предоставление жилого помещения вне очереди



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

гор. Сызрань                                                                                            4 августа 2011 года

Сызранский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Кислянниковой Т.П.

С участием прокурора Седова А.Ю.

при секретаре Калмыковой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2962/10 по иску прокурора города Сызрани в интересах Головиновой И.С. к Администрации городского округа Сызрань о выделении средств для приобретения жилого помещения,

        У с т а н о в и л :

                      Прокурор г. Сызрани обратился в суд с иском в интересах Головинова И.С. к Администрации г.о. Сызрань о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма, выделении денежных средств для приобретения Головиновой И.С. отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения не ниже установленных социальных норм, предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, обязании ответчика Администрации городского округа Сызрань выделить денежные средства для приобретения Головиновой И.С. отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения не ниже установленных социальных норм, предоставить социальную выплату на строительство или приобретение жилого помещения. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что Головинова И.С. , **** года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и в настоящее время имеет право на внеочередное и незамедлительное обеспечение со стороны Администрации г.о. Сызрань жилым помещением по договору социального найма не ниже социальных норм, установленных ст.5 Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД (в редакции от 09.02.2010 года № 14-ГД), однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, чем нарушено её право на жилище, гарантированное Конституцией РФ.

        В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Седов А.Ю. заявление поддержал, привел доводы, изложенные выше и в исковом заявлении.

        Истец Головинова И.С. в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, она является сиротой. С 2010 года стоит на очереди на получение жилья в органе опеки и попечительства.

        Представитель ответчика Администрации городского округа Сызрань по доверенности Зимина Л.С. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что обязанность по несению такого вида расходов лежит на бюджете субъекта Российской Федерации, в городском бюджете на эти цели денежные средства не предусмотрены, в бюджет не заложены. Выделение денежных средств для приобретения жилого помещения детям сиротам не относится к полномочиям органа местного самоуправления.

              Представитель третьего лица Правительства Самарской области и Министерства Экономического развития, инвестиций и торговли по доверенности Гордийчук Д.В. в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменный отзыв, в котором возражает против удовлетворения исковых требований истца по тем основаниям, что в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 8 Закона дополнительные гарантии прав детей-сирот, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно статьи 5 Закона Самарской области от 07.07.2005 № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области. Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 № 421, утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок), согласно которому учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан (пункт 1.4). Согласно части 1 статьи 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» (далее Закон № 115-ГД) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Согласно пункту 1.3 Положения о министерстве экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 № 83, финансирование деятельности министерства осуществляется за счет средств областного бюджета. Составление проекта областного бюджета, организация его исполнения, а также утверждение и доведение до главных распорядителей средств областного бюджета предельных объемов финансирования являются полномочиями министерства управления финансами Самарской области, которое является финансовым органом Самарской области согласно Положению о министерстве управления финансами Самарской области. утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 21.11.2008 № 447.

Министерство является главным распорядителем средств областного бюджета в пределах объема, предусмотренного Законом Самарской области о бюджете на текущий год и плановый период. В дальнейшем полученные средства пропорционально распределяются между подведомственными министерству получателями бюджетных средств и представленными списками лиц, подлежащих обеспечению жильем. Объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из размера средств, выделяемых из областного бюджета, по формуле установленной в методике. В 2010 году в ходе исполнения областного бюджета министерство и Правительство Самарской области изыскало возможность и увеличило объем бюджетных ассигнований на данные цели в 7,8 раз (с 60 млн. рублей до 470 млн. рублей, в том числе 16,1 млн. рублей поступили из федерального бюджета). Данные средства позволили решить жилищные проблемы порядка 465 детей-сирот. В 2011 году министерством и Правительством Самарской области также продолжена работа по обеспечению жильем детей-сирот. Так, в соответствии с Законом Самарской области от 01.12.2010 № 130-ГД «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» в 2011 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот установлен лимит в сумме 115,1 млн. рублей. Это позволит решить жилищную проблему порядка 107 детей-сирот. Средства распределены между муниципальными образованиями в соответствии с методикой расчета субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, утвержденной Законом № 115-ГД. Требования Закона № 115-ГД ответчиком соблюдены в полном объеме. Между тем, учитывая сложившуюся ситуацию, министерством и Правительством Самарской области предпринимаются все меры по решению проблемы обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, однако, средств не достаточно, для того что бы органы местного самоуправления имели возможность полностью и единовременно обеспечить данную категорию граждан.

           Представитель третьего лица Жилищного отдела КЖКХ Администрации г.о. Сызрань по доверенности Остапенко Л.Е. против исковых требований возражала по тем основаниям, что Головинова И.С. поставлен на очередь 19.04.2010г., в списке УВСМиД Администрации г.о. Сызрань состоит с 2010 года. Согласно ст. 57 ЖК РФ, жилое помещение предоставляется согласно очередности. Существует список внеочередников, в котором состоят дети-сироты, им жилое помещение предоставляется также в порядке очереди.

              Представитель третьего лица Управления по вопросам семьи, материнства и детства Администрации г.о. Сызрань по доверенности Ветлугина Т.В. оставила иск на усмотрение суда, дополнив, что истица с 03.03.2010г. значится в списках детей-сирот в органе опеки под номером 36.

        Проверив дело, заслушав лиц, участвующих в деле, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Головинова И.С. . **** 1987 года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот. Заочным решением Сызранского городского суда Самарской области от **** родители истицы Еремина Г.В. , 1960 года рождения, и Головинов С.А. , 1956 года рождения, лишены родительских прав отношении дочери Головиновой И. , 1987 года рождения.

Распоряжением Главы Администрации г. Сызрани от 06 марта 2003 года № 300-р за несовершеннолетней Головиновой И.С. , ****1987 года рождения, родители которой лишены родительских прав, сохранено право проживания в домовладении по адресу ***, общей площадью 35 кв.м., жилой площадью 25,9 кв.м.

Распоряжением Главы Администрации городского округа Сызрань от 27 февраля 2010 года № 17-р отменено распоряжение Главы Администрации г. Сызрани от 06.03.2003г. № 300-р» О сохранении права проживания в домовладении по адресу ***, за несовершеннолетней Головиновой И.С.», так как дом по вышеуказанному адресу принадлежит Головинову А.И. , членом семьи которого Головинова И.С. не является.

**** истица обратилась в Администрацию г.о. Сызрань с заявлением о постановке ее на очередь в Жилищный отдел Администрации г.о. Сызрань на внеочередное получение жилья, т.к. является сиротой, после чего на основании Постановления Главы Администрации городского округа Сызрань от 19.04.2010 года № 948 Головинова И.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании ст. 52 ЖК РФ. Постановлением Главы Администрации городского округа Сызрань от 28.06.2010 года № 1796 Головинова И.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещения на основании ст. 52 ЖК РФ, Закона Самарской области от 24.10.2006 года № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», Головинова И.С. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения и имеющих право на внеочередное получение жилья с составом семьи 1 человек.

Закрепленного жилого помещения за ней не имеется.

Указанные обстоятельства подтверждаются копиями паспорта и свидетельства о рождении истицы, заявлением от 03 марта 2010 года, заочным решением Сызранского городского суда Самарской области от 06 мая 2002 года, распоряжением Администрации г.Сызрань от 06 марта 2003 года № 300-р, распоряжением Главы администрации городского округа Сызрань от 27.02.2010 года № 17-р, сообщениями Управления Росреестра по Самарской области, справкой Сызранского филиала ГУП «ЦТИ» от 04 июля 2011 года, а также другими материалами настоящего гражданского дела.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей это лица в возрасте 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения: по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей-, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах: Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.06 года № 87-ГД (в редакции от 09.02.10№ 14-ГД) для указанной категории граждан - лиц из числа детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, норма предоставления жилой площади составляет 33 квадратных метра общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жилья.

В силу п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 85 Бюджетного Кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.

Таким образом, федеральным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы государственной власти субъектов РФ, за счет средств их бюджетов.

Частью 3 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.006 года № 27-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленных ст. 5 настоящего Закона.

При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области гражданам. .. в соответствии с их письменного заявления может предоставляться социальная выплата. Порядок предоставления жилых помещений и социальных выплат гражданам... определяется Правительством Самарской области.

Согласно ст. 5 Закона Самарской области от 05.07.2005 года №152-ГД " Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ним жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.

Согласно п. 1.2, 3.1, 3.3, 5.3 Постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 года №421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.2006 года №87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области».

При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области детям-сиротам, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется путем предоставления им социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Формирование списков детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется до 1 февраля органами      местного самоуправления по месту жительства, исходя из даты обращения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет.

Органы местного самоуправления не позднее 15 февраля предоставляют в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом также установлено, что в соответствии с Законом Самарской области «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2113 годов» распределены субвенции на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, городскому округу Сызрань выделено 6 086 000 рублей.

Распорядителем средств областного бюджета в сумме 6 086 000 рублей, предусмотренных на 2011 год на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, определена Администрация городского округа Сызрань. Уполномоченным органом, осуществляющим формирование списков и организацию обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определено Управление по вопросам семьи, материнства и детства Администрации городского округа Сызрань.

Таким образом, Головинова И.С. , **** 1987 года рождения, в настоящее время имеет право на внеочередное и незамедлительное обеспечение со стороны Администрации городского округа Сызрань жилым помещением по договору социального найма не ниже социальных норм установленных ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.06 года № 87-ГД (в редакции от 09.02.10№ 14-ГД), однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, что нарушает ее право на жилище, гарантированное Конституцией РФ.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать Администрацию г.о.Сызрани выделить Головиновой И.С. денежные средства (за счет средств областного бюджета) для приобретения жилого помещения согласно действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора города Сызрани в интересах Головиновой И.С. к Администрации городского округа Сызрань о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Администрацию г.о. Сызрань предоставить Головиновой И.С. социальную выплату (за счет средств бюджета Самарской области) для приобретения жилого помещения в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 10 дней.

Судья                             Кислянникова Т.П.