Р Е Ш Е Н И Е
26 июля 2011 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
Председательствующего судьи Ашурковой А.П.
при секретаре Галкиной С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2991/11 по иску Сызранского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Самарский речной порт» в лице филиала «Сызранский речной порт» об аттестации рабочего места,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ОАО «Самарский речной порт» в лице филиала «Сызранский речной порт» об аттестации рабочего места, ссылаясь на то, что в ходе проверки, соблюдения трудового законодательства в Сызранском речном порту- филиале ОАО «Самарский речной порт» выявлены нарушения трудового законодательства, в части регламентирующего проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
На основании ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
В соответствии с ч. 12 ст. 209 Трудового кодекса РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Регулирование вопросов деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей- физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформление и использование результатов аттестации, а также определение методов исследования при проведении оценки условий труда регламентировано Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее -Порядок), утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 года № 569.
Согласно указанному Порядку аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (п.2 Порядка).
В соответствии с п. 4 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях, в том числе, контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно- следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; подготовки статистической отчетности об условиях труда; последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований); принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников.
Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет (п. 5 Порядка).
Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию (п. 7 Порядка).
Согласно акта, составленного по результатам проверки, в Сызранском речном порту- филиале ОАО «Самарский речной порт» аттестация проводилась последний раз в мае 2006 года, соответственно срок аттестации истек в мае 2011 года.
Согласно перечня рабочих мест подлежащих аттестации по условиям труда в Сызранском речном порту имеется рабочее место ведущего юрисконсульта.
В ходе проверки соблюдения требований трудового законодательства РФ, проведенной Сызранской транспортной прокуратурой совместно с Государственной инспекцией труда в Самарской области установлено, что аттестация выше указанного рабочего места по условиям труда в Сызранском речном порту- филиале ОАО «Самарский речной порт» не проведена.
В соответствии с ч. 4 ст. 353 Трудового кодекса РФ государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
В соответствии с положениями п.4 ст. 27, п.3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.
Неисполнение Сызранским речным портом- филиалом ОАО «Самарский речной порт» требований действующего трудового законодательства в части проведения аттестации рабочих мест по условиям труда нарушает права лиц, работающих в организации, круг которых в результате периодических изменений кадрового состава меняется. В связи с текучестью кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. Кроме того, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте, а направлена на обеспечение безопасных условий труда в целом. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать, в связи с чем Сызранский транспортный прокурор обращается в суд в защиту неопределенного круга лиц.
Просит обязать ОАО «Самарский речной порт» в лице филиала Сызранский речной порт провести аттестацию по условиям труда рабочего места ведущего юрисконсультанта.
В судебном заседании представитель прокуратуры поддержал указанные выше требования.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования признал, пояснил, что аттестация рабочих мест будет проведена до ДД.ММ.ГГГГ года, заключен договор с ООО « Самарский центр испытаний и сертификации» на проведение аттестации 56 рабочих мест.
Суд, заслушав представителя прокуратуры, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
На основании ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
В соответствии с ч. 12 ст. 209 Трудового кодекса РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Регулирование вопросов деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей- физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформление и использование результатов аттестации, а также определение методов исследования при проведении оценки условий труда регламентировано Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее -Порядок), утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 года № 569.
Согласно указанному Порядку аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (п.2 Порядка).
В соответствии с п. 4 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях, в том числе, контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно- следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; подготовки статистической отчетности об условиях труда; последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований); принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников.
Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет (п. 5 Порядка).
Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию (п. 7 Порядка).
Согласно акта, составленного по результатам проверки, в Сызранском речном порту- филиале ОАО «Самарский речной порт» аттестация проводилась последний раз в мае 2006 года, соответственно срок аттестации истек в мае 2011 года.
Согласно перечня рабочих мест подлежащих аттестации по условиям труда в Сызранском речном порту имеется рабочее место ведущего юрисконсульта.
В ходе проверки соблюдения требований трудового законодательства РФ, проведенной Сызранской транспортной прокуратурой совместно с Государственной инспекцией труда в Самарской области установлено, что аттестация выше указанного рабочего места по условиям труда в Сызранском речном порту- филиале ОАО «Самарский речной порт» не проведена.
В соответствии с ч. 4 ст. 353 Трудового кодекса РФ государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.
Неисполнение Сызранским речным портом- филиалом ОАО «Самарский речной порт» требований действующего трудового законодательства в части проведения аттестации рабочих мест по условиям труда нарушает права лиц, работающих в организации, круг которых в результате периодических изменений кадрового состава меняется. В связи с текучестью кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. Кроме того, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте, а направлена на обеспечение безопасных условий труда в целом. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать, в связи с чем Сызранский транспортный прокурор обращается в суд в защиту неопределенного круга лиц.
Таким образом, суд полагает, что в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, исковое заявление следует удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сызранского транспортного прокурора удовлетворить.
Обязать ОАО «Самарский речной порт» в лице филиала «Сызранский речной порт» провести аттестацию по условиям труда рабочего места ведущего юрисконсульта.
На определение может быть подана частная жалоба в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 10 дней.
Судья Ашуркова А.П.