Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 февраля 2012 года гор.Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Сапего О.В.
при секретаре судебного заседания ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-480/2012 по заявлению САмойлова МВ об оспаривании решения Управления пенсионного фонда РФ(ГУ) в г.Сызрани, Октябрьске, Сызранском и ул. ХХХх Самарской области об отказе в назначении пенсии досрочно,
У С Т А Н О В И Л:
Истица САмойлова МВ обратилась в суд с требованиями о признании незаконным решения № №00 от **.**.**** г. Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и ул. ХХХх Самарской области в части отказа в назначении трудовой пенсии по старости и понуждении назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственном учреждении здравоохранения в сельской местности, начиная с даты возникновения права на досрочное назначение пенсии с учетом обращения в УПФР. Просит обязать ответчика включить в специальный стаж и засчитать в льготном исчислении периоды с **.**.**** г. по **.**.**** г. период работы в должности акушерки в Шигонском ТМО, с **.**.**** г. по **.**.**** г. с **.**.**** г. по **.**.**** г. период работы в должности медсестры по отпуску серного душа-массажа, с **.**.**** г. по **.**.**** г., с **.**.**** г. по **.**.**** г., с **.**.**** г. по **.**.**** г., с **.**.**** г. по **.**.**** г. обучение на курсах повышения квалификации, учебные отпуска. С **.**.**** г. по **.**.**** г., с **.**.**** г. по **.**.**** г.- работа в должности медсестры по физиотерапии в ФГУ «Санаторий «Волжский утес» УДПРФ.
В обосновании требований указала, что **.**.**** г. она обратилась в ГУ УПФ РФ в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и ул. ХХХх Самарской области с заявлением о сохранении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную деятельность в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Закона 173-ФЗ от **.**.**** г. «О трудовых пенсиях в РФ» и предоставила документы, подтверждающие стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения сельской местности.
Решением № 55 от **.**.**** г. Управления Пенсионного фонда РФ /ГУ/ в г.г. Сызрани и Октябрьске. Сызранском и ул. ХХХх Самарской области ей отказано в назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона. «О трудовых пенсиях в РФ», ввиду отсутствия достаточного специального стажа. Из ее специального стажа было исключено необоснованно несколько периодов медицинской деятельности. С решением Комиссии истица не согласна, считает его незаконным по следующим основаниям:
Из специального стажа был исключен период работы с **.**.**** г. по **.**.**** г. (2г.10м.1д.) в должности акушерки в Шигонском ТМО, так как учреждение не предусмотрено разделом «Наименование учреждений» «Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии», утвержденного постановлением Правительства РФ от **.**.**** г. №781, а также периоды работы с **.**.**** г. по **.**.**** г. (1г.9м.22д.), с **.**.**** г. по **.**.**** г. (5л.11м.28д.) в должности медсестры по отпуску серного душа-массажа в санатории «Волжский Утёс», поскольку «Списком», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.**** г. № 781 данная должность не предусмотрена.
Несмотря на изменение названия медицинского учреждения (ТМО, ЦРБ) цели, задачи и предмет его деятельности в указанные выше периоды не изменялись и были направлены на оказание медицинской помощи и услуг населению, произведение лечебно-профилактических оздоровительных мероприятий.
Выполняемая истицей работа в оспариваемый период соответствовала обязанностям медсестры по физиотерапии. Серный душ-массаж (подводный гидромассаж) – это лечебная процедура и ее выполнять обязана медсестра. Учитывая диплом о среднем специальном медицинском образовании, работодатель обязал истицу выполнять соответствующую работу, что истица и делала. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от **.**.**** г. №38 установлено, что работа в должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет.
Периоды обучения на курсах повышения квалификации: **.**.**** г. по **.**.**** г. (2м.1д.), с **.**.**** г. по **.**.**** г. (1м.4д.), **.**.**** г. по **.**.**** г. (2м.2д.), **.**.**** г. по **.**.**** г. (1м.1д.) так же исключены из стажа со ссылкой на постановление Правительства РФ от **.**.**** г. №516, но согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата пот основанному месту работы, так как повышение квалификации для медицинских учреждений, осуществляющих медицинскую деятельность, является обязательным условием выполнения работ. За время нахождения на курсах повышения квалификации работодателем производились соответствующие отчисления (страховые выплаты) в пенсионный фонд.
Периоды работы с **.**.**** г. по **.**.**** г. (4г.4м.3д.), с **.**.**** г. по **.**.**** г. (1г.7м.6д.) в должности медсестры по физиотерапии в Федеральном государственном учреждении «Санаторий «Волжский утес» Управления делами Президента РФ Пенсионный фонд РФ не засчитаны в стаж на соответствующих видах работ ни в календарном, ни в льготном исчислении, та как ФГУ «Санаторий «Волжский утес» УПД РФ « не предусмотрено п. 21 раздела «Наименование учреждений» «Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии», утвержденного постановлением Правительства РФ от **.**.**** г. №781.
В санатории «Волжский Утес» истица работает с **.**.**** г. по настоящее время медицинской сестрой по физиотерапии. За время ее работы по независящим от ее обстоятельствам по приказу УДП РФ от **.**.**** г. №131 санаторий изменил свое наименование «Санаторий «Волжский Утес» Медицинского центра УДП РФ на Федеральное Государственное учреждение «Санаторий «Волжский Утес» УДП РФ. Основные задачи учреждения по осуществлению лечебной деятельности, должностные обязанности медсестры в зависимости от смены наименования учреждения не менялись, что подтверждается Уставами учреждений, должностными инструкциями, штатным расписанием, Санаторий «Волжский Утес» был и остается центром, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения федеральных органов государственной власти, медицинским центом Управления делами Президента РФ. Эти наименования включены в п.8 Списка учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, утвержденного постановлением правительства РФ от **.**.**** г. №781.
Истица считает, что решение, вынесенное ответчиком, нарушает ее социальные права, предусмотренные ч.1 ст. 39 Конституции РФ, что повлекло обращение в суд
Просит обязать ответчика включить в специальный стаж и засчитать в льготном исчислении периоды с **.**.**** г. по **.**.**** г. период работы в должности акушерки в Шигонском ТМО, с **.**.**** г. по **.**.**** г., с **.**.**** г. по **.**.**** г. период работы в должности медсестры по отпуску серного душа-массажа, с **.**.**** г. по **.**.**** г., с **.**.**** г. по **.**.**** г., с **.**.**** г. по **.**.**** г., с **.**.**** г. по **.**.**** г. обучение на курсах повышения квалификации, учебные отпуска. С **.**.**** г. по **.**.**** г., с **.**.**** г. по **.**.**** г.- работа в должности медсестры по физиотерапии в ФГУ «Санаторий «Волжский утес» УПФ РФ.
В судебном заседании САмойлова МВ поддержала требования, привела доводы, изложенные выше. Также уточнила, что указанный ею в исковом заявлении период работы с **.**.**** г. по **.**.**** г., с **.**.**** г. по **.**.**** г. в должности медсестры по отпуску серного душа-массажа зачтен Пенсионным фондом, вязи с чем его подтверждение в судебном порядке не требуется,
Представитель Управления ПФ РФ в г.Сызрани ФИО5 требования не признала и возражала по доводам протокола № №00 от **.**.**** г..
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что заявитель САмойлова МВ с **.**.**** г. по настоящее время осуществляет трудовую деятельность в должности медсестры санатория «Волжский Утес», который неоднократно переименовался с **.**.**** г. значился как санатории « Волжский Утес» 4 Главного управления при Минздраве СССР, с **.**.**** г. санаторий « Волжский Утес» лечебно-оздоровительного объединения при Кабинете Министров СССР, с **.**.**** г. санаторий « Волжский Утес» Государственного лечебно-оздоровительного объединения, с **.**.**** г. санаторий « Волжский Утес» лечебно-оздоровительного объединения Администрации Президента РФ, с **.**.**** г. санаторий « Волжский Утес» Медицинского центра при Правительстве РФ, с **.**.**** г. санаторий « Волжский Утес» Медицинского центра Управления делами Президента РФ, с **.**.**** г. Федеральное государственное учреждение « Санаторий « Волжский Утес» Управления делами Президента РФ, то есть истица работала в одном и том же лечебном учреждении, которое в течение указанного времени неоднократно переименовывалось в связи с реорганизацией лечебных учреждений.
Основные задачи учреждения по осуществлению лечебной деятельности, рабочее место, должностные обязанности медсестры в зависимости от смены наименования учреждения не менялись. Менялось лишь название учреждения и его подчинённость, однако лечебные функции истца и санатория в целом оставались прежними.
Санаторий «Волжский Утёс» являлся и является центром, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, сотрудников федеральных органов государственной власти, Медицинским центром Управления делами Президента РФ.
Таким образом, в результате реорганизаций, изменения названий, данные лечебное учреждение не изменяло своих лечебных функций и иной работе по охране здоровья населения, соответственно, не изменялись и должностные обязанности САмойлова МВ в период ее работы в должности медсестры она занималась лечебной деятельностью.
В соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по возрасту назначается лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности, и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, дающего право на досрочную пенсию по старости, независимо от их возраста.
Таким образом, в соответствии с названным Законом досрочная трудовая пенсия назначается в зависимости от вида деятельности лица, а не от наименования и правового статуса учреждения, с которым это лицо состояло в трудовых отношениях.
Не засчитав в специальный медицинский стаж работу САмойлова МВ в должности медсестры в ФГУ санатории « Волжский Утес» управления делами Президента РФ и в должности акушерки в Шигонском территориальном медицинском объединении, Управление ПФ РФ в г.Сызрани нарушило права ее на получение досрочной трудовой пенсии за выслугу лет, которую она заслужила на основании указанного Закона, поскольку в указанные периоды истица занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Кроме того, суд считает, что УПФ необоснованно не включило истице в специальный медицинский стаж для назначения пенсии досрочно периоды с **.**.**** г. по **.**.**** г., с **.**.**** г. по **.**.**** г., с **.**.**** г. по **.**.**** г. с **.**.**** г. по **.**.**** г. – обучение на курсах повышения квалификации, учебные отпуска, поскольку повышение работниками квалификации с отрывом от производства по направлению работодателя и служебные командировки являются обязанностями работников, которые установлены трудовым законодательством и непосредственно связаны с трудовой деятельностью. В эти периоды в соответствии с нормами трудового законодательства (ст. 187 ТК РФ), за истицей сохранилось место работы (должность), средняя заработная плата и соответственно уплачивались страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа.
Кроме того, работа в медицинском учреждении невозможна без постоянного совершенствования, повышения уровня знаний. На курсы повышения квалификации истец направлялся по инициативе работодателя, истцу начислялась заработная плата, с которой удерживались все налоги, в том числе и отчисления в пенсионный фонд.
Также суд считает необоснованным отказ УПФ с зачете в специальный стаж работы периода с **.**.**** г. по настоящее время в должности медсестры в Федеральном государственном учреждении санатории «Волжский Утес» Управлениями делами Президента РФ по тому основанию, что не имеется документально подтвержденных сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» №27-ФЗ от **.**.**** г. обязанность по предоставлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета возложена на работодателя.
Таким образом, истица не может нести ответственность за работодателя по поводу представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета и повлиять на изменение сроков представления таковых сведений в УПФ.
Следовательно, отсутствие документально подтвержденных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, обязанность по представлению которых лежит на работодателе, а не работнике, не может влиять на возникновение пенсионных прав истицы, как медицинского работника.
Постановлением Конституционного Суда РФ от **.**.**** г. № 2-П было установлено, что к спорным периодам работы дающим право на досрочное начисление трудовой пенсии по старости применяются, списки и Правила, действующие в эти периоды. В соответствии с п.п, 20 п. 1 ст. 27 Закона 173 - ФЗ от 17,12 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» для сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения требуется не менее 25 лет стажа в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах.
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в российской Федерации», утверждены постановлением Правительства РФ от **.**.**** г. № 516. Согласно п.4 названного постановления в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В соответствии с п.5 этого же постановления в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию и период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных отпусков, включая дополнительные.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым заявление САмойлова МВ удовлетворить, включить в стаж работы указанные выше периоды работы в льготном исчислении, как 1 год за 1 год и 3 месяца в специальный медицинский стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, поскольку Шигонское ТМО и санаторий «Волжский Утес» расположены в сельской местности.
При этом суд принимает во внимание, что отказ в назначении пенсии по тому основанию, что не представлено сведений индивидуального (персонифицированного)учета, является незаконным, поскольку работ ник не может нести ответственность за действия должностных лиц работодателя, ответственных за предоставление таковых сведения, а как следствие, не могут нарушаться права работника на назначение пенсии.
Заявление в части назначения пенсии с даты первичного обращения не подлежит удовлетворению, поскольку на дату обращения у заявителя не было достаточно стажа работы для назначения пенсии, что подтверждено представителем УПФ в судебном заседании. В связи с чем датой назначения пенсии следует определить – **.**.**** г., поскольку именно с этой даты у истицы возникает право на назначение пенсии досрочно. При этом суд учет, что в период с **.**.**** г. по **.**.**** г. истица работа в прежней должности, отпусков не имела, занимала штатную должность и работала полный рабочий день на 1,0 ставки, что подтверждается соответствующей справкой установленного образца.
На основании и руководствуясь ст.199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление САмойлова МВ удовлетворить.
Обязать Управление ПФ РФ(ГУ) в г.Сызрани, Октябрьске, Сызранском и ул. ХХХх Самарской области включить САмойлова МВ в специальный медицинский стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, в льготном исчислении, как 1 год за 1 год и 3 месяца, периоды ее работы:
- с **.**.**** г. по **.**.**** г. в должности акушерки в Шигонском ТМО;
- с **.**.**** г. по **.**.**** г., с **.**.**** г. по **.**.**** г. в должности медсестры в Федеральном государственном учреждении санатории «Волжский Утес» Управлениями делами Президента РФ;
- с **.**.**** г. по **.**.**** г., с **.**.**** г. по **.**.**** г., с **.**.**** г. по **.**.**** г., с **.**.**** г. по **.**.**** г. – период обучения на курсах повышения квалификации, учебные отпуска,
назначив пенсию с момента возникновения на таковую - **.**.**** г..
Решение с правом обжалования в Самарский областной суд через Сызранский городской суд. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: