекта недвижимого имущества: адрес (местоположение), вид (название) объекта, его площадь (по кадастровому паспорту объекта недвижимого имущества или иному документу, предусмотренному настоящим Федеральным законом и содержащему описание объекта недвижимого имущества), назначение и иная необходимая информация, в том числе об отнесении объекта недвижимого имущества к объектам культурного наследия или к выявленным объектам культурного наследия.

    Исходя из указанных норм права, сведения об объекте недвижимости в ЕГРП вносятся на основании кадастрового паспорта.

Согласно ст. 5 Закона о государственном кадастре каждый объект недвижимости, сведения, о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер).

В соответствии с п. 5 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.09.2000г. № 660 кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежат государственной регистрации в ЕГРП.

Идентификация земельного участка в ЕГРП осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему органом кадастрового учета (абз.4 п.3 ст.12 Закона о регистрации).

Однако, кадастровый паспорт объекта недвижимого имущества, выданный уполномоченным органом по учету объектов недвижимого имущества, свидетельствующий о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости – земельного участка площадью 507 кв.м., право на который заявлено к регистрации и, соответственно, о его существовании на государственную регистрацию не представлен.

    В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.02.09г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных муниципальных служащих», основание для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) органа государственной власти недействительными является одновременное наличие двух условий – незаконности правового акта, действия (бездействия) государственного органа и нарушение прав и законных интересов или создание препятствий к осуществлению прав и свобод, обратившегося в суд с соответствующим требованием гражданина.

    В соответствии с п.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

Суд полагает, что приостановление государственной регистрации права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ принято в соответствии с законом и в пределах полномочий органа, не нарушает и не ущемляет прав и законных интересов истца, поскольку противоречия в кадастровом паспорте на спорный земельный участок и в правоустанавливающем документе - решении Сызранского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ не устранены, земельный участок площадью 507 кв.м. на кадастровом учете не состоит, суд полагает в удовлетворении заявленных требований отказать.

При этом суд принимает во внимание, что приостановление регистрации является правом государственного регистратора, предоставленным ему ФЗ № 122 от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», и не может рассматриваться как уклонение от государственной регистрации.

Доводы заявителя и его представителя суд полагает не обоснованными по вышеизложенным основаниям.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

                                                   Р Е Ш И Л:

     В удовлетворении заявления Дронова М.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об отмене решения о приостановлении государственной регистрации и понуждении провести регистрацию права собственности на земельный участок с местоположением: <адрес> - отказать.

    Решение с правом обжалования в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 10 дней.

Судья:                                                                           Левина С.А.

Мотивированное решение изготовлено     ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                                                             Левина С.А.