Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июля 2011 года Сызранский городской суд Самарской области в составе председательствующего Малкиной Л.И.
с участием представителя прокуратуры г. Сызрани Антоновой В.М
при секретаре Глазковой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2895/11 по иску прокурора г. Сызрани в интересах ЛВ к Администрации городского округа Сызрань о предоставлении жилого помещения, суд
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. о.Сызрань в интересах ЛВ обратился в суд с иском об обязании Администрации г.о. Сызрань выделить денежные средства для приобретения отвечающим санитарным и техническим требованиям жилого помещения не ниже установленных социальных норм (предоставить социальную выплату на строительство или приобретение жилого помещения), ссылаясь на то, что ЛВ ДД.ММ.ГГГГ г.р. относится к лицам из числа детей-сирот федеральным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы государственной власти субъектов РФ, за счет средств их бюджетов.
В судебном заседании представитель истца в лице помощника прокурора АВ исковые требования поддержала, привела доводы, изложенные выше, дополнила, что жилое помещение за ЛВ не закреплялось, личного жилья для проживания не имеет. Уточнила исковые требования, просила предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте городского округа Сызрань согласно действующему законодательству за счет средств Самарской области.
В судебное заседание ЛВ не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, не возражал против предоставления социальной выплаты.
В судебном заседании представитель Администрации городского округа Сызрань в лице ФИ исковые требования не признала, полагала, что Администрация городского округа Сызрань является ненадлежащим ответчиком, поскольку в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Предусмотренная вышеназванная мера по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам.
В судебное заседание представитель третьих лиц Правительства Самарской области и Министерства Экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в лице МР не явился, представил возражение, в котором просит рассмотреть дело в их отсутствие, поэтому суд определил рассмотреть дело без их участия, огласив представленное в суд возражение, из которого усматривается, что исковые требования не признают, поскольку объем субвенций определяется исходя из размера средств, выделяемых из областного бюджета, по формуле установленной в методике. Все средства областного бюджета предоставляется на основании Закона Самарской области «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». Требования Закона Самарской области от 24.10.2006 г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» ответчиком соблюдены в полном объеме.
Заслушав стороны, заключение представителя прокуратуры, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ, признанным по установленным настоящим кодексом и (или) федеральным законом указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Категориям граждан, указанным в ч. 3 ст. 49. ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
В силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения: по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессиональной) образования, либо по окончании службы в рядах: Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
В соответствии с Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" от 11.07.2006 г. № 87-ГД обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот осуществляется путем предоставления субвенций на предоставление социальных выплат, а также путем выделения денежных средств на строительство и приобретение жилья для дальнейшего предоставления жилых помещений лицам данной категории..
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
Согласно ст. 5 Закона Самарской области 7.07.2005 г. № 152 ГД «Об отдельных мерах социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.
Согласно п. 1.2, 3.1, 3.3, 5.3 Постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 г. № 421 "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилом фонде социального использования, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом.
Согласно указанному Порядку учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.
Согласно ст. 5,6,8 Закона 77-ГД органы государственной власти передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Судом установлено, что ЛВ ДД.ММ.ГГГГ г.р. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, что подтверждается распоряжением №-р от 234.03.2010 г.
Жилого помещения не закреплялось, личного жилья для проживания не имеет. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ ЛВ принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
На основании Постановления Администрации г.о. Сызрань № от ДД.ММ.ГГГГ ЛВ включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения и имеющих право на внеочередное получение жилья с составом семьи 1 человек.
До настоящего времени социальная выплата на приобретение жилья ЛВ не предоставлена, таким образом иск прокурора подлежит удовлетворению.
Доводы представителя Администрации городского округа Сызрань о том, что Администрации городского округа Сызрань является не надлежащим ответчиком судом не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу абз. 2 4.1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ в том числе и дети-сироты обеспечиваются жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства. В соответствии с Уставом городского округа Сызрань именно органы местного самоуправления при разрешении вопросов о предоставлении жилых помещений и социальных выплат лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, наделены на различных этапах соответствующими полномочиями.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать Администрацию г.о. Сызрань предоставить ЛВ социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте городского округа Сызрань согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора города Сызрани в интересах ЛВ ДД.ММ.ГГГГ г.р., удовлетворить.
Обязать Администрацию г.о. Сызрань предоставить ЛВ социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте городского округа Сызрань согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 10 дней.
Судья : Малкина Л.И.