Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
20 апреля 2012 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Ашурковой А.П.
с участием прокурора Антоновой В.М.
при секретаре Галкиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1414/12 по иску прокурора г.о. Сызрани в интересах Королевой А.С. к Администрации городского округа Сызрань о предоставлении денежных средств для приобретения жилого помещения,
У с т а н о в и л:
Прокурор г. Сызрани обратился в суд с иском в интересах Королевой А.С. к Администрации г.о. Сызрань, о предоставлении денежных средств - социальной выплаты для приобретения жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения не ниже установленных социальных норм. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что Королева А.С., **.**.**** г. года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и в настоящее время имеет право на внеочередное и незамедлительное обеспечение со стороны Администрации г.о. Сызрань жилым помещением по договору социального найма не ниже социальных норм, установленных ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД (в редакции от 09.02.2010 года № 14-ГД), однако до настоящего времени ни жилым помещением, ни социальной выплатой на приобретение жилого помещения не обеспечена, чем нарушено её право на жилище, гарантированное Конституцией РФ.
В судебном заседании представитель прокуратуры г.Сызрани заявление поддержал, привел доводы, изложенные выше и в исковом заявлении.
Королёва А.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации городского округа Сызрань по доверенности в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Администрация городского округа Сызрань осуществляет государственные полномочия Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 1-4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области", вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов и использует финансовые средства и материальные ресурсы, выделенные для осуществления государственных полномочий Самарской области, по целевому назначению, а обязательство по предоставлению жилого помещения является расходным обязательством субъекта РФ.
Представитель Правительства Самарской области в судебное заседание не явился, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в судебное заседание не явился, суд определил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном возражении на иск указал, что дополнительные гарантии прав детей-сирот, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Постановлением Правительства Самарской области утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями. Министерство является главным распорядителем средств областного бюджета в пределах объема, предусмотренного Законом Самарской области о бюджете на текущий год и плановый период. В дальнейшем полученные средства пропорционально распределяются между подведомственными министерству получателями бюджетных средств и представленными списками лиц, подлежащих обеспечению жильем. Объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из размера средств, выделяемых из областного бюджета по формуле, установленной в методике. Все средства областного бюджета предоставляется на основании закона Самарской области об областном бюджете. Законом Самарской области « Об областном бюджете на 2012 год и на плановый 2013 и 2014 года» на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в 2012 году предусмотрено 260 000 000,00 рублей, из них 19354 000,00 рублей предусмотрено на г.о.Сызрань. Требования Закона №115-ГД соблюдаются в полном объеме.
Представитель третьего лица Управления по вопросам семьи, материнства и детства Администрации г.о. Сызрань в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Проверив дело, заслушав лиц, участвующих в деле, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Королева А.С., **.**.**** г. года рождения относится к лицам из числа детей-сирот, одинокий отец лишен родительских прав, мать умерла **.**.**** г., **.**.**** г. Королева А.С. обратилась в Администрацию г.о. Сызрань с заявлением о включении её в список на внеочередное получение жилья в жилищный отдел Администрации г.о. Сызрани, т.к. является сиротой. Постановлением Администрации городского округа Сызрани №00 от **.**.**** г., Королева А.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и включена в список лиц, имеющих право на внеочередное получения жилья. Закрепленного жилого помещения за ним не имеется.
Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о рождении, справкой о рождении, свидетельством о смерти ФИО4, решением Сызранского городского суда от 04.10.2005 года, справкой УПВСМиД Администрации г.о. Сызрань, сообщением Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей это лица в возрасте 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения: по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах: Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.06 года № 87-ГД (в редакции от 09.02.10№ 14-ГД) для указанной категории граждан - лиц из числа детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, норма предоставления жилой площади составляет 33 квадратных метра общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жилья.
В силу п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ.В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного Кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.
Таким образом, федеральным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы государственной власти субъектов РФ, за счет средств их бюджетов.
Частью 3 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.06 года № 27-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленных ст. 5 настоящего Закона.
При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области гражданам.. . в соответствии с их письменного заявления может предоставляться социальная выплата. Порядок предоставления жилых помещений и социальных выплат гражданам... определяется Правительством Самарской области.
Согласно ст. 5 Закона Самарской области от 05.07.2005 года №152-ГД " Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ним жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.
Согласно п. 1.2, 3.1, 3.3, 5.3 Постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 года №421 "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.2006 года №87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области".
При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области детям-сиротам, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется путем предоставления им социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Формирование списков детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется до 1 февраля органами местного самоуправления по месту жительства, исходя из даты обращения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет.
Органы местного самоуправления не позднее 15 февраля предоставляют в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом также установлено, что в соответствии с Законом Самарской области «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» предусмотрено 260 000 000,00 рублей, из них 19 354 000,00 рублей предусмотрено на г.о.Сызрань по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, федеральные средства перечисляются органам местного самоуправления. Уполномоченным органом, осуществляющим формирование списков и организацию обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определено Управление по вопросам семьи, материнства и детства Администрации городского округа Сызрань. В соответствии со списком детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения и имеющих право на внеочередное получение жилья, на 2012 год, утвержденным Постановлением Главы Администрации городского округа Сызрань от **.**.**** г. за №00, Королева А.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Таким образом, Королева А.С., **.**.**** г. года рождения в настоящее время имеет право на внеочередное и незамедлительное обеспечение со стороны Администрации городского округа Сызрань жилым помещением по договору социального найма не ниже социальных норм установленных ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.06 года № 87-ГД (в редакции от 09.02.10№ 14-ГД), однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, что нарушает её право на жилище, гарантированное Конституцией РФ. Суд принял во внимание доводы представителя прокуратуры о том, что Королева А.С. является студентом ГОУ СПО « Губернский колледж г.Сызрани» со сроком обучения до 30.06.2012 года, однако в соответствии с Обзором судебной практики Верховного Суда РФ за 1 квартал 2011 года и в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ основаниями права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в номе ЖК РФ юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким фактам относится прекращении опеки(попечительства) над такими лицами.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать Администрацию г.о. Сызрани выделить Королёвой А.С. денежные средства (за счет средств областного бюджета) для приобретения жилого помещения, согласно действующего законодательства.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Сызрани в интересах Королевой А.С. к Администрации городского округа Сызрань о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения- удовлетворить.
Обязать Администрацию г.о. Сызрань предоставить Королевой А.С. социальную выплату на приобретение жилого помещения согласно действующего законодательства за счет средств бюджета Самарской области.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Ашуркова А.П.