Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
гор.Сызрань 11 января 2012 года
Сызранский городской суд Самарской области
в составе: председательствующего судьи Зумориной Л.В.,
с участием прокурора Антоновой В.М.,
при секретаре Павловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-30/12 по иску прокурора города Сызрани Самарской области в интересах П*** С.С. к Администрации городского округа Сызрань Самарской области о предоставлении денежных средств для приобретения жилого помещения,
У с т а н о в и л :
Прокурор г.Сызрани обратился в суд с иском в интересах П*** С.С. к Администрации г.о.Сызрань о предоставлении денежных средств - социальной выплаты для приобретения жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения, не ниже установленных социальных норм.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что П*** С.С., **.**.**** г. года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время имеет право на внеочередное и незамедлительное обеспечение со стороны Администрации г.о.Сызрань жилым помещением по договору социального найма не ниже социальных норм, установленных ст.5 Закона Самарской области от **.**.**** г. №00-ГД (в редакции от **.**.**** г. №00-ГД), однако до настоящего времени ни жилым помещением, ни социальной выплатой на приобретение жилого помещения не обеспечена, чем нарушено ее право на жилище, гарантированное Конституцией РФ.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора А*** В.М. заявление поддержала, привела доводы, изложенные выше.
Истец П*** С.С. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика - Администрации городского округа Сызрань - Р*** Ю.М. /по доверенности от **.**.**** г./ - в судебном заседании исковые требования не признала по тем основаниям, что Администрация г.о.Сызрань является ненадлежащим ответчиком, т.к. обязательство по обеспечению денежными средствами для приобретения жилого помещения детям-сиротам осуществляется в рамках финансирования из областного бюджета.
Представитель третьего лица - Правительства Самарской области - М*** Р.И. /по доверенности от **.**.**** г./ - в судебное заседание не явилась, в возражении на исковое заявление от **.**.**** г. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, согласно представленным возражениям исковые требования не признала.
Представитель третьего лица - Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области - М*** Р.И. /по доверенности от **.**.**** г./ - в судебное заседание не явилась, в возражении на исковое заявление от **.**.**** г. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в возражениях от **.**.**** г.
Представитель третьего лица - жилищного отдела КЖКХ Администрации г.о.Сызрань - Д*** Э.И. /по доверенности от **.**.**** г./ - в судебном заседании исковые требования оставила на усмотрение суда, дополнила о том, что **.**.**** г. решением жилищной комиссии П*** С.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилья, а постановлением Главы Администрации г.о.Сызрань от **.**.**** г. П*** С.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях на основании ст.52 ЖК РФ, Закона Самарской области от **.**.**** г.
Представитель третьего лица - Управления по вопросам семьи, материнства и детства Администрации г.о.Сызрань - В*** Т.В. /по доверенности от **.**.**** г./ - оставила иск на усмотрение суда, пояснила, что **.**.**** г. от П*** С.С. поступило заявление о постановке ее на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья и нуждающихся в жилом помещении.
Проверив дело, заслушав лиц, участвующих в деле, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что П*** С.С., **.**.**** г. года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, родители которой отец – П*** С.В. умер **.**.**** г., мать - П*** О.Ш. лишена родительских прав по решению Сызранского районного суда Самарской области от **.**.**** г.
**.**.**** г. она обратилась в Администрацию г.о.Сызрань с заявлением в жилищный отдел на внеочередное получение жилья, т.к. она является лицом, оставшимся без попечения родителей.
На заседании комиссии по жилищным вопросам при Администрации г.о.Сызрань №00 от **.**.**** г. решено включить П*** С.С. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения и имеющих право на внеочередное получение жилья.
Постановлением Главы Администрации г.о.Сызрань от **.**.**** г. №00 П*** С.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях на основании ст.52 ЖК РФ, Закона Самарской области от **.**.**** г. за №00.
Указанные обстоятельства подтверждаются копией свидетельства о рождении истицы, копиями свидетельств о смерти ее отца и решения суда о лишении родительских прав матери, выпиской из заседания жилищной комиссии, копиями справок ул. ХХХ филиала Самарской области ГУП «ЦТИ», сообщениями Управления Росреестра по Самарской области.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от **.**.**** г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это лица в возрасте 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от **.**.**** г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст.5 Закона Самарской области от **.**.**** г. №00-ГД (в редакции от **.**.**** г. №00-ГД) для указанной категории граждан - лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, норма предоставления жилой площади составляет 33 квадратных метра общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жилья.
В силу п."ж" ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства.
В соответствии с требованиями п.2 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ.
В соответствии с ч.1 ст.26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от **.**.**** г. № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Частью 1 ст.8 Федерального закона от **.**.**** г. № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.85 Бюджетного Кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 ст.26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", в том числе, решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.
Таким образом, федеральным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы государственной власти субъектов РФ, за счет средств их бюджетов.
Частью 3 ст.2 Закона Самарской области от **.**.**** г. №00-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленных ст.5 настоящего Закона.
При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области гражданам в соответствии с их письменным заявлением может предоставляться социальная выплата. Порядок предоставления жилых помещений и социальных выплат гражданам определяется Правительством Самарской области.
Согласно ст.5 Закона Самарской области от **.**.**** г. №00-ГД "Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.
Согласно п.п.1.2, 3.1, 3.3, 5.3 Постановления Правительства Самарской области от **.**.**** г. №00 "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным ст.5 Закона Самарской области от **.**.**** г. №00-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области".
При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области детям-сиротам, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется путем предоставления им социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Формирование списков детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется до 1 февраля органами местного самоуправления по месту жительства, исходя из даты обращения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет.
Органы местного самоуправления не позднее 15 февраля предоставляют в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, П*** С.С., **.**.**** г. года рождения, в настоящее время имеет право на внеочередное и незамедлительное обеспечение со стороны Администрации городского округа Сызрань жилым помещением по договору социального найма не ниже социальных норм, установленных ст.5 Закона Самарской области от **.**.**** г. №00-ГД (в редакции от **.**.**** г. №00-ГД), однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, что нарушает ее право на жилище, гарантированное Конституцией РФ.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать Администрацию г.о.Сызрань выделить П*** С.С. денежные средства (за счет средств бюджета субъекта РФ) для приобретения жилого помещения согласно действующего законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора города Сызрани Самарской области в интересах П*** С.С. к Администрации городского округа Сызрань Самарской области о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию г.о.Сызрань Самарской области предоставить П*** С.С., **.**.**** г. года рождения, социальную выплату на приобретение жилого помещения согласно действующего законодательства за счет средств бюджета Самарской области.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Зуморина Л.В.