Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Сызрань 23 января 2012 года
Сызранский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Кислянниковой Т.П.
при секретаре Зиборовой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-98/12 по иску Ильина РИ к Администрации г.о. Сызрань, КЖКХ о признании права пользования жилым помещением, заключении договора социального найма жилого помещения,
У с т а н о в и л:
Истец Ильина РИ обратилась в суд с иском к ответчикам Администрации г.о. Сызрань, Комитету ЖКХ о заключении договора социального найма на двухкомнатную квартиру, жилой площадью 30,8 кв.м, общей площадью 45,1 кв.м, расположенную по адресу: ул. ХХХ и признании права пользования указанной квартирой, ссылаясь на то, что на основании служебного ордера №2 от **.**.**** г. Ильин ВЕ была выделена в пользование двухкомнатная квартира по указанному выше адресу на состав семьи из 4 человек. **.**.**** г. Ильин ВЕ умер. В настоящее время в квартире на регистрационном учете состоит супруга Ильин ВЕ – Ильина РИ, **.**.**** г. года рождения, которая **.**.**** г. поставлена на регистрационный учет и согласно справки КЖКХ Администрации г.о.Сызрань от **.**.**** г. является ее нанимателем. Однако, начиная с момента вселения в квартиру и по настоящее время договор социального найма с Ильина РИ заключен не был, при жизни Ильин ВЕ договор социального найма также заключен не был. В соответствии со ст.10 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных отношений, граждане РСФСР имеют право на получение в установленном законом порядке жилого помещения по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного фонда, жилого помещения в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, на приобретение жилого помещения в собственность в домах государственного и муниципального жилищного фонда и путем индивидуального жилищного строительства, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР. За период с **.**.**** г. и по настоящее время Ильина РИ несет все обязанности нанимателя жилого помещения, содержит помещение в надлежащем состоянии, своевременно и в полном объеме производит оплату за жилье и коммунальные услуги. При выдаче служебного ордера №2 от **.**.**** г. дающего право на жилое помещение, срок проживания и регистрации по месту жительства не оговаривались. Квартира, в которой проживает истица является единственным жильем, другого жилого помещения ни по договору найма, ни на праве собственности она не имеет. Истица считает, что в результате длительного проживания в квартире она приобрела право пользования квартирой.
В судебном заседании представитель истца Суханов ИС исковые требования поддержал, привел доводы, изложенные выше и в исковом заявлении, дополнил, что истица обратилась в суд с настоящим иском для того, чтобы с квартиры был снят статус служебного жилья, что необходимо для дальнейшей приватизации спорного жилого помещения.
Представитель Администрации г.о.Сызрань – Фаллер ИН в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что заключить договор социального найма жилого помещения с истицей в настоящее время не предоставляется возможным, поскольку жилое помещение является специализированным – служебным жилым помещением, право пользования спорным жилым помещением истицы никто не оспаривает.
Представитель КЖКХ Администрации г.о.Сызрань Краснова ГИ в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что статус служебной квартиры не изменен, право пользования истицы спорной квартирой никто не оспаривает, с иском о ее выселении никто не обращался.
Проверив дело, заслушав объяснения сторон, их представителей, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что решением исполкома Сызранского горсовета народных депутатов от **.**.**** г. № 26 был утвержден протокол городской жилищной комиссии от 21.011.1982 года № 3, по которому Ильин ВЕ - работнику Сызранского производственного жилищно-ремонтного треста было предоставлено служебное жилое помещение - служебная квартира по адресу пул. ХХХ.
На основании вышеуказанного решения исполкома Ильин ВЕ был выдан служебный ордер № 2 на спорное жилое помещение по адресу пул. ХХХ. В ордере были указаны Ильин ВЕ, его супруга – Ильина РИ –истица по делу и Ильины ВВ. В.В.
**.**.**** г. Ильин ВЕ умер.
Постановлением Администрации г.о.Сызрань № 873 от **.**.**** г. изменен договор найма жилого помещения: нанимателем квартиры по адресу: ул. ХХХ, пул. ХХХ, 18 – 30 признана Ильина РИ, в связи со смертью Ильин ВЕ.
В указанной квартире истица проживает и зарегистрирована с 1982 года.
Истица обратилась с заявлением об изменении статуса служебной квартиры в Думу городского округа Сызрань. В сообщении Главы городского округа Сызрань от **.**.**** г. Ильина РИ отказано в снятии статуса служебного жилого помещения по следующим причинам. Согласно ст.13 Федерального закона от **.**.**** г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений. Для повторного обращения в Администрацию г.о.Сызрань с заявлением о снятии статуса служебного жилого помещения и реализации права на ее приватизацию истице необходимо встать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, их представителей, письменными материалами дела – копией служебного ордера, справкой с места жительства, копией поквартирной карточки, Постановлением Администрации г.о.Сызрань, архивной выпиской из решения исполкома Сызранского горсовета народных депутатов от **.**.**** г. № 26.
В соответствии со ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В силу ст.100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением. В договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя. Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме.
В силу ст.104 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры. Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются: 1) органом государственной власти Российской Федерации - в жилищном фонде Российской Федерации; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в жилищном фонде субъекта Российской Федерации; 3) органом местного самоуправления - в муниципальном жилищном фонде. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
В силу ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
В силу ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна
сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Судом установлено, что право пользования истицы спорным жилым помещением никто не оспаривает, оснований для признания за истицей права пользования жилым помещением суд не усматривает.
Истица просит обязать ответчиков заключить с ней договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: ул. ХХХ.
Основанием для заключения договора социального найма жилого помещения в силу ст. 57 ЖК РФ является решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения, принятое с соблюдением требований Жилищного Кодекса РФ.
Администрацией г.о. Сызрань не принималось в установленном законом порядке решение о предоставлении истице Ильина РИ спорного жилого помещения.
Истица признана нанимателем спорного жилого помещения в связи со смертью супруга – бывшего нанимателя Ильин ВЕ, которому данное помещение было предоставлено по служебному ордеру.
Оснований для возложения на Администрацию г.о. Сызрань, Комитет ЖКХ Администрации г.о. Сызрань обязанности по заключению с истицей договора социального найма спорного жилого помещения, предусмотренных жилищным законодательством, суд не усматривает.
Заключение и порядок пользования служебным жилым помещением и жилым помещением по договору социального найма регулируются нормами жилищного законодательства, содержащихся в разных разделах Жилищного Кодекса РФ.
Представитель истицы в судебном заседании пояснил, что заключить договор социального найма необходимо для снятия статуса служебного жилого помещения и дальнейшей приватизации спорного жилого помещения.
В силу ст.4 Закона РФ от **.**.**** г. №1541-I «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации служебные жилые помещения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.
Фактически требования истца сводятся к требованиям о снятии статуса служебного жилого помещения.
В силу ст. 92 ЖК РФ полномочия по исключению жилого помещения из специализированного жилищного фонда принадлежат органу, осуществляющему управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Решение о снятии статуса служебного жилого помещения в компетенцию суда не входит.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым исковые требования Ильина РИ к Администрации г.о.Сызрань, КЖКХ о признании права пользования жилым помещением, заключении договора социального найма жилого помещения по адресу ул. ХХХ оставить без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Исковые требования Ильина РИ к Администрации г.о. Сызрань, КЖКХ о признании права пользования жилым помещением, заключении договора социального найма жилого помещения по адресу гор. ул. ХХХ оставить без удовлетворения.
Срок составления мотивированного решения – пять дней.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Кислянникова Т.П.