признание недействительными сделок



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ    РОССИЙСКОЙ    ФЕДЕРАЦИИ

Гор. Сызрань                                                                                    12 октября 2011 года

Сызранский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Кислянниковой Т.П.

при секретаре Зиборовой М.С.

с участием адвоката Канасавской Н.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3966/11 по иску Ведерников АН к Тарассв ДЕ о признании недействительными договоров купли-продажи,

У С Т А Н О В И Л :

Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании недействительными ничтожных договоров купли-продажи квартир по адресу: <адрес> по адресу: <адрес>, заключенными ДД.ММ.ГГГГ между истцом и Тарассв ДЕ, действующим от своего имени и как законный представитель несовершеннолетней дочери Тараосва ЯД Яны Денисовны, ссылаясь на то, что по предварительной договоренности между истцом и его племянником Тарассв ДЕ, действующим в своих интересах и как законный представитель своей несовершеннолетней дочери Тараосва ЯД Яны Денисовны, ДД.ММ.ГГГГ были заключены два договора купли-продажи квартир: по одному договору истец продал Тарассв ДЕ и его дочери Тараосва ЯД в общую долевую собственность (по 1/2 доли каждому) принадлежащую ему по праву собственности квартиру по адресу: <адрес>. Переход права собственности был зарегистрирован в регистрирующем органе и ДД.ММ.ГГГГ им выданы свидетельства о государственной регистрации права общей долевой собственности (по 1/2 доли каждому) на указанную квартиру. По другому договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Тарассв ДЕ, действующий в своих интересах и как законный представитель своей несовершеннолетней дочери Тараосва ЯД продал истцу принадлежащую им по праву общей долевой собственности (по 1/2 доли каждому) квартиру по адресу: <адрес>. Переход права собственности был зарегистрирован в регистрационной службе и ДД.ММ.ГГГГ истцу было выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на указанную квартиру. Данные сделки были оформлены документально, без намерения создать фактические правовые последствия, об этом была договоренность с Тарассв ДЕ и его супругой Тарасова ОА Денежные средства за квартиры по данным договорам не передавались. Стороны до настоящего времени зарегистрированы и проживают в принадлежащих им до заключения договоров квартирах, несут бремя их содержания, сведения о смене собственников квартир в управляющие организации сторонами не передавались. После заключения вышеуказанных договоров купли-продажи фактически правоотношения между сторонами сделок в отношении пользования и владения жилыми помещениями не изменились, т.е. договора купли-продажи квартир сторонами не исполнены. Данные сделки являются мнимыми. В настоящее время квартира по адресу: <адрес>, которой истец фактически владеет и пользуется, является предметом раздела между Тарассв ДЕ и Тарасовой Е.Е., чем затронуты интересы истца, в связи с чем он вынужден обратиться в суд.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал, привел доводы, изложенные выше, и в исковом заявлении, дополнил, что они договорились с ответчиком и его супругой, чтобы после его смерти квартира по <адрес> будет принадлежать ответчику, им посоветовали оформить договоры купли-продажи, договор купли-продажи квартиры по <адрес> оформили, для того чтобы у истца было жилье. Он продолжает проживать в квартире по <адрес>, оплачивает квартплату и коммунальные услуги по этому адресу, свои вещи из квартиры не перевозил.

Ответчик Тарассв ДЕ в судебном заседании исковые требования признал, суду пояснил, что истец – его дядя, у них с ним была договоренность, чтобы квартира по <адрес>, принадлежащая истцу, досталась ему (ответчику) и чтобы не оформлять наследство, после смерти дяди, т.к. имеются другие наследники, им посоветовали оформить договоры купли-продажи. После оформления договоров купли-продажи они не переезжали из своих квартир, продолжали оплачивать квартплату и коммунальные услуги каждый за свою квартиру, деньги по договорам купли-продажи никто никому не передавал, об этой договоренности знала и супруга ответчика.

Третье лицо Тарасова ОА в судебном заседании возражала против исковых требований истца, пояснила, что ей было известно о договоренности между истцом и ответчиком о том, чтобы квартира по <адрес> после смерти истца досталась ответчику, денежные средства за квартиру по <адрес> они с ответчиком истцу не передавали, денежные средства за квартиру по <адрес> от истца они также не получали, в квартиру по <адрес> они не переезжали, продолжали проживать в квартире по <адрес>.

Представитель третьего лица Тарасова ОА по доверенности Прокофьев А.А. в судебном заседании возражал против исковых требований, сослался на доводы, изложенные в письменном возражении.

Представитель органа опеки и попечительства - Тарасова С.А в судебном заседании против требований истца возражала, пояснив, что оснований для признания вышеуказанных договоров купли-продажи квартир недействительными не имеется, поскольку сделки фактически состоялись.

Проверив дело, заслушав объяснения сторон, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец Ведерников АН являлся собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, а также свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ

Ответчик Тарассв ДЕ и его несовершеннолетняя дочь Тараосва ЯД, ДД.ММ.ГГГГ являлись собственниками (по 1/2 доли каждому) квартиры, расположенной по адресу: <адрес> на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ между истцом Ведерников АН и ответчиком Тарассв ДЕ, действующим от своего имени, а также в интересах несовершеннолетней дочери Тараосва ЯД заключен договор купли-продажи квартиры, в соответствии с которым Ведерников АН продал покупателям – Тарассв ДЕ и Тараосва ЯД принадлежащую ему по праву собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Данный договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по <адрес>. Право собственности на квартиру по указанному адресу зарегистрировано за Тарассв ДЕ и Тараосва ЯД в регистрационной службе, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком Тарассв ДЕ, Тараосва ЯД Яны Денисовны в лице законного представителя Тарассв ДЕ и истцом Ведерников АН заключен договор купли-продажи квартиры, в соответствии с которым Тараосва ЯД продали покупателю Ведерников АН принадлежащую им по праву собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Данный договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по <адрес>. Право собственности на квартиру по указанному адресу зарегистрировано за Ведерников АН в регистрационной службе, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ

Судом установлено, что оплата по вышеуказанным договорам купли-продажи квартир между сторонами не была произведена, что подтверждается объяснениями сторон в судебном заседании.

Истец Ведерников АН проживает и зарегистрирован в квартире по адресу: <адрес>, несет расходы по ее содержанию. В квартире по адресу: <адрес> истец не проживал и проживать не желает, не осуществляет никаких действий по владению, пользованию и распоряжением указанной квартиры, не несет расходов по ее содержанию.

Ответчик Тарассв ДЕ, его дочь – Тараосва ЯД зарегистрированы и проживают в квартире по адресу: <адрес>. Ответчик несет расходы по содержанию указанной квартиры. В квартире по адресу: <адрес> ответчик и его дочь не проживают, расходы по ее содержанию не несут.

Сторонами были заключены оспариваемые договоры купли-продажи квартир для того, чтобы после смерти Ведерников АН квартира, принадлежащая истцу принадлежала ответчику, без оформления наследства у нотариуса.

Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, письменными материалами дела – копиями договоров на передачу квартир (домов) в собственность граждан, копией свидетельства о праве на наследство, копиями свидетельств о государственной регистрации права, выписками из ЕГРП, квитанциями по оплате ЖКУ, справками с места жительства, копиями договоров купли-продажи квартир.

В соответствии со ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В силу ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

В силу п.1 ст.170 ГК РФ мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.

В соответствии с п.1 ст.454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению, поскольку установлено, что договоры купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ заключены между истцом и ответчиком без намерения создать соответствующие правовые последствия. Сделки по заключению договоров купли-продажи квартир по адресу: <адрес> по адресу: <адрес> носили мнимый характер, поскольку деньги за проданные квартиры не передавались.

Кроме того, с момента заключения договоров купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ передача квартиры по адресу: <адрес> Тарассв ДЕ и квартиры по адресу: <адрес> Ведерников АН фактически не состоялась. Стороны, выступающие в качестве покупателей по договорам купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ с момента заключения договоров, не осуществляли никаких действий по владению, пользованию и распоряжению квартирами, указанными в договорах, не несли расходы по их содержанию.

Доводы третьего лица Тарасова ОА о том, что признание договоров купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ недействительными ущемит права несовершеннолетней Тараосва ЯД, суд не может принять во внимание, поскольку до оформления договора купли-продажи квартиры по адресу: <адрес> Тараосва ЯД принадлежала 1/2 доли в праве на квартиру.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать недействительными сделки – договор купли-продажи квартиры по адресу <адрес>, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Ведерников АН и Тарассв ДЕ, действующим за себя и как законный представитель несовершеннолетней Тараосва ЯД Яны Денисовны, 1998 г.р. и договор купли-продажи квартиры по адресу <адрес>, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Тарассв ДЕ, действующим за себя и как законный представитель несовершеннолетней Тараосва ЯД Яны Денисовны, 1998 г.р. и Ведерников АН.

Право собственности Тарассв ДЕ и Я.Д. на квартиру по адресу <адрес>23 следует прекратить, передав квартиру в собственность истца, право собственности Ведерников АН на квартиру по <адрес>18 следует прекратить, передав квартиру в собственность ответчика и его несовершеннолетней дочери Тараосва ЯД

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Исковые требования Ведерников АН удовлетворить.

Признать недействительным договор купли-продажи квартиры по адресу <адрес>, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Ведерников АН и Тарассв ДЕ, действующим за себя и как законный представитель несовершеннолетней Тараосва ЯД, 1998 г.р.

Право собственности Тарассв ДЕ и ЯД на вышеуказанную квартиру прекратить.

    Передать квартиру по адресу <адрес> собственность Ведерников АН.

    Признать недействительным договор купли-продажи квартиры по адресу <адрес>, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Тарассв ДЕ, действующим за себя и как законный представитель несовершеннолетней Тараосва ЯД, 1998 г.р. и Ведерников АН.

Право собственности Ведерников АН на вышеуказанную квартиру прекратить.

    Передать квартиру по адресу <адрес> собственность Тарассв ДЕ и ЯД, 1998 г.р.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 10 дней.

Судья:                                                                     Кислянникова Т.П.